Античная философия

АРИСТОКСЕН

АРИСТОКСЕНἈριστόξενος)из Тарента(ок. 370/60 - после 300 до н. э.), философ-перипатетик и ученый, основатель биографического жанра, один из главных в античности авторитетов в теории музыки. Его отец и учитель, музыкант Спинтар, был близок к пифагорейцуАрхитуиз Тарента, учителями А. были также пифагорейцы Ксенофил, Эхекрат и др., ученикиФилолаяи Эврита. После пребывания на Пелопоннесе (в Мантинее и Коринфе), уже сложившимся человеком, А. присоединился к аристотелевскому Ликею (основан в 335). После смерти Аристотеля Α., вероятно, остался в Ликее, читая здесь лекции по музыке (fr. 62 Wehrli; Harm. II, 30-31).
Из огромного числа трудов А. (453), косвенно указывающего на его долгую жизнь, около 30 сохранились во фрагментах и свидетельствах и лишь два почти полностью: «Начала гармоники»(Ἀρμονικά στοιχεῖα)и «Начала ритмики»(Ῥυθμικά στοιχεῖα).За исключением теоретических трактатов по музыке, подавляющее большинство дошедших до нас фрагментов принадлежит к сочинением, предназначенным для широкой публики. К центральным для Аристотеля теоретическим предметам - логике, физике, метафизике — А. проявлял еще меньше интереса, чем его товарищ по ЛикеюДикеарх.Его стремление сохранять дистанцию от любых авторитетов сказалось, например, в том, что в учении о душе он отвергал взгляды Аристотеля, разделяя пифагорейскую теорию, согласно которой душа есть «гармония» телесных элементов и потому смертна (fr. 118-121).
В основанном им вместе с Дикеархом жанре биографии, соединившем в себе черты исторического и литературного жанра, проявились скорее его личные, чем философские пристрастия. Биографии Пифагора и Архита рисуют идеализированный образ философов, ученых и политиков, живших в согласии со своими этическими принципами.Биографии Сократа и Платона, напротив, носят резко критический характер и полны скандальных подробностей, включая обвинения Платона в прихлебательстве и плагиате (fr. 62, 67). При этом «Пифагорейские изречения» А. содержат множество этических принципов и идей, заимствованных им у Платона, например, о педагогическом значении законов и государственных установлений, призванных обуздывать человеческие влечения (fr. 33^41). Здесь сказалась идущая от Академии и развитая Аристотелем тенденция видеть в пифагорейцах философских предшественников Платона. В трудах «О Пифагоре и его учениках» и «О пифагорейской жизни» А. стремился представить эту школу в максимально благоприятном свете, иногда вопреки традиции (так, он утверждал, что Пифагор ел и мясо, и бобы) и почти всегда - вопреки Аристотелю, который игнорировал Пифагора-философа, а в своей книге «О пифагорейцах» (fr. 191-196 Rose) рисовал их суеверными ритуалиста-ми. Рационалистическая трактовка А. пифагорейской традиции опиралась на его знакомство с учениками Филолая и Архита и в целом верно отражала реалии пифагореизма рубежа 5-4 вв. В его трудах, посвященных законодательству и воспитанию («Воспитательные законы», «Политические законы», «О нравах мантинейцев» и др.)> также ощущается влияние пифагореизма и платонизма.
Несмотря на апологетический характер трудов о пифагорейской школе, в главной для А. области, музыковедении, он решительно рвет с математической гармоникой пифагорейцев, обвиняя их в том, что, противореча явлениям(φαινόμενα),они отклоняют чувственные восприятия как неточные и вводят в гармонику соотношения чисел и скоростей. А. основывает свой анализ музыки на субъективном восприятии тонов человеческим слухом и его способности ощущать разницу в высоте звука. Опираясь на качественный подход Аристотеля к явлениям природы и используя его эм-пирико-описательный метод, А. разрабатывает новую теорию музыки. Она включала в себя гармонику, ритмику, метрику и учение о музыкальных инструментах (каждому из этих разделов он посвятил ряд специальных работ) и охватывала, в отличие от пифагорейской, все значимые музыкальные явления. Оставаясь непревзойденной до конца античности, она породила своих последователей, «аристоксеновцев», споривших с приверженцами пифагорейской теории, и легла в основу большинства музыкально-теоретических трактатов древности.
А. в целом принимал идущее от пифагорейцев учение о педагогическом и терапевтическом воздействии музыки и, по свидетельству Теофраста, сам лечил музыкой душевные болезни (fr. 6). Подобно Платону и Аристотелю, он предпочитал простоту старой музыки разнообразию нового стиля, зародившегося в сер. 5 в. до н. э., однако его консерватизм более умерен, чем у Платона, и носит профессионально-эстетический, а не только этико-педа-гогический характер.
Фрагм.:WEHRLI, Die Schule II. Aristoxenos. Basel, 19672;AristoxeniElementa harmonica. Ed. R. Da Rios. R., 1954;Aristoxenus.Elementa rhythmica. Ed. L. Pearson. Oxf., 1990;BarkerA. Greek musical writings. Vol. 2. Camb., 1989 (англ. пер. музыкальных трудов).
Лит:Laloy L.Aristoxène de Tarente, disciple d'Aristote. P., 1904;Mewaldt J.De Aristoxeni Pythagoricis sententiis et Vita Pythagorica. В., 1904;Wehrli F.Aristoxenos, -RE Suppl. 11, 1968, S. 336-343;Barker A.Music and perception: a study in Aristoxenus, -JHS98, 1978, p. 9-16;В élis A.Aristoxène de Tarente et Aristote: le traité d'harmonique. P., 1986;Visconti A.Aristosseno di Taranto. Biografia e formazione spirituale. Nap., 1999;Герц-ман Ε. Β.Античное музыкальное мышление. Л., 1986.
Л. Я. ЖМУДЬ

  1. аристоксениз Тарента в. до н. э. древнегреческий философ ученикАристотеля представитель перипатетической школы. Зачинатель жанрабиографий философов труды о пифагорейцах его музык...Большой энциклопедический словарь II
  2. аристоксенв Таренте до н.э. в Афинах греч. философ и теоретик в обл. муз. исква ученик Аристотеля. От напис. им ориентир. работ философск. ист. и муз.теоретич. содержания сохра...Древний мир. Энциклопедический словарь
  3. аристоксенв Таренте до н.э. в Афинах греч. философ и теоретик в обл. муз. исква ученик Аристотеля. От напис. им ориентир. работ философск. ист. и муз.теоретич. содержания сохра...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  4. аристоксенAristoxenos Тарент ок. до н. э. др.греч. муз. теоретик. Учился у Аристотеля в Афинах там же преподавал. Сво учение изложил в многочисл. работах св. б. ч. утеряна. Со...Музыкальная энциклопедия
  5. аристоксенAristixnus тарентинец философ и теоретик музыки жил ок. г. до Р. X. ученик Аристотеля автор многих сочинений из них сохранились но не вполне и . А. первый пытался...Реальный словарь классических древностей
  6. аристоксенрод. в в Таренте ум. в до н. э. в Афинах греч. философ и теоретик в области музыкального искусства ученик Аристотеля. От написанных им ориентировочно работ философског...Словарь античности
  7. аристоксенАРИСТОКСЕН из Тарента в . до н. э. древнегреческий философ ученик Аристотеля представитель перипатетической школы. Зачинатель жанра биографий философов труды о пифагорей...Современный энциклопедический словарь
  8. аристоксенАРИСТОКСЕН из Т а р е н т а акме согласно визант.em лексикону Суда до н. э.emem др.греч. философ ученик Аристотеля представитель перипатетической школы. Из многочисл. со...Философская энциклопедия
  9. аристоксениз Тарента в. до н.э. один из учеников Аристотеля автор трактата по музыке Гармоника дошедшего до нас с некрыми пропусками. В нем А. рассматривал музыкальные тоны со ст...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. аристоксенАристоксен один из лучших учеников Аристотеля жил в Афинах около до Р. Х. Из его многочисленных философских сочинений напр. О законах воспитания и Жизнеописания знамени...Энциклопедический словарь
  11. аристоксенодин из лучших учеников Аристотеля жил в Афинах около до Р. Х. Из его многочисленных философских сочинений напр. О законах воспитания и Жизнеописания знаменитейших филос...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  12. аристоксенАристоксен Aristoksenos из Тарента вторая половина IV в. до н. э. греческий философ и теоретик музыки. Изучал музыку у своего отца Спинфара и Ламприя из Эритреи затем учи...Энциклопедия античных писателей
  13. аристоксенАристоксенAristoxenus . Философ перипатетик и музыкант живший около г. до Р.Х.Источник Краткий словарь мифологии и древностей. М.Корш. СанктПетербург издание А. С. Суво...Энциклопедия мифологии