Античная философия

АРИСТОБУЛ

АРИСТОБУЛἈριστόβουλος)(сер. 2 в. до н. э.), александрийский писатель, иудей, автор аллегорического комментария к Септуагинте, адресованного Птолемею VI Филометору (180-145 до н. э.). Согласно Евсевию Кесарийскому, А. упомянут во 2-м Послании Маккавеев (2 Мак. 1:10) как «учитель царя Птолемея, происходящий из рода помазанных священников», впрочем, это соотнесение спорно. Фрагменты сочинения А. сохранились благодаря цитатам у христианских авторов - Климента Александрийского (Strom. VI 32, 3-33, 1; I 150, 1-3), Анатолия (apud Eus. Hist Eccl. VII 32, 16-18), Евсевия Кесарийского (Pr. Εν. VII 14; VIII 9, 38-10, 18; XIII 12, 11-16), об А. свидетельствует также Ориген (С. Cels. IV 51).
Сочинение Α., по-видимому, представляло собой диалог между автором и Птолемеем, в котором А. отвечал на предполагаемые вопросы монарха о значении отдельных мест «Бытия», «Исхода», «Второзакония» и, возможно, других книг Септуагинты. Ответы носят характер философской апологии, разъясняющей пункты, неприемлемые с точки зрения греческой богословской традиции академического происхождения. А. разъясняет, как надо понимать библейский антропоморфизм: упоминания о «руке», «стоянии», «схождении» Бога - лишь метафоры, указывающие на проявления божественной силы (fr. 2 Walter = Eus. Pr. Εν. VIII 9, 38-10, 18), «упокоение» Бога в субботу не означает его последующего бездействия, но лишь то, что порядок сотворенных вещей с того дня пребывает незыблемым на веки (fr. 5 = Pr. Εν. XIII 12, 11), особый статус субботы обосновывается ссылкой на значение седмицы в пифагорейской числовой символике (Ibid.).
А. призывает понимать Писание «физически» (fr. 2 = Pr. Εν. VIII 10, 2), а не буквально. Моисей, как автор Пятикнижия, с помощью разных образов и выражений обозначает(σημαίνει, ἐπισημαίνεται)великие тайны природы, которые проницательный ум должен усмотреть в его сочинениях. Под «физическим» смыслом А. понимает теологию, что ставит его особняком по отношению к стоической аллегорезе (Гераклит, Корнут).Прямое влияние стоиков он вряд ли мог испытать и в силу исторических причин: аллегорический комментарий к Гомеру становится у стоиков популярен не ранее времени А. (к тому же в грамматической школе Пергама, которая полемизировала в этот период с александрийской школой).
Теологические трактовки А. близки философии, представленной в трактате «О мире», приписываемом Аристотелю. С этим трактатом экзегезу А. сближает представление о Боге, как имеющем имманентную миру силу(δύναμις),которая, будучи все проникающей связью сущего, может в своих проявлениях(ἐνέργεια)созерцаться(θεωρέω)человеком. К ней, по мысли Α., относятся такие выражения Писания как «рука Господня», «нисхождение Бога» (на Синай), «божественный глас» (fr. 2 = Eus. Pr. Εν. VIII 10, 7; 12-17; fr. 4 = Eus. Pr. Εν. XIII 3). Сам же Бог - творец, находящийся «над всем» и «повсюду», и вне «проявления» «силы» не видим.
Другая линия связи с Аристотелем проходит через неопифагорейские псевдоэпиграфы. Так, рассуждения А. о мудрости как источнике света, в котором все созерцается (fr. 5 = Eus. Pr. Εν. XIII 12, 10), находят соответствие в трактате Периктионы «О мудрости» (apud Stob. Ill 1, 120), опирающемся на 11-ю кн. «Метафизики».
В целом, мысль А. близка тем течениям эллинистической философии, которые претендовали на авторитет Аристотеля, что объясняет, почему источники называют его «перипатетиком», а его философию «перипатетической» (Т 2 Walter = Clem. Strom. I 15, 72. 4; Τ 4 = Clem. Strom. V 14, 97. 7; Τ 14 = Pr. Εν. XIII 12; Τ 12 = Pr. Εν. VIII 9, 38).
В то же время связь А. с неопифагорейскими эпиграфами не сводится к их общей ориентации на Аристотеля, но проявляется и в обращении к собственно пифагорейскому материалу. Так, «физически» трактуя субботу (седьмой день) как «первое рождение света» (fr. 5 Walter = Eus. Pr. Εν. XIII 12, 10), - свет же на самом деле был сотворен Богом в первый день, - А. опирается на пифагорейскую числовую философию, в которой единица рассматривалась как тождественная семерке (ср. Philo. Deus imm. 5-11; Procl. Th. Plat. 5, 14, 10-12). Зачин «Бытия» «и сказал Господь...» перетолковывается им в смысле пифагорейского учения о гласе(φωνή),пронизывающем Вселенную (fr. 3 = Eus. Pr. Εν. XIII 12, 3-4). Α. выстраивает определенную доксографическую перспективу, в которой преемниками Моисея выступают Пифагор, Сократ, Платон, а также Орфей и перипатетики. Это преемство также находится в согласии с неопифагорейской доксографией.
В своем сочинении А. обильно цитировал греческих поэтов. В его фрагментах сохранилась пифагорейская поэтическая антология, посвященная значению числа 7, а также ранняя редакция орфической поэмы, известной из других источников под названием «Завещание Орфея». Это стихотворение обнаруживает знакомство с Ветхим Заветом, и приведено А. в подтверждение мысли о том, что орфики зависят от иудейского Завета, равно как и о том, что ветхозаветная и орфическая доктрины схожи.
Фрагм.: Fragments from Hellenistic Jewish Authors. Vol. III. Aristobulos. Ed. by C. R. Holladay. Atlanta (Georgia), 1995;Kraus Reggiani C.I frammenti di Aristoboulo, es-egeta biblico, -BollClass3, 1982, p. 87-134;AngelinoC,Valesini D., Salvaneschi E.(edd.). I frammenti di Aristobulo, -Σύγκρυσι,ς.Testi e studi di storia e filosofia del linguaggio reli-gioso. T. II. Genova, 1982, p. 41-82;Waiter N.Fragmente jüdisch-hellenistischen Exegeten -Aristobulos, Demetrios, Aristeas. 1975;Denis A.Fragmenta Pseudepigraphorum quae super-sunt graeca una cum historicorum et auctorum Judaeorum hellenistarum fragmentis. Leiden, 1970, p. 217-228.
Лит.:Walter N.Der Thoraausleger Aristobulos: Untersuchungen zu seinen Fragmenten und zu pseuepigraphischen Resten der jüdisch-hellenistischen Literatur. В., 1964;Radice R.La Filosofia di Aristobulo e I suoi nessi con il «De Mundo». Pref. di A. A. Bos. Mil., 1994;Мату сова Е. Д.Философская экзегеза Ветхого Завета у Филона Александрийского: истоки и традиция. (Дисс.) М., 2000;Она же.Филон Александрийский и греческая доксо-графия, -ВДИ,2001, 1, с. 40-52.
Е. Д. МАТУСОВА

  1. аристобулиз Кассандрии ок. до н. э.Летописец Александра Македонского во время его военных походов. Работал над историей его завоеваний....Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. аристобулсопровождал Александра Македонского во время его походов. Начиная с до н.э. работал над историей завоеват. компаний Александра. Его соч. послужило источ. для произв. Стр...Древний мир. Энциклопедический словарь
  3. аристобулAristoblus . сын иудейского царя Александра Ианнея находился во вражде с своей матерью Александрой которая в продолжение лет гг. до Р. X. правила Иудеей. По ее смерти ...Реальный словарь классических древностей
  4. аристобулГреч. Александрийский писатель и малоизвестный философ Еврей старавшийся доказать что Аристотель разъяснял эзотерические мысли Моисея.Источник Теософский словарь...Религиозные термины
  5. аристобулиз Кассандрии сопровождал Александра Македонского во время его походов. Начиная с до н. э. работал над историей завоевательных компаний Александра. Его сочинение послужи...Словарь античности
  6. аристобулгреческий историк начала III в. до Р.Х. участник военных походов Александра Македонского родом из Кассандрии. Родился около г. умер после г. до Р.Х. О его жизни почти н...Словарь античных историков
  7. аристобулАРИСТОБУЛ АРИСТОБУЛ Александрийский сер. в. до н. э. философ и экзегет представитель эллинистическоиудейского синкретизма автор греческого комментария на Тору фрагмент...Философская энциклопедия
  8. аристобулАристобул греческий историк участвовавший в походах Александра Македонского и на старости лет описавший его деяния. Сочинением А. пользовались Плутарх и особенно Арриан...Энциклопедический словарь
  9. аристобулгреческий историк участвовавший в походах Александра Македонского и на старости лет описавший его деяния. Сочинением А. пользовались Плутарх и особенно Арриан. Отрывки из...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона