100 знаменитых изобретений

КИНЕМАТОГРАФ

Для того, чтобы получить на экране изображение движущегося предмета, необходимо сфотографировать его последовательные положения, а затем показать эти снимки с помощью проектора. Если показывать эти снимки со скоростью 12–14 кадров в секунду и более, человеческий глаз перестает замечать смену картинок на экране, и движение на экране будет казаться ему непрерывным. Именно эта «инерция» глаза лежит в основе кинематографа, мультипликации и телевидения. Одним из первых устройств для получения изображений на экране был магический фонарь. В нем изображение, нанесенное на прозрачную пластинку, освещалось источником света и при помощи системы линз проецировалось на белую поверхность (экран). Впервые передача движения на экран была осуществлена благодаря стробоскопу – прибору, который был изобретен в 1833 г. австрийцем С. Штампфером. Стробоскоп представлял собой два диска, вращавшихся на одной оси. На одном диске изображались последовательные фазы одного процесса, на другом были радиальные щели, через которые можно было наблюдать рисунки, нанесенные на первый диск. При быстром вращении зритель, смотревший в специальное окошко, за небольшой промежуток времени последовательно видел картинки и воспринимал их как слитное изображение в непрерывном движении. В 1853 г. австриец Ф. фон Ухатиус создал проекционный стробоскоп, совмещавший в себе магический фонарь и стробоскоп Штампфера. Этот прибор давал до 100 изображений. За секунду менялось 3–4 изображения, каждое из которых имело свой объектив. Источник света был установлен таким образом, что расположенные по краю колеса пластинки с картинками поочередно проходили перед ним. Позже проекционный стробоскоп стал известен под названием «живых картин». Проекционные стробоскопы были очень громоздки, а время демонстрации составляло меньше минуты. Их сменили проекторы, в которых использовалась прозрачная целлулоидная пленка, намотанная на барабан. В «Оптическом театре» Э. Рейно можно было видеть персонажей, которые непрерывно двигались. Они были нарисованы на пленке. При вращении барабана изображение на пленке освещалось фонарем и проецировалось на наклонное зеркало, которое отражало его на просвечивающий экран в зале. Одновременно при помощи другого аппарата на экран проецировалась рисованная декорация, служившая фоном для двигавшихся персонажей. Самая длинная пленка «Оптического театра» содержала около 500 изображений и демонстрировалась около 15 минут. «Оптический театр» стал прообразом современного анимационного кино. В 1859 г. дю Мон получил патент на многообъективную камеру для съемки отдельных фаз движения. В ней 12 светочувствительных пластин, прикрепленных к бесконечной ленте, последовательно проходили позади объектива, останавливаясь перед ним на короткое время. В момент остановки открывался затвор, пропуская свет на фотопластинку. Механизм ленты был связан с затвором таким образом, что остановка пленки и открытие затвора точно совпадали. Дю Мон предвидел принцип работы кинематографа. Но его аппарат не позволял снимать движение. Для осуществления этого не хватало нескольких составляющих. Светочувствительность фотопластинок была недостаточной: для получения качественного изображения их надо было подвергать воздействию света в течение нескольких секунд, а при съемке движения выдержка должна была составлять несколько десятых, а то и сотых долей секунды. Для съемки был необходим автоматический затвор, работавший со скоростью 12–14 кадров в секунду. Была необходима фотопленка, которую можно было перематывать с нужной скоростью, и механизм перемотки этой пленки. Пленка должна была не просто перематываться, но и делать в определенные моменты короткие остановки. Изобретение в 1871 г. сухого фотографического процесса позволило сократить выдержку при фотографировании до 1/200 секунды. В 1872 г. американский фотограф Э. Мюйбридж сфотографировал отдельные фазы движения лошади при беге, установив вдоль беговой дорожки несколько фотокамер, затворы которых были соединены с протянутыми вдоль дорожки нитками. Пробегая мимо камер, лошадь рвала нитки, и производился снимок. Таким образом, Мюйбриджу удалось получить несколько фотографий, на которых были изображены отдельные фазы движения лошади. Позже он снимал и другие движущиеся объекты. Мюйбридж наклеивал их в нужном порядке на стробоскоп, вращая который можно было наблюдать процессы в движении. В 1882 г. французский физиолог Э. Марей создал специальное фотографическое ружье, которое могло снимать отдельные последовательные фазы непрерывного движения. В нем при нажимании курка срабатывал передвигающийся механизм, вращавший пластинку. Он делал 12 снимков за секунду. При помощи этого ружья Марей снимал полет птиц. В 1877 г. польский фотограф Л. Варнерке изобрел первый роликовый фотоаппарат с коллоидной бумажной лентой. В 1886 г. француз О. Пренс сделал хронофотографический аппарат с 16 объективами. Он предназначался для съемки последовательных фаз движения. В нем светочувствительная бумажная лента перематывалась с барабана на барабан, проходя при этом позади объектива. Объективы, каждый из которых имел свой затвор, располагались в 4 ряда. Пренс смог проецировать снятое изображение на экран. Лента для аппаратов была негативной, сначала ее проявляли, затем печатали на другую ленту позитив. Проекционный аппарат также имел 16 объективов. Для удобства перематывания ленты по ее краю были прорезаны специальные отверстия – перфорации, в которые помещались зубцы лентопротяжного механизма. Но бумага была неподходящим материалом для фотографии – она была непрозрачной и непрочной. В 1887 г. Г. Гудвин изобрел гибкую целлулоидную фотопленку на основе нитроцеллюлозы. Для качественного воспроизведения движения еще был необходим скачковый механизм. Первое подобное устройство сконструировал англичанин У. Фризе?Грин. Но он был несовершенен и сложен. В 1893 г. Эдисон создал кинетоскоп. Это был ящик с окуляром, в который смотрел зритель. В окуляр было видно матовое стекло, на которое снизу проецировалось снятое на пленку изображение. В 1893 г. Марей создал хронофотографический аппарат, в котором целлулоидная пленка двигалась прерывисто с мгновенными остановками. Частота движения составляла 20 кадров в секунду. Механизм прерывания состоял из электромагнита и прижимных роликов. В момент срабатывания затвора валик притягивался и останавливал пленку. В 1894 г. Ж. Демени создал киноаппарат, в котором скачковый аппарат представлял собой диск с пальцем, вращавшимся по часовой стрелке. В 1895 г. свою конструкцию кинопроектора и киноаппарата запатентовал Луи Люмьер, который вместе с братом Огюстом разработал киноаппарат для съемки. Л. Люмьер назвал свое изобретение кинематографом. В киносъемочном аппарате братьев Люмьер пленка сматывается с подающего ролика при помощи зубчатого барабана и подается в фильмовой канал, в котором спереди прорезано окно. Пленку продергивает лапка – грейфер. Зуб грейфера входит в перфорацию, затем идет вниз и тянет пленку за собой. Протянув ее на один кадр, он оттягивается назад и выходит из перфорации. После этого грейфер поднимается и вновь входит в зацепление с перфорацией. Грейфер приводится в движение механизмом камеры. Этот же механизм передвигает обтюратор – диск с вырезанным сектором. Он работает синхронно с грейфером. Пока зуб грейфера сцеплен с пленкой, продергивая ее, обтюратор закрывает кадровое окно, и свет не попадает на пленку. Когда же зуб грейфера выходит из перфорации, поднимаясь в исходное положение, пленка стоит неподвижно. В это время перед кадровым окном проходит вырез обтюратора. Отснятая пленка выходит из фильмового канала и подается зубчатым барабаном к приподнимающему ролику. Вращаясь, он наматывает пленку на себя. Сверху и снизу фильмового канала пленка образует петли. Верхняя петля нужна для того, чтобы грейфер не оборвал пленку, нижняя – чтобы зубчатый барабан не тянул ее через фильмовый канал в то время, когда делается снимок. Опытная демонстрация фильма, снятого на кинопленке с помощью аппарата братьев Люмьер, состоялась в марте 1895 г., а в декабре этого же года в Париже на бульваре Капуцинов начал свою работу первый кинотеатр. В 1896 г. был изобретен более совершенный, чем аппарат Люмьера, скачковый аппарат в виде мальтийского механизма. Его создали В. Контенсуза и Бюнцли. Он состоит из ведущего диска (кривошипа) с одним пальцем?эксцентриком и ведомого диска в форме мальтийского креста с 4 прорезями. При движении кривошипа его палец входит в прорезь креста и, скользя в ней, поворачивает крест на 90°. При этом поворачивается и зубчатый барабан, соединенный с крестом. За один оборот ведомый диск делает 4 остановки, продолжительность каждой из которых в 4 раза больше, чем время движения. При остановке кадра ведущий диск поворачивается на 270°, после чего палец снова входит в прорезь креста, поворачивая его на 90°. В 1897 г. Ш. Пате и Л. Гомон организовали промышленный выпуск усовершенствованных киносъемочных и кинопроекционных аппаратов. Они же организовали выпуск первых кинокопировальных аппаратов. Кинопленку для съемки и печатания копий выпускали фирмы «Люмьер» и «Истмен Кодак». Несмотря на несовершенство первых киноаппаратов, кинематограф в начале XX в. приобрел большую популярность. Показ первых фильмов сопровождался аккомпанементом пианино или оркестра. Одновременно с появлением кинематографа начались попытки соединить изображение со звуком: привлекались актеры, синхронно воспроизводившие речь персонажей фильма. Для воспроизведения звука были созданы кинетофон Эдисона и хронефон Гомона. Использовались также специальные грампластинки. Русские ученые А. Ф. Виксцемский в 1889 г. и И. Л. Поляков в 1900 г. предложили метод фотографической записи звука посредством фотоэлемента и использования позитива фонограммы. В 1906 г. американец Ю. Лоост разработал систему фотографической записи звуковых колебаний на кинопленку. Системы звукового кино были созданы практически одновременно в СССР, США и Германии. В СССР звуковое кино разрабатывалось в Москве под руководством П. Г. Тагера (система «Тагефон») и в Ленинграде под руководством А. Ф. Шорина. В системе Шорина фонограмма имела переменную ширину дорожки записи, в системе «Тагефон» – переменную оптическую плотность. В 1931 г. был снят первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь». При съемке звукового кино звуковые колебания воспринимаются микрофоном и после обработки поступают на аппарат записи, фиксирующий звук на отдельной магнитной ленте. Различные звуки (речь, музыка, шумы), записанные при производстве фильма, располагаются на отдельных лентах. После окончания монтажа фильма осуществляется перезапись звука: все сигналы с фонограмм сводятся на одну. Затем производится тиражирование совмещенных позитивных копий фильма. В кинопроекционном аппарате фотографическая фонограмма переменной ширины или переменной плотности, полученная перезаписью с магнитной фонограммы, пересекает световой поток лампы просвечивания в месте равномерного движения киноленты и изменяет его в соответствии с записанными звуковыми колебаниями. Фотоэлемент превращает световой поток, падающий на него, в электрические колебания, которые после усиления поступают на громкоговоритель, установленный у экрана в зрительном зале. В том случае, если звуковая дорожка магнитная, воспроизведение звука вместо фотоэлемента осуществляется магнитной головкой. В 1950?е годы получила распространение стереофоническая звукозапись. В 1935 г. С. П. Иванов изобрел безочковое стереофоническое кино, основанное на использовании растрового кинопроекционного экрана. Первый кинотеатр, оборудованный таким экраном, открылся в Москве в 1941 году. С 1939 г. применяются системы стереофонического кино с использованием поляроидных очков. В 1940–1950?е годы создаются системы цветного кино. В их основе лежит метод трехцветного изображения на цветной пленке. В 1941 г. немецкая фирма «Агфа» разработала пленку «Агфа?Колор», а в 1951 г. американская фирма «Кодак» – пленку «Истмен?Колор». В США и Великобритании применяется система цветного кино «Техниколор», основанная на гидротипном методе печати цветных изображений. В 50?е годы появились новые виды кинематографа, использующие широкие экраны: панорамное кино с использованием 35?миллиметровых кинопленок, широкоэкранное кино, широкоформатное кино с использованием пленки шириной 65–70 мм.

  1. кинематографм. cinematografo Итальянорусский словарь. Синонимы большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп с...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. кинематографм.cinematgrafo m...Большой русско-испанский словарь
  3. кинематографсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. кинематографм. cinmatographe m сокр. cinma m cin m тк. помещениеem...Большой русско-французский словарь
  5. кинематографм.cinmatographe m сокр. cinma m cin m тк. помещение большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  6. кинематографот греч. kinema род. п. kinematos движение и .граф первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихсяобъектов и для последующего воспроизведения получа...Большой энциклопедический словарь II
  7. кинематографКИНЕМАТОГРАФ от греч. kinema род. п. kinematos движение и .граф первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспрои...Большой Энциклопедический словарь V
  8. кинематографа м.em .strong устар.em Аппарат для съемки на светочувствительную пленку движущихся объектов и для воспроизведения полученных снимков путем проецирования их на экран.То ...Малый академический словарь
  9. кинематографкорень КИНЕМ соединительная гласная О корень ГРАФ нулевое окончаниеОснова слова КИНЕМОГРАФВычисленный способ образования слова Сложение основ КИНЕМ соединительная гла...Морфемный разбор слова по составу
  10. кинематографНачальная форма Кинематограф винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  11. кинематографкинематограф м. То же что киноискусство кинематография. устар. Аппарат для съемки на светочувствительную пленку движущихся объектов и для воспроизведения полученных сни...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  12. кинематографкинематограф кинематограф а...Орфографический словарь
  13. кинематографu мu мн.u кинематографы Р.u кинематографов большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп синема си...Орфографический словарь русского языка
  14. кинематографcinma cinmatographie...Политехнический русско-французский словарь
  15. кинематографкинематограф кинематографы кинематографа кинематографов кинематографу кинематографам кинематограф кинематографы кинематографом кинематографами кинематографе кинематографа...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  16. кинематографОрфографическая запись слова кинематограф Ударение в слове кинематограф Деление слова на слоги перенос слова кинематограф Фонетическая транскрипция слова кинематограф [к...Полный фонетический разбор слов
  17. кинематографкнематограф фа. фический кнематографчний....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  18. кинематографкинематограф аСинонимы большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп синема синематограф стереокин...Русский орфографический словарь
  19. кинематографМ kinematoqraf . kino aparat . khn. kino kinoteatr....Русско-азербайджанский словарь
  20. кинематографcinema cinematograph cinematography кинематограф м.u см.u кинематографияСинонимы большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино кин...Русско-английский политехнический словарь
  21. кинематографкинематограф м.icinema cinematograph...Русско-английский словарь
  22. кинематографкинематограф м. . cinematograph . киноискусство the cinema кинематограф ичный cinematic....Русско-английский словарь II
  23. кинематографmotion pictures большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп синема синематограф стереокинематогр...Русско-английский словарь по машиностроению
  24. кинематографcinematograph...Русско-английский словарь по электронике
  25. кинематографmotion picture...Русско-английский строительный словарь
  26. кинематографcinematography большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп синема синематограф стереокинематогра...Русско-английский технический словарь
  27. кинематографN...Русско-армянский словарь
  28. кинематографКнематограф...Русско-белорусский словарь
  29. кинематографкнематограф муж.i...Русско-белорусский словарь II
  30. кинематографм. кинотеатрem cinematografo m cinema m искусство киноem cinematografia f...Русско-итальянский политехнический словарь
  31. кинематографкиноматограф экранда кинофильмдер крсететн аспапкинотеатр кинотеатр...Русско-казахский словарь
  32. кинематографм. уст. кинематограф кинотеатрдын й....Русско-киргизский словарь
  33. кинематографкиноискусствоem dinyng ysh уст. кинотеатрem dinyngyunСинонимы большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеа...Русско-китайский словарь
  34. кинематографкинематографм см. кино....Русско-новогреческий словарь
  35. кинематографmcinematgrafo mu arte cinematogrfica большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп синема синемато...Русско-португальский словарь
  36. кинематографм уст. киноu sinema см. кинематография Синонимы большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп сине...Русско-турецкий словарь
  37. кинематографтехн. кнематограф Синонимы большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп синема синематограф стере...Русско-украинский политехнический словарь
  38. кинематографkinematograf kino...Русско-чешский словарь
  39. кинематограф.strong filmiaparaat.strong filmikunst kinematograaf kino...Русско-эстонский словарь
  40. кинематографкинематографСинонимы большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп синема синематограф стереокинем...Русское словесное ударение
  41. кинематографкинематограф большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп синема синематограф стереокинематограф ...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  42. кинематографкинематограф а Синонимы большой экран великий немой десятая муза иллюзион искусство кино кинематография кино киноискусство кинотеатр мутоскоп синема синематограф стереоки...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  43. кинематографКИНЕМАТОГРАФ движущаяся фотография в темной комнате на белом занавесе получается изображение при помощи волшебного фонаря но только вместо одной картины здесь тянется пол...Словарь иностранных слов русского языка
  44. кинематографкинематограф кинематография киноискусство кино синематограф кинотеатр иллюзион большой экран десятая муза синема искусство кино экран великий немой Словарь русских синони...Словарь синонимов II
  45. кинематографкинематограф кинематография киноискусство кино синематограф кинотеатр иллюзион большой экран десятая муза синема искусство кино экран великий немой...Словарь синонимов
  46. кинематографКИНЕМАТОГРАФ от греч . kinema род. п. kinematos движение и .граф первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспрои...Современный энциклопедический словарь
  47. кинематографкинематограф [гр. kinema kinftnatos движение .граф] первоначальное название аппарата для съемки на светочувствительную пленку движущихся объектов и для получения на эк...Толковый словарь иностранных слов
  48. кинематографКИНЕМАТОГРАФ ам. . То же что кинематография. Чернобелый цветнойшuрокоформатмый стереоскопический к. . То же что кинотеатр. Открылсяновый к. прил. кинематографический ая о...Толковый словарь Ожегова
  49. кинематографКИНЕМАТОГРАФ кинематорграфа м. от греч. kinema движение и grapho пишу. . Прибор для демонстрации на экране движущихся картин. Картины демонстрировались с помощью кинема...Толковый словарь русского языка II
  50. кинематографкинематограф кинематограф а м. То же что ия. Чрнобелый цветной широкоформатный стереоскопический к. То же что кинотеатр. Открылся новый к.прил. ический ая ое к знач....Толковый словарь русского языка II
  51. кинематографКИНЕМАТОГРАФ ам. . То же что кинематография. Чернобелый цветной шuрокоформатмый стереоскопический кинематограф . То же что кинотеатр. Открылся новый кинематограф прилагат...Толковый словарь русского языка
  52. кинематографУдарение в слове кинематографУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове кинематограф...Ударение и правописание
  53. кинематографRzeczownik кинематограф m kinematograf m...Универсальный русско-польский словарь
  54. кинематографкинематограф кинематографы кинематографа кинематографов кинематографу кинематографам кинематограф кинематографы кинематографом кинематографами кинематографе кинематографа...Формы слова
  55. кинематографГори Горенка Горе Гор Гонт Гонка Гон Гомик Гомер Гномик Гном Гнет Гнатик Гнат Гмина Гко Гифа Гиф Гитара Гитана Гит Гимнета Гимн Гик Гиена Гетр Гетман Гет Геронт Героин Ге...Электронный словарь анаграмм русского языка
  56. кинематографКинематограф Люмьера и друг. весьма распространенный в настоящее время прибор служащий для показания на экране движущихся фигур живая фотографии представляет усовершенств...Энциклопедический словарь
  57. кинематографЛюмьера и друг. весьма распространенный в настоящее время прибор служащий для показания на экране движущихся фигур живая фотографии представляет усовершенствование эдисон...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  58. кинематографКинематограф комплекс устройств и методов обеспечивающих съмку и демонстрацию фильмов. Термин кинематограф впервые появился и стал общепринятым в его французском вариант...Энциклопедия «Техника»
  59. кинематографкинематограф комплекс устройств и методов обеспечивающих съмку и демонстрацию фильмов. Термин кинематограф впервые появился и стал общепринятым в его французском варианте...Энциклопедия техники
  60. кинематографКинематографstrong. Заимств. в конце XIX в. из нем. яз. где Kinematographi lt франц. cinmatographei которое является неологизмом Були образованным путем сложения греч. ki...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  61. кинематографЗаимств. в конце XIX в. из нем. яз. где Kinematographem ampLT франц. cinmatographeem которое является неологизмом Були образованным путем сложения греч. kinmaem движение ...Этимологический словарь русского языка