Античная философия

АМЕЛИЙ

АМЕЛИЙ(Ἀμέλιος)Гентилиан,из Этрурии (сер. 3 в. н. э.), ученикПлотина,первый из его постоянных слушателей (с 246). До Плотина учился у стоика Лисимаха, возможно (Э. Целлер), последователяНумения Апамейского;во всяком случае, восторженным почитателем последнего был сам Α., собравший и выучивший наизусть почти все сочинения Нумения (Porph. V. Plot. 3); в 269 Α., покинув Плотина, отправился в Апамею (Ibid. 2). Сделанные А. записи плотиновских лекций составили ок. 100 книг; против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения А. написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения»; в Афины Лонгину А. отправил письмо-трактат «О характере плотиновой философии»; разъясняя Порфирию учение Плотина о том, что вне ума нет умопостигаемого, А.написал книгу «О недоумениях Порфирия», а в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков - 40 книг против гностика Зостриана (Ibid. 3, 4, 16, 17, 18, 20). Α., вероятно, принадлежали комментарии к платоновским «Государству», «Тимею», «Пармениду» и «Филебу» (ссылки в комм. Прокла и Дамаския) и рассуждение о справедливости у Платона (Ibid. 20).
А. отличался от Плотина склонностью к схематизации и к расчленению основных философских понятий (особенно к трихотомиям); так, А. признавал три ума (см.Нус):собственно ум, второй ум - умопостигаемое первого, -и третий ум - умопостигаемое второго, - отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями 2-го письма Платона, которые (в соответствии с Tim. 39e) определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков (Procl. In Tim. 93d). Признавая единую мировую душу, А. приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически (κατὰτὴν μονάδα)душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада - демонов, как тетрада (22) и эннеада (З2) - человеческую жизнь, как октада (23) и эйкосигептада (З3) доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство (Stob. I 49, 37-39; Procl. In Tim. 205c). А.-толкователь Платона нашел продолжателя в Феодоре Асинском, а критика - в Ямвлихе (Procl. In Tim. 226b). Порфирий отмечает религиозность А. (V. Plot. 10): вероятно, как и Нумений, А. был увлечен восточными вероучениями; согласно Евсевию (Рг. Εν. XI 18-19), А. сочувственно ссылался на учение о Логосе в начале «Евангелия от Иоанна» и сопоставлял его с Душою Мира платонической традиции.
Фрагм.:Zoubos [Zoumpos] A. N.(ed.). Amelii Neoplatonici Fragmenta. Ath., 1956;Idem.Amelius von Etrurien. Sein Leben und seine Philosophie. Beitrag zur Geschichte des Neuplatonismus. Ath., 1956.
Лит.:Dörrie H.Une exégèse néoplatonicienne du Prologue de l'Évangile selon St. Jean (Amélius chez Eusèbe, Prép. év. 11. 19, 1-4), - Epektasis. Mélanges Patristiques offerts au Card. Jean Daniélou, 1972, p. 75-87 (= Idem. Platonica Minora. Münch., 1976, S. 491-507);Massagli M.Amelio Neoplatonico e la metafisica del nous, -RFN74, 1982, p. 225-243;Taran L.Amelius-Amerius: Porph. V. Plot. 7 and Eunap. V. Soph. 4. 2, -AJP105, 1984, p. 476-479;Brisson L.Amélius. Sa vie, son oeuvre, sa doctrine, son style, - ANRW II, 36, 2, 1987, p. 793-860;Corrigan K.Amelius, Plotinus and Porphyry on Being, Intellect and the One,-Ibid.,p. 975-993.
Ю. А. ШИЧАЛИН

  1. амелийпрактический амелий иш практическая работа прикладной амелий санат прикладное искусство амелий риязият прикладная математика ср. тадбикъий санат...Крымскотатарско-русский словарь II
  2. амелийАМЕЛИЙ Amelius Гентилиан из Этрурии сер. в. ученик Плотина первый из его постоянных слушателей. До Плотина учился у стоика Лисимаха возможно последователя Нумения Апамей...Философская энциклопедия