Античная философия

ДАВИД ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ

ДАВИД ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ(Δαβίδ)(? ср. Vat. gr. 1023 f. 84v.:Δαΐδ θεσσαλονίκης ἐξηγούμενος)(кон. 6 - нач. 7 вв.), греческий философ, представительАлександрийской школынеоплатонизма. Судя по имени и отдельным пассажам сочинений - христианин (см., напр., CAG XVIII, 2, р. 129. 8-9). Сохранились ученические записи лекций Д.: стандартные пролегомены к философии (см.Аристотеля комментаторы)общего характера (24 занятия), где философия рассмотрена в 4-х аспектах: «существует ли?», «чем является?», «какова она?», «ради чего существует?» (ср.Arist. An. Post. II 1, 89b); пролегомены (4 занятия) и комментарии (32 занятия) к «Введению» Порфирия, предварявшие рассмотрение «Категорий», с которых начинался курс аристотелевской логики. Близок к комментаторскому методу Д. вышедший из Александрийской школы того же примерно времени комментарий к «Введению», опубликованный Вестеринком под именем Псевдо-Элия (Псевдо-Давида). Д. читал лекции по «Органону» и «Физике». Сохранились переводы пролегоменов и комментарий к «Введению» на армянском языке, относящиеся к 7 в.
Соч.:DavidisProlegomena et in Porphyrii Isagogen commentarium. Ed. A. Busse. В., 1904 (CAG XVIII, 2);Pseudo-Elias(Pseudo-David). Lectures on Porphyry's Isagoge. Ed. L. G. Westerink. Amst., 1964.
Лит.:Conybeare Fr. C.A collation with the Ancient Armenian versions of the Greek text of Aristotle's Categories etc. Oxf., 1892, p. XXXI;Westerink L. G.Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy. Amst., 1962, p. XXIII-XXIV, XXIX-XXXII; Prolégomènes à la philosophie de Platon. Par L. G. Westerink, J. Trouillard et A.-Ph. Segonds. P., 1990;Westerink L. G.Philosophy and medicine in Late Antiquity, -Janus51, 1964, p. 169-177.
Ю. А. ШИЧАЛИН