Античная философия

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ(Δημήτριος ὁ Φαληρεύς)(ок. 355, Афины - после 283 до н. э., Египет), др.-греч. афинский государственный деятель и философ, представительПерипатетической школы,ученикТеофраста.
Жизнь.Биография Д. - у Диогена Лаэртия (V 75-85). Родился в Афинах (принадлежал к дему Фалер), был человеком незнатного происхождения (V 76. 1). Получил в юности хорошее образование: вместе с братом учился в Ликее у Теофраста (не исключено, что мог слушать и Аристотеля); был знаком также с ораторами Демосфеном (Plut. Demosth. 9. 11. 14) и Динархом.
Д. с самого начала своей политической карьеры (с 324) примыкал к про-македонской партии в Афинах. В результате событий 319-318, связанных с попыткой восстановления в Афинах демократии после смерти македонского наместника Антипатра, весной 317 был выдвинут Кассандром, сыном Антипатра, на должность «попечителя» города (эпимелета) и занимал ее в течение 10 лет, с 317 по 307, осуществляя при цензовой (по сути олигархической) конституции фактически абсолютное правление (тираннию). Свое правление в Афинах Д. начал с пересмотра и составления свода основных законов, заслужив у историков звание третьего законодателя афинян после Драконта и Солона (ср. Georg. Sync. 331, 6 Mossham.; о деятельности Д. в Афинах см. Фролов 2003). Особое покровительство Д. оказывал Перипату (ср. D. L. V 2, 39), но в той или иной степени поддерживал всех видных философов Афин своего времени (академика Ксенократа, IV 2, 14, киренаика Феодора, II 8, 101, киника Кратета, VI 5, 90). Лишившись власти в 307 после осады Афин Деметрием Полиоркетом, Д. на 10 лет удалился в Фивы, остававшиеся под контролем Кассандра; по замечанию Плутарха, пребывал в безвестности и влачил жалкое существование (Plut. Quom. adulât. 28, 69cd). С 297 (после смерти Кассандра) Д. - при дворе Птолемея I Сотера как привилегированный царский советник (Plut. De exil. 7, 601f-602a; Reg.et imp. apophth. 189d; D. L. V 78; Cic. De fin. V 19, 53-54). Главным деянием Д. в Александрии, помимо составления законов (ср. Aelian. Var. hist. Ill 17), была инициатива создания Мусейона и Библиотеки (свидетельствующая об этом традиция восходит к «Письму к Филократу» Аристея, апокрифу кон. 2 в. до н. э.); достоверность сведений, восходящих к тому же источнику, о том, что Д. составил проект перевода на греческий язык Священного Писания евреев (об этом говорят Иосиф Флавий, Климент Александрийский, Тертуллиан) современными учеными, как правило, отвергается. Умер Д. в изгнании, в Египте, вскоре после прихода к власти Птолемея П.
Сочинения.Д. оставил обширное литературное наследие, от которого дошли немногочисленные фрагменты (см. в собрании Ф. Верли). У Диогена Лаэртия приведен каталог, в котором упомянуты 44 его произведения (книга «О законах» упомянута дважды). Преимущественное внимание в своем творчестве Д. уделял традиционной разработке этико-политических вопросов. К этическому разделу относят «Протрептик», «О величии души»(Περὶ μεγαλοψυχίας),«Об убеждении»(Περὶ πίστεως),«О МИЛОСТИ»(Περὶ χάριτος),«Об удаче»(Περὶ τύχης),«О благоприятном моменте»(Περὶ καιροῦ),«О любви»(Ἐρωτικός),«О браке»(Περὶ γάμου),«Об обязанностях»(Περὶ ἐπιτεδευμάτων),«О старости», «Апология Сократа» (в каталоге - «Сократ», ср., однако D. L. IX 51) и др. Д. принадлежит древнейшее сохранившееся (у Стобея) собрание изреченийСеми мудрецови первое собрание басен Эзопа. Политической философии и политической истории были посвящены: «О справедливости», «В защиту демократии», «О демагогии», «Об афинском государственном устройстве», «Об афинском законодательстве», «Список архонтов» и др. Были у Д. также труды по риторике и литературоведению. Об афинском периоде своей жизни Д. оставил воспоминания «О десятилетии», а также «Обличение афинян». Не будучи оригинальным мыслителем, Д. все же оставил заметный след в истории Перипатетической школы; его несомненная заслуга состоит в том, что он перенес опыт перипатетической учености в Александрию, стал инициатором историографических и литературоведческих исследований в Мусейоне.
Высокую оценку Д. можно встретить у Цицерона, который видел в нем идеальное сочетание достоинств государственного деятеля, оратора и философа. В «О законах» Цицерон писал: «Что касается человека... который был бы первым и в занятиях наукой, и в управлении государством, то кто сравнится с Деметрием Фалерским?» (egg.Ill6, 14)
Фрагм.:WEHRLI, Die Schule IV. Demetrios von Phaleron. Basel, 1968.
Лит.:Wehrli F.Demetrios von Phaleron, - RE Suppl. XI, 1968, col. 514 sq.;Gehrke H. J.Das Verhältnis von Politik und Philosophie in den Werken des Demetrios von Phaleron, -ChironS,1978, p. 149-193;Williams J.MThe Peripatetic school and Demetrius of Phalerum 's reforms, -AncW15, 1985, p. 87-98;Büchler W.Zur handschriftlichen Überlieferung der Sprüche der sieben Weisen, -NAWG1989, S. 3-36;Fortenbaugh W. W., Schütrumpf E.Demetrius of Phalerum: Text, Translation and Discussion [RUSCH IX]. N.Bruns.; L., 2000;Фролов Э. Д.Философ у власти: правление Деметрия Фалерского в Афинах, - АКАДЕМИЯ. Вып. 5, 2003, с. 197-221.
М. А. СОЛОПОВА

  1. деметрий фалерскийгреч.u Demetrios Phalereos до н.э. афинский философ и государственный деятель сторонник македон. партии противник демократии. В гг. управлял Афинами был изгнан и ста...Античный мир. Словарь-справочник
  2. деметрий фалерскийДЕМЕТРИЙ Фалерский ок. ок. до н. э. древнегреческий афинский государственный деятель и философперипатетик. Ученик Теофраста. В абсолютный правитель эпимелет Афин с ...Большой Энциклопедический словарь V
  3. деметрий фалерскийгреческий государственный деятель ученый и философ IV III вв. до Р.Х. Родился в г. в Афинах умер в г. до Р.Х. Отец Деметрия по имени Фанострат был сыном вольноотпущенн...Словарь античных историков
  4. деметрий фалерскийок. ок. до н. э. др.греч. афинский гос. деятель и философ. Представитель перипатетической школы ученик Теофраста. В абс. правитель эпимелет Афин с при дворе Птолемея ...Советский философский словарь
  5. деметрий фалерскийДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ em ок.em ок.em до н. э.emem др.греч. афинский гос.em деятель и философ. Представитель перипатетической школы ученик Теофраста. В абс.em правитель э...Философская энциклопедия