Античная философия

АНАТОЛИЙ

АНАТОЛИЙἈνατόλιος)(3 в. н. э.), философ-платоник пифагорейской ориентации, «считавшийся вторым после Порфирия» (Eunap. V. Soph. V, 1, 2), учительЯмвлиха.Начиная с Целлера принято отождествлять этого А. с автором сочинения «О декаде и числах внутри нее», а также с товарищем и соучеником Порфирия, которому тот во время пребывания в Афинах (ок. 250) посвятил свои «Гомеровские вопросы» (ZELLER III. 2, S. 678).
По предположению ряда исследователей (Grant 1971, р. 141-142; Dillon 1987, р. 867), Анатолий, учитель Ямвлиха и автор трактата «О декаде», может быть тем же лицом, что и упоминаемый Евсевием александрийский философ Анатолий, впоследствии ставший епископом Лаодикии (Eus. Hist. Eccl. VII 32, 6-10). Последний не только был знатоком аристотелевской философии, риторики и естественных наук, но и отличался особым интересом к астрономии и математике. По сообщению Евсевия, ему принадлежит соч. «Об определении дат Пасхи» (сохранилось в виде отрывков у Евсевия (Hist. Eccl. VII 32, 14-19) и в лат. пер.: Liber Anatolii de ratione Paschali, - PG 10, 207) и «Введение в арифметику» в 10 кн., среди которых, возможно, был и трактат «О декаде» (Hultsch 1894, S. 2074; Heiberg 1901, p. 27-41; Grant 1971, p. 141). О жизни этого А. (ум. ок. 282) известно следующее: он родился в Александрии, занимал там должность сенатора и был одним из известнейших преподавателей философии Аристотеля. В 262-263, после захвата Александрии римлянами, он перебирается в Кесарию Палестинскую, где епископ тамошней церкви Феотекн рукополагает его во епископы и назначает своим преемником. Некоторое время они совместно управляют Кесарийской церковью, пока в 274 (по уточненной датировке Дж. Диллона) А. не уезжает в Лаодикию, чтобы по желанию местной паствы стать там преемником умершего епископа Евсевия.
Вероятно, во время своего пребывания в Кесарии А. возобновляет преподавание философии (Dillon 1987, р. 867) и, возможно, открывает в городе собственную философскую школу, где в начале 70-х у него учится молодой Ямвлих.Впоследствии А. мог посоветовать своему ученику отправиться в Рим к Порфирию, с которым был знаком по годам совместного обучения в Афинах у ритора Лонгина. И хотя вопрос об идентификации двух Анатолиев - философа-пифагорейца и христианского епископа - до сих пор остается открытым, все большее число ученых склоняется к их отождествлению (Grant 1971, р. 141; Larsen 1972, р. 37-38; Hadot 1984, р. 258).
Единственное известное философское произведение А. - трактат «О декаде и числах внутри нее»(Περὶ δεκάδος καὶ τῶν ἐντός ἀυτῆς ἀριθμῶν),фрагменты которого сохранились также в составе «Теологуменов арифметики», долгое время приписывавшихся Ямвлиху, - представляет собой не столько изложение оригинального учения, сколько суммирующий обзор традиционной для того времени пифагорейской литературы. Издатели (Hultsch, 1864; Heiberg, 1900) отмечают множество почти дословных параллелей между трактатом А. и сочинениями пифагорейцев 1-2 вв. н. э.Теона Смирнского, Никомаха из ГерасыиМодераша.Например, А. подобно Никомаху объясняет научный характер(ἐπιστημονικόν)пифагорейской арифметики тем, что объекты, которые она исследует, являются вечными, нематериальными и неизменными; и так же как Теон сравнивает единицу с «единым, умопостигаемым богом, не имеющим возникновения, прекрасным и благом самим по себе» (29, 19-21 Heiberg). В целом содержание трактата «О декаде» сводится к рассмотрению математических свойств чисел первой десятки и разъяснению тех многочисленных эпитетов, которыми их наделяли пифагорейцы. Так единица, по словам Α., именуется «родительницей», «умом», «бытием» и «причиной»; двоица - «дерзанием», «мнением», «движением», «равенством»; троица - «благоразумием», «соразмерностью», «совершенством» и т. д. А. поясняет, что подобные эпитеты присваивались пифагорейцами на основании сходства, которое они усматривали между числами и определенного рода вещами. Так, называя единицу «родительницей» и «причиной», они имели в виду, что та подобно первопричине всего сущего выступает началом всякого числа. Точно так же двоица именовалась у них «равенством» из-за того, что подобно среднему термину(μεταίχμιον),сочетающему в себе свойства двух противоположных вещей, могла рассматриваться как промежуточная ступень между множеством, представи-мым в виде 3, и единством, представимым в виде 1. Действительно, если единица при сложении с единицей становится больше чем при умножении на единицу (1 + 1 > 1 х 1), а остальные числа, начиная с тройки, при умножении на самих себя становятся больше, чем при сложении с самими собой (3 + 3 < 3 х 3), то двойка и при сложении, и при умножении увеличивается одинаково (2 + 2 = 2x2). Поэтому 2 есть как бы «мать» всех чисел, трансформирующая единство в числовое множество (Theol. arithm. 10, 10-11, 11). Приводя все эти примеры, А. не объясняет, чем может быть вызвано подобное сходство чисел с вещами: случайностью или тем, что числа являются прообразами и производящими причинами всего сущего. В результате перечисляемые им соответствия оставляют впечатление надуманности и произвола, что дает повод некоторым исследователям расценивать трактат «О декаде» как шаг назад по сравнению с более ранними сочинениями Никомаха или Модерата (О'Меага 1989, р. 25).
Соч.:Anatolius.Excerpta. Ed. F. Hultsch, - Heronis Alexandrini geometricorum et ste-riometricorum reliquat В., 1864, p. 276-280;Anatolius.Sur les dix premiers nombres. Ed. J. L. Heiberg, trad, par P. Tannery, - Annales internationales d'histoire, Congres de Paris 1900. P., 1901, p.21-51.Изд. «Теологуменов арифметики» см. в лит. к ст. «Ямвлих».
Словари и энциклопедии:Hultsch F.Anatolius, - RE, Bd. 1, 1894, col. 2073-2074;Goulet R.Anatolius, - DPhA I, 1989, p. 179-183;Bautz F W.Anatolius, - Biographisch' Bilbliographisches Kirchenlexicon. Bd. I, 1990, Sp. 160.
Лит.:ZELLER, III. 2, 1881, S. 678-679;Grant R. M.Early Alexandrian Christianity, -ChurchHist40, 2, 1971, p. 133-144;Hadot I.Pappus et Anatolius, - Arts libéraux et philosophie dans la pensée antique. P., 1984, p. 257-258;Dillon J.M Iamblichus of Chalcis, -ANRW II, 36, 2, 1987, p. 866-867;O'MearaD. J.Pythagoras Revived. Oxf., 1989, p. 23-25 (ch. «Anatolius»).
С. В. МЕСЯЦ

Синонимы:
анатоль, имя, толик, толя, толян, толяныч


  1. анатолийАнатолийstrong гр. восточный....Ты и твоё имя (список имён)
  2. анатолийимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  3. анатолийНачальная форма Анатолий единственное число именительный падеж мужской род одушевленное отчество...Морфологический разбор существительных
  4. анатолийАнатолийstrong я м. прост. Натолий я. Отч. Анатолиевич Анатолиевна и Анатольевич Анатольевна разг. Анатольич. Производные Анатолька Натоля Толя Толюня Толюся Толяна Толях...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  5. анатолийАнатолий Анатолиевич Анатолиевна и Анатольевич Анатольевнаem Синонимы анатоль имя толик толя толян толяныч...Русский орфографический словарь
  6. анатолийntulСинонимы анатоль имя толик толя толян толяныч...Русско-китайский словарь
  7. анатолийАНАТОЛИЙ ИЯ от греч. anatole восход. Собственные имена восточный ая. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АНАТОЛИЙ ИЯ от греч. anato...Словарь иностранных слов русского языка
  8. анатолийАнатолий я муж.em прост.em к Натолий я.Отч.strong Анатолиевич Анатолиевна и Анатольевич Анатольевна разг.em Анатольич. Производныеstrong Анатолька Натоля Толя Толюня Толю...Словарь личных имен
  9. анатолийАнатолий епископ авг. церков. историкПсевдонимыi Ан. И.u И. А.Вариант имениi Грисюкu мирское имяИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  10. анатолийАнатолий я муж. прост. НатолийОт греч. anatole востокОтч. Анатолиевич Анатолиевна и Анатольевич Анатольевна разг. АнатольичПроизводные Анатолька Толя Толюня Толюся Толян...Словарь русских личных имен
  11. анатолийАнатолий восточный восходящий Натолий Анатолька Анатоль Натоля Толя Толюня Толюся Толяна Толян Толяха Толяша Натоха Натоша Тоша Тося Тота Туся Толяныч Толик Словарь русск...Словарь синонимов II
  12. анатолийАнатолий восточный восходящий Натолий Анатолька Анатоль Натоля Толя Толюня Толюся Толяна Толян Толяха Толяша Натоха Натоша Тоша Тося Тота Туся Толяныч Толик...Словарь синонимов
  13. анатолий. А. В. Луначарский Мандат собственноручный Анатоль Васильича. здесь род. М . А. Глебов И когда от бомбы в небо Вскинуло труху Я и Анатолий Глебов Были наверху. П анато...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  14. анатолийАНАТОЛИЙ . А. В. Луначарский Мандат собственноручный Анатоль Васильича. здесь разг. род. М . А. Глебов И когда от бомбы в небо Вскинуло труху Я и Анатолий Глебов Были н...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  15. анатолийRzeczownik Анатолий Anatol m Anatolij m...Универсальный русско-польский словарь
  16. анатолийАНАТОЛИЙ АНАТОЛИЙ в. н. э.философплатоник считался вторым после Порфирия Евнапий учитель Ямвлиха. Традиционно считается автором сочинения О декаде и числах внутри нее ф...Философская энциклопедия
  17. анатолийНло Нит Нилот Нил Нато Натали Налой Налитой Нал Найти Найт Най Лот Лита Лион Линт Лина Лиана Латин Лата Ланита Ланий Лана Лай Йот Итл Ион Иоланта Иол Инта Илот Илона Аон ...Электронный словарь анаграмм русского языка