Античная философия

ДАМОН

ДАМОН(Δάμων)(сер. 5 в. до н. э.), др.-греч. софист и музыкальный теоретик, советник Перикла. Д., сын Дамонида, родился в Афинах, в деме Ойа. Учился музыке у Агафокла, его ученика Лампрокла и пифагорейца Пифоклида, создателя «возвышенно-строгой музыки» (Plat. Lach. 180d, Schol. Ale. 118c, Plut. Per. 4, 2.1). Среди учеников Д. называютСократа(D. L. II 19), музыканта Драконта (Olymp.V. Plat. 2), Перикла (Plut. Per. 4, 2). Будучи советником последнего, оказывал влияние на политическую жизнь Афин, в частности, по его инициативе было введено жалованье для судей (Arist. Ath. pol. 27.4, Plut. Per. 9, 2). По общепринятому мнению, увлечение музыкой служило Д. прикрытием для политической и философской деятельности в духе софистов (Plut. Per. 4, Isoer. Antid., 235). На близость Д.Продикууказывает Платон в «Лахете» (197d), a в «Протагоре» (316d-e), не называя имени, причисляет его к софистам. В 443 или 442 (см.Wallace2004, р. 252) был подвергнут остракизму по обвинению в чрезмерной амбициозности и симпатиях к тирании (Plut. Per. 4:μεγαλοπράγμων καὶ φιλοτύραννος).Вернувшись в Афины через 10 лет, восстановил влияние на Перикла. Скончался не позднее 415 года(Delattre1994, р. 604).
Учение Д. реконструировано на основе немногочисленных упоминаний античных авторов о его несохранившейся речи к членам афинского Ареопага(Ἀρεοπαγιτικός),в которой вопросы музыкальной теории и воспитания рассматриваются в тесной связи с этическими и политическими проблемами (см.Lasserre1954, р. 55-69;Ryffel1947). Признавая вслед за софистами, что добродетели можно научить, Д. в отличие от них главным средством достижения этой цели считал музыку. По свидетельству Аристида Квинтилиана, «мысль о том, что звуки непрерывной мелодии вследствие подобия формируют еще не существующий этос и у детей, и у взрослых или выводят наружу спрятанный в глубине, высказывали Дамон и его последователи».Он также упоминает некие «дамоновские лады», которые различались преобладанием в них мужских или женских звуков или отсутствием того или другого вида звуков (Aristid. Quint. 2, 14).
Д. впервые предпринял теоретическое обоснование воспитательных эффектов музыки, систематизировав взгляды своих предшественников. При этом в отличие от пифагорейцев, влияние которых на формирование дамоновского учения об этосе очевидно, несмотря на отсутствие указаний в античных источниках на его принадлежность этой школе, он основывался не на умозрительных рассуждениях о числовых пропорциях, а на живом восприятии музыки. По Д., существует необходимая взаимосвязь между движениями души и возникновением музыки и танцев, которой обусловлено воздействие мусического искусства на нравственный характер (этос) человека; действие различных мелодий и ритмов неодинаково: «свободные и прекрасные песни и танцы порождают подобный вид души и наоборот» (Athen. 628с). Отсюда выводилась необходимость селекции музыкальных ладов, ритмов и инструментов. В «Государстве» Сократ сообщает, что Д. «называл и ямб, и какую-то другую стопу - кажется, трохей, где сочетаются долготы и краткости. В некоторых случаях его порицание или похвала касались темпов не менее, чем самих ритмов» (Resp. Ill, 400а). Одновременно подчеркивалась социально-политическая значимость музыки: «не бывает потрясений в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов» (Resp. 424с). СогласноОлимпиодору,Д. познакомил Перикла с песнопениями, с помощью которых тот устанавливал гармонию в государстве (In Ale. 138, 4-11 Westerink). Оказал большое влияние на Платона, но их взгляды по целому ряду вопросов расходятся. В частности, в отличие от Д., который считал, что «поющему и играющему на кифаре ребенку подобает выказывать не только мужество и целомудрие, но и справедливость» (Philod. De mus. 3, 77, 13-17, p. 55 Kemke), y Платона нет указаний на связь музыки со справедливостью; Платон не наделял этосом отдельные звуки и не дифференцировал их по принципу «мужской—женский», но различал таким образом только лады; в «Государстве» Платон запрещает гиполидий-ский лад, изобретение которого приписывается Д. ([Plut]. De mus. 16) (см. Anderson 1955).
Взгляды последователей Д., т. н. гармоников, подверглись резкой критике эпикурейцемФилодемом,который решительно оспаривает всякую связь между музыкой и характером человека - основанную на предполагаемом сходстве между ними или на подражании; Филодем высказывает сомнение в том, что Д. действительно произнес перед членами афинского Ареопага речь подобного содержания (De mus. 4, 34). Еще ранее (4 в. до н. э.) с развенчанием воззрений гармоников выступил неизвестный автор Хибех-папируса(Grenfell В. Р, Hunt A. S.The Hibeh Papyri I. L., 1906).
Фрагм.:DK I, 418-420, fr. Al-8, Bl-10; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 418-420.
Лит.: Bücheier Ε О1ттер\ Δάμωνα, -ДШ40, 1885, S. 309-312;RyffelH.Eukosmia. Ein Beitrag zur Wiederherstellung des «Areopagitikos» des Damons, -MusHelv4, 1947, S. 23-38;Lasserre F.L'Éducation musicale dans la Grèce antique. Appendice au chap. VI: Damon d'Athènes, in: Plutarque. De la musique. Texte, trad., comm. par F. Lasserre. Olten; Lausanne, 1954, p. 74-79;Raubitschek A. E.Damon, -ClassMed16, 1955, p. 78-83;Anderson W. D.The Importance of Damonian Theory in Plato's Thought, -ТАРА86, 1955, p. 82-102;Idem.Ethos and education in Greek music. The evidence of poetry and philosophy. Camb.(Mass.); L., 1966 (repr. 1968), p. 39^2, 74-82;Moutsopoulos E.La musique dans l'oevre de Platon. P., 1959 (19892), p. 57-80;John H.Das musikerzieherische Wirken Pythagoras' und Damons. Ein Beitrag zur Ethoslehre der Griechen,-Altertum8, 1962, p. 67-72;Ziegler K.Damon (2), - KP I, 1964, S. 1376;Cassio А. СLaso e Damone sofisti e novatori, -PPass26, 1971, p. 275-280;Meister K.Damon, der politische Berater des Perikles, -RSA3, 1973, p. 29-45;Lord C.On Damon and music education,-Hermes106, 1978, S. 32-43;Barker A.(ed.) Greek Musical Writings. Vol. 1. The Musician and His Art. Camb., 1984;Wallace R. W.Damone di Oa ed i suoi successori: un'analisi delle fonti, - Harmonia Mundi: musica e filosofia nell'antichita. Ed. R. W. Wallace, B. MacLachlan. R., 1991, p. 30-53;Delaitre D.Damon d'Athènes, - DPhA II, 1994, p. 600-607;Wallace R. W.Damon of Oa: A Music Theorist Ostracised? - Murray P., Wilson P. (edd.). Music and the Muses. The Culture of «Mousike» in the Classical Athenian City. Oxf., 2004, p. 249-267;RitoohZ.Griechische Musikästhetik. Quellen zur Geschichte der antiken griechischen Musikästhetik. Stuttg., 2004.
Э. Г. ПАНАИОТИДИ

Синонимы:
пифагореец, философ


  1. дамонгреч. теоретик музыки из Афин сер. в. до н.э. советник Перикла. Был выслан из Афин как пособник тирании. В письмах к членам ареопага возможно до н.э. впервые сформулиро...Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. дамонгреч. теоретик музыки из Афин сер. в. до н.э. советник Перикла. Был выслан из Афин как пособник тирании. В письмах к членам ареопага возможно до н.э. впервые сформулиро...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  3. дамонI. Damon см.u Phintias Финтий. II. см.u Финтий.Синонимы пифагореец философ...Реальный словарь классических древностей
  4. дамонгреч.em Damon греч. теоретик музыки из Афин сер. в. до н. э. советник Перикла. Был выслан из Афин как пособник тирании. В письмах к членам ареопага возможно до н. э. вп...Словарь античности
  5. дамонДАМОН И ФИНТИАС два знаменитых верных друга в Сиракузах. Их дружба до того поразила тирана Дионисия что он пожелал быть принятым в их общество. Объяснение иностранных сл...Словарь иностранных слов русского языка
  6. дамондамон сущ. колво синонимов пифагореец философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы пифагореец философ...Словарь синонимов II
  7. дамонДАМОН ДАМОН из Афин сер. в. до н.э.греческий софист и музыкальный теоретик советник Перикла. Считался учителем Сократа Diog. L. II . В был осужден за симпатии тираниче...Философская энциклопедия
  8. дамонDmon и Финтийem Phintias два пифагорейца из Сиракуз образец истинной дружбы. Финтий за покушение на жизнь Дионисия II был приговорен к смерти но для устройства семейных ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  9. дамонДамонDamon и Финтий Phintias . Два друга последователи учения Пифагора жившие в Сиракузах при Дионисии Младшем. Финтий был обвинен в измене тирану и был приговорен к сме...Энциклопедия мифологии