Античная философия

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ(греч.ἀταραξία [ἀpriv. +ταραχή],волнение, смятение, тревога), термин античной этики: «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общий смысл заключается в идеале невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам, - понимание разделяемое практически всеми античными школами; наибольшее значение термин приобрел в этике эпикурейцев и скептиков. Впервые существительное ἀταραξία предложил, вероятно, Демокрит: «.. .счастье же он называет и благим состоянием духа, и уравновешенностью, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией» (fr. 742 Лурье = Stob. II 7, 31, р. 52, 13 Wachsm.) и «Мудрость, неустрашимая невозмутимость-атараксия - превыше всего» (fr. 743 = Stob. Ill 7, 74) - ср. другой неологизм Демокрита, «неустрашимость»(ἀθαμβίη),с которым атараксия близка и в последующей традиции его вытесняет.
Для истории понятияἀταραξίαважно употребление прилагательного «невозмутимый» (ἀτάραχος) у Аристотеля в определении таких добродетелей, какπραότης(ровность характера, сдержанность): «сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и не подчиняться чувствам, а следовать разуму» (Е. N. 1125Ь34), и ἀνδρεία (мужество), см. Е. N. 1117а18. 31. Аристотелевское понимание «невозмутимого» состояния как состояния подчиненности чувств разуму (формула для всякой добродетели) вместе с демокритовским понятием атараксии оказало влияние на эпикурейскую «невозмутимость» - вероятно, через посредство атомистаНавсифана,ученика Пиррона и учителя Эпикура: Навсифан вместо демокритовской «неустрашимости» использовал новый термин «несмутимость»(ἀκαταπληξία),сходный с атараксией. Кроме того, Эпикур учился уКсенократа,для которого засвидетельствовано употребление однокоренного слова «возмущение» в важном контексте: причина занятий философией состоит в «прекращении возмущений(ταραχῶδες)в нашей жизни по поводу вещей» (fr.4 Heinze).
В связи с Пирроном (свидетельство Посидония у Диогена Лаэртия) атараксия появляется как метафора для описания состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он [Пиррон] оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой безмятежности-атараксии и должен пребывать мудрец» (D. L. IX 68). В школьном пирронизме (Энесидем, Тимон, Секст Эмпирик) и академическом скепсисе (Аркесилай) атараксия устойчиво связана с термином «воздержание от суждений» (эпохе), причем Секст Эмпирик конечной целью всегда называет атараксию, а Диоген Лаэртий и Аркесилай (ар. Sext. Pyrrh. I 232, 8) - эпохе: «Конечной целью скептики считаютэпохе,за которым как тень следует атараксия» (D. L. IX 107); «Эпохе - это остановка рассуждения(στάσις διανοίας),когда мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; а атараксия - это безмятежность и спокойствие души(ἀοχλησία καὶ γαληνότης)»,она «приходит вместе с эпохе» (Sext. Pyrrh. I 10), ср. также 131: «следует за эпохе». То, что атараксия описывает состояние разума (= разумной души), а не чувств, показывает разграничение атараксии и метриопатии («умеренность», термин исходно перипатетический) как конечных целей: «В том, что подлежит [оценочному] мнению, целью скептика является атараксия, а в том, что мы вынуждены испытывать - метриопатия», Pyrrh. I 30, 7, ср. I 25, 4-6. Имеется в виду, что скептик, как и все люди, испытывает чувства приятного и болезненного, но он не судит о том, хорошо это или плохо. Соотношение между атараксией или эпохе (то и другое называется конечной целью, хотя чаще все же атараксия, ср. Pyrrh. I 1-30) Секст Эмпирик демонстрирует с помощью живописной метафоры: «Говорят, что он [живописец Апеллес], рисуя лошадь и пожелав изобразить на картине пену лошади, потерпел такую неудачу, что отказался от этого и бросил в картину губку, которой обыкновенно снимал с кисти краски; и губка, коснувшись лошади, воспроизвела подобие пены. Так и скептики вначале надеялись достичь атараксии путем суждения о несоответствии видимого и мыслимого; но, оказавшись не в состоянии этого сделать, они воздержались от суждений, и следствием их воздержания как бы случайно явилась атараксия, как тень за телом» (I 29).
Если у скептиков атараксия была связана с эпохе («за эпохе следует атараксия»), у Эпикура атараксия связана с удовольствием(ἡδονή),которое появляется при атараксии. В этике Эпикура конечная цель, удовольствие, характеризовалась как отсутствие телесной боли и душевных смятений(μήτε ταράττεσθαι κατὰ ψυχήν)(D. L. X 131. 8-11), иногда душевная атараксия прямо называется «конечной целью» (см. X 128. 3-4) вместе с телесным здоровьем. Вместе с безболезненностью(ἀπονία)Эпикур называл атараксию «устойчивыми удовольствиями»(καταστημαηκαὶ ἡδοναί),в отличие от радости и веселья, определяемыми как «изменчивые удовольствия» (X 136. 10-12). Душевные удовольствия Эпикур полагал выше телесных и связывал их с добродетелями и разумом.
Тревоги в душе возникают прежде всего от ложных мнений о богах и о смерти, вызывающих в людях чувство страха, - «трезвое рассуждение» избавляет ложные мнения и приводит к атараксии (ср. X 132); состояние атараксии - это сосредоточение на «самом общем и главном» (X 82). Как и скептики, эпикурейцы рассматривали науки о природе лишь как пропедевтику к этике и, соответственно, средство для достижения атараксии (ср. Секст Эмпирик: «Мы касаемся наук о природе ради атараксии» (Pyrrh. I 18); Эпикур: «Конечной целью изучения небесных явлений, как и всего остального, является атараксия и твердая уверенность (πίστιν βέβαιον),D. L. Χ 85), однако пути к этой атараксии у двух школ были разные: эпикурейцы предлагали «многообразие объяснений» (X 100) для чувственных феноменов, скептики же воздерживались от суждений о явлениях. По Эпикуру, «кто борется с очевидностями, тот никогда не сможет достигнуть истинной атараксии» (X 96). В этом смысле эпикурейская атараксия близка к стойческому понятиюадиафора(безразличное) - все науки оказываются безразличными для счастья, и это положение полемически направлено против аристотелевского понимания счастья, неразрывно связанного с теоретической добродетелью.
У стоиков атараксия часто используется в значении, близком капатии.В Поздней Стое атараксия терминологически была несколько более востребована, чем в Ранней. Марк Аврелий различает невозмутимость-атараксию как состояние, обусловленное внешними вещами и событиями, и справедливость как зависимую только от самого человека (Marc Aur. IX 31, 1) -возможно, это различие было предложено еще Посидонием (ср. fr. 453d Theiler). Эпиктет в «Беседах» посвящает атараксии отдельное рассуждение (см. Epict. Diss. II 2) и также исходит из понимания атараксии как разумного, спокойного отношения к внешнему имуществу, к внешним ситуациям, почету, собственному телу, своей жизни или смерти, показывая, что неразумное поведение здесь приводит к порабощению человека. Т. обр., атараксия в данных контекстах является следствием апатии как истинно разумного и свободного состояния души.
Лит.:Striker G.Ataraxia. Happiness as Tranquillity, - Striker G. Essays on Hellenistic Epistemology and Ethics. Camb., 1996, p. 183-195;Warren J.Epicurus and Democritean Ethics: An Archaeology of Ataraxia. Camb., 2002.
M. А. СОЛОПОВА

Синонимы:
невозмутимость


  1. атараксияЭтимология. Происходит от греч. ataraxia невозмутимость. Категория. Понятие античной культуры. Специфика. В древнегреческой этике этим понятием обозначалось душевное рав...Большая психологическая энциклопедия
  2. атараксияАТАРАКСИЯ греч. ataraxia невозмутимость понятие др.греч. этики о душевном покое как высшей ценности. Демокрит понимал А. как господство разума над страстями свободу души...Большая советская энциклопедия
  3. атараксиягреч. ataraxia невозмутимость понятие древнегреческой этики о душевном покое как высшей ценности. Демокрит понимал А. как господство разума над страстями свободу души от...Большая Советская энциклопедия II
  4. атараксиягреч. ataraxia безразличие невозмутимость . невозмутимость отсутствие эмоциональных проявлений вызванное принятием философскоэтического учения . состояние эмоционального...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. атараксияataraxia греч. безразличие невозмутимость состояние психически больных после применения психотропных средств нейролептических средств транквилизаторов и др. характеризующ...Большой медицинский словарь
  6. атараксияАТАРАКСИЯ от греч. ataraktos невозмутимый спокойный термин философии Эпикура до н. э. и его школы означающий идеальное душевное состояние которое характеризуется отсут...Большой психологический словарь
  7. атараксиясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. атараксиягреч. ataraxia невозмутимость понятие древнегреческойэтики о душевном спокойствии безмятежности как высшей ценности см. такжеАпатия развито Демокритом Эпикуром представ...Большой энциклопедический словарь II
  9. атараксияАТАРАКСИЯ греч. ataraxia невозмутимость понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии безмятежности как высшей ценности см. также Апатия развито Демокритом Эпику...Большой Энциклопедический словарь V
  10. атараксияневозмутимость духа душев. покой. Понятие А. впервые встреч. у др.греч. философа Демокрита считавш. А. высшим благом жизни. невозмутимость...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. атараксиягреч.отсутствие волнений невозмутимость в древнегреческой этике состояние безмятежности отрешенности от мира внутренней свободы и гармонии. Впервые понятие атараксия упо...Евразийская мудрость от А до Я
  12. атараксиягреческое ataraxia невозмутимость понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии безмятежности как высшей ценности. Смотри Апатия....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. атараксиягреч. невозмутимость спокойствие духа бесстрашие состояние душевного покоя к которому должен стремиться мудрец. Ср. рекомендацию Ф. Рабле в Гаргантюа и Пантагрюэле жить ...Краткий психолого-филологический словарь
  14. атараксиягреч. невозмутимость спокойствие духа бесстрашие безрелигиозный идеал мудреца у эпикурейцев включающий в себя ясность души удовлетворенность ума отсутствие страха перед с...Краткий религиозно-философский словарь
  15. атараксияataraxia греч. безразличие невозмутимостьсостояние психически больных после применения психотропных средств нейролептических средств транквилизаторов и др. характеризующе...Медицинская энциклопедия
  16. атараксияНачальная форма Атараксия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. атараксиятермин используемый разными философами и философскими школами например скептиками для обозначения спокойствия души греч. атарбксиа и означает невозмутимость см. Лурье С. ...Новая философская энциклопедия
  18. атараксияataraxia состояние успокоенности и освобождения от тревоги особенно после приема некоторых транквилизаторов....Оксфордский толковый словарь общей медицины
  19. атараксияатараксия атараксия и...Орфографический словарь
  20. атараксияф.п. атараксия...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  21. атараксияатараксия атараксии атараксии атараксий атараксии атараксиям атараксию атараксии атараксией атараксиею атараксиями атараксии атараксиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  22. атараксияСостояние психических больных после применения нейролептиков транквилизаторов и некоторых других психотропных препаратов ведущее к снятию напряженности тревоги страха вну...Полный толковый словарь по неврологии
  23. атараксияОрфографическая запись слова атараксия Ударение в слове атараксия Деление слова на слоги перенос слова атараксия Фонетическая транскрипция слова атараксия [тракса] Харак...Полный фонетический разбор слов
  24. атараксияАтараксия греч. ataraxia античное понятие обозначающее состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие которое для мудрого человека должн...Психологический словарь
  25. атараксияСловообразование. Происходит от греч. ataraxia невозмутимость. Категория. Понятие античной культуры. Специфика. В древнегреческой этике этим понятием обозначалось душевн...Психологический словарь II
  26. атараксияатараксия иСинонимы невозмутимость...Русский орфографический словарь
  27. атараксияж. ataraxia...Русско-английский медицинский словарь
  28. атараксияж.состояние спокойствия невозмутимости у психических больных после приема психотропных средствem ataraxy...Русско-английский психологический словарь
  29. атараксияАтаракся...Русско-белорусский словарь
  30. атараксияфилос.i атаракся жен.i...Русско-белорусский словарь II
  31. атараксияатараксия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  32. атараксияморальное спокойствие ataraxie...Русско-французский медицинский словарь
  33. атараксияатараксия иСинонимы невозмутимость...Русское словесное ударение
  34. атараксиягреч.em отсутствие волнения невозмутимость душевное равновесие. Согласно Демокриту скептич. философии Пиррона и воззрениям стоиков идеальное душевное состояние высшая цел...Словарь античности
  35. атараксияАТАРАКСИЯ греч. ataraxis от а отриц. част. и tarasein возбуждать возмущать. Учение о безусловном спокойствии духа как единственной цели к которой должен стремиться исти...Словарь иностранных слов русского языка
  36. атараксияатараксия ataraxia греч. безразличие невозмутимость состояние психически больных после применения психотропных средств нейролептических средств транквилизаторов и др. ха...Словарь медицинских терминов
  37. атараксиягреч. ataraxiaневозмутимость категория древнегреч этики характеризующая состояние безмятежности невозмутимости душевного покоя. Античные мыслители считали что мудрец долж...Словарь по этике
  38. атараксияАТАРАuКСИЯstrong и ж. Любое приятное состояние.Чайку похлебал пришел в атараксию! в зн.u межд. Выражает любую положительную эмоцию.Общеупотр. атараuксиuя в древнегреч. ...Словарь русского арго
  39. атараксияатараксия невозмутимость Словарь русских синонимов. атараксия сущ. колво синонимов невозмутимость Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы невозмутимость...Словарь синонимов II
  40. атараксияатараксия невозмутимость...Словарь синонимов
  41. атараксияотсутствие страха перед богами смертью и загробным миром. Термин философской школы Эпикура....Словарь-справочник по философии
  42. атараксиятермин философии Эпикура и его школы идеальное душевное состояние к крому по Эпикуру должен стремиться человек. А. достигается избавлением от страха перед богами смертью ...Советский философский словарь
  43. атараксияАТАРАКСИЯ греческое ataraxia невозмутимость понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии безмятежности как высшей ценности. Смотри Апатия....Современная энциклопедия
  44. атараксияАТАРАКСИЯ греч . ataraxia невозмутимость понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии безмятежности как высшей ценности см. также Апатия развито Демокритом Эпику...Современный энциклопедический словарь
  45. атараксияот греч. отсутствие волнений идеальное душевное состояние равновесие и покой высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понималось как отсутствие страха ...Тематический философский словарь
  46. атараксияатараксия [гр. ataraxia] в древнегреческой философии невозмутимость состояние душевного покоя к которому должен стремиться мудрец....Толковый словарь иностранных слов
  47. атараксиягреч. ataraxia безразличие невозмутимость. Состояние наступающее вследствие приема психотропных средств нейролептиков транквилизаторов и др. характеризующееся снятием тр...Толковый словарь психиатрических терминов II
  48. атараксиягреч. ataraxia безразличие невозмутимость. Состояние наступающее вследствие приема психотропных средств нейролептиков транквилизаторов и др. характеризующееся снятием тр...Толковый словарь психиатрических терминов
  49. атараксияУдарение в слове атараксияУдарение падает на буквы аиБезударные гласные в слове атараксия...Ударение и правописание
  50. атараксиядушевная невозмутимость к которой согласно учению Эпикура должен стремится человек. А. достигается ограничением потребностей и наслаждений устранением от общественных дел...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  51. атараксияГреч. ataraxia невозмутимость состояние душевного покоя невозмутимости достигаемое по мнению древнегреческих философов путем преодоления страха освобождения от тревог б...Философия, практическое руководство
  52. атараксияАТАРАКСИЯ от греч. ataraxia отсутствие волнений невозмутимость в философии Эпикура и его школы состояние душевного покоя невозмутимости к которому должен стремиться че...Философская энциклопедия
  53. атараксияот отрицат. приставка и волную возмущаю понятие др.греч. этики обозначающее безмятежность невозмутимость душевный покой. В учении Демокрита А. понималась как состоян...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  54. атараксияот греч. ataraxia невозмутимость душевное спокойствие безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром Пирроном и в особенно...Философский энциклопедический словарь II
  55. атараксияот греч. ataraxia невозмутимость душевное спокойствие безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром Пирроном и в особен...Философский энциклопедический словарь
  56. атараксияатараксия атараксии атараксии атараксий атараксии атараксиям атараксию атараксии атараксией атараксиею атараксиями атараксии атараксиях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  57. атараксияТарасик Тарас Тара Такси Такса Таиса Таис Таир Сяк Стрия Стрика Стр Стирка Стик Стая Старка Старик Скит Скат Ска Ситар Сиртак Сатир Сати Сарта Сари Сара Сак Саар Ряст Ряс...Электронный словарь анаграмм русского языка
  58. атараксияАтараксия греч. безусловное спокойствие духа которое выставлено было скептиками как единственная цель к которой всеми силами должен стремиться истинный философ....Энциклопедический словарь
  59. атараксиягреч. безусловное спокойствие духа которое выставлено было скептиками как единственная цель к которой всеми силами должен стремиться истинный философ....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  60. атараксияАтараксия греч.em ataraxia невозмутимость понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии безмятежности как высшей ценности и условие мудрости. dd Большой толковый...Энциклопедия культурологии