100 великих пророков и вероучителей

ПИФАГОР

Пифагора считают первым религиозным мыслителем и наставником Эллады, создавшим законченное вероучение. По происхождению он был иониец и родился около 580 г. до Р.Х. на острове Самос. С раннего детства Пифагор, как свидетельствует его биограф Порфирий, показал большие способности ко всем наукам. В юности он обучался в Тире у халдеев и овладел всей их мудростью. Потом он учился у нескольких ионийских мудрецов, в том числе у известного натурфилософа Анаксимандра из Милета, а для того, чтобы изучить математику и высшую богословскую мудрость, специально ездил в Египет. Пишут, что самосский тиран Поликрат, который был большим другом египетского царя Амасиса, дал Пифагору рекомендательное письмо к гелиопольским жрецам. Кроме Гелиополя Пифагор побывал в Мемфисе, а потом поселился в Диосполе. Тамошние жрецы очень неохотно открывали чужаку свое тайное учение. Чтобы отпугнуть Пифагора от его замыслов, они при посвящении подвергали его тяжелым испытаниям, назначая ему задания, противные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они разрешили ему участвовать и в жертвоприношениях и в богослужениях, куда до этого не допускался никто из чужеземцев. Диоген сообщает, что Пифагор хорошо знал египетский язык и мог читать египетские тексты, причем не только обычные, но и такие, смысл которых понятен лишь посвященным. Возможно, в Египте Пифагор почерпнул одно из главных положений своего будущего вероучения: каждый должен стремиться к тому, чтобы внутренне и внешне сделаться достойным человеком и стать нравственным произведением искусства. Ведь египетские жрецы в то время, в отличие от греческих, не только составляли нечто вроде сословия и получали соответственное образование, но также вели особый, нравственный образ жизни, придерживаясь определенных правил поведения. Поэтому вполне вероятно, что именно в Египте у Пифагора зародилась мысль о его будущем союзе, представляющем собой прочное сожительство людей, объединившихся вместе для целей умственной и нравственной культуры. Возвратившись в Ионию, Пифагор устроил у себя на родине училище, но, когда ему исполнилось сорок лет, он, тяготясь тиранией Поликрата, навсегда переселился в южную Италию, в город Кротон. Здесь он стал пользоваться глубоким уважением граждан как человек, много странствовавший, опытный и дивно одаренный судьбой. Вместе с тем он обладал красивым голосом, благородной внешностью и манерами. Сперва он взволновал своими речами городских старейшин; потом, по просьбе властей, обратил свои увещания к молодым; и, наконец, стал говорить с мальчиками, сбежавшими из училища, и даже с женщинами, которые тоже собрались на него посмотреть. Все это умножило его славу и привело к нему многочисленных учеников, как мужчин, так и женщин. По словам Никомаха, первыми слушателями его были около двух тысяч человек. Пифагор так пленил их своими рассуждениями, что ни один из них не вернулся домой, а все они вместе с детьми и женами устроили огромное училище, поселились при нем, а созданные Пифагором законы и правила соблюдали ненарушимо, как божественные заповеди. Из этого училища вырос в дальнейшем знаменитый пифагорейский союз. По духу и своей организации он более всего походил на религиозный орден, имевший свою иерархию, обрядность и эзотерическую доктрину, а его члены были также связаны строгой дисциплиной и послушанием. Целью этого сообщества было нравственное совершенствование его членов, которые в результате должны были стать такими же завершенными произведениями искусства, такими же достойными, пластическими натурами, каким был сам Пифагор. Жизнь в союзе регулировалась раз и навсегда установленными правилами. Все его члены носили одинаковые белые льняные одежды и имели определенный распорядок дня, в котором для каждого часа была своя работа: утром, тотчас же после пробуждения ото сна, им вменялось в обязанность вызывать в памяти историю вчерашнего дня, так как то, что они должны делать сегодня, было тесно связано с тем, что они делали вчера. (Им вменялось также в обязанность в качестве вечернего занятия критическое осмысление своих поступков, совершенных в течение дня.) Сойдясь на восходе солнца, пифагорейцы пели торжественный гимн Аполлону, исполняя священный дорийский танец, одновременно мужественный и торжественный. После омовений совершалась в полном молчании прогулка по храму. Затем в тени деревьев или под портиком начинались занятия. В полдень произносилась молитва героям и доброжелательным гениям. Послеобеденное время посвящалось гимнастическим упражнениям, урокам, медитациям и внутренней подготовке к следующему уроку. На заката солнца возносилась общая молитва космогоническим богам и воскурялась на алтаре бескровная жертва. Все трапезы пифагорейцев были совместными. Хлеб и мед являлись главной их пищей, а вода — единственным напитком. Обучение дополнялось правильной гигиеной и строгой дисциплиной, так как побеждать свои страсти было первым долгом посвященного. Пифагор учил, что суть вещей ускользает от обычного человека, который воспринимает лишь проходящие явления этого мира. Постигнуть вечное и бесконечное возможно лишь тогда, когда между человеком и остальным миром устанавливаются гармония и единение. Тот, кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать гармонию божественную. Это, впрочем, не означало, что Пифагор проповедовал аскетизм. Напротив, брак, к примеру, рассматривался пифагорейцами как нечто священное, но любовь, которая сводилась к одной чувственности, они однозначно осуждали. Сладострастие, по словам Пифагора, можно сравнить с пением сирен, которые, как только приблизишься к ним, исчезают, а на месте, откуда раздавалось пение, оказываются поломанные кости и куски тела. По прошествии нескольких лет, когда школа обрела громкую славу, туда стали принимать не всех желающих и не сразу. Прежде чем получить в нее доступ, нужно было пройти трехлетний испытательный срок. При этом исследовались его образованность и способность к послушанию; собирались также справки о его поведении, склонностях и делах. Затем, будучи допущенным в число учеников, он первые пять лет проводил в молчании, только внимая речам Пифагора, но не видя его. Прежде чем открывать ученику высшую мудрость, Пифагор преподавал ему математику, так как математические предметы лежат на грани телесного и бестелесного. С помощью такого приема он подводил людей к созерцанию истинно сущего. Наряду с математикой много внимания уделялось музыке. (Пифагор утверждал, что музыка обладает способностью поднимать душу по ступеням восхождения и открывать высший порядок, скрытый от взоров невежд. Священные мелодии должны были настраивать душу ученика и делать настолько гармоничной, чтобы она могла ответно вибрировать на каждое дуновение истины.) В качестве регулярных занятий были введены также гимнастические упражнения. Особое значение придавалось углубленным размышлениям — медитациям. Лишь усвоив необходимые предварительные знания, ученик допускался к непосредственному общению с Пифагором. Тогда он получал возможность видеть учителя, разговаривать с ним и мог приобщиться к его тайному эзотерическому учению. О самом этом учении мы имеем теперь лишь приблизительное представление. Доподлинно известно только одно — сущность всех вещей и основу организации Вселенной Пифагор искал в числах и их гармонических отношениях Он учил, что в природе есть две силы. Лучшую он называл Единицею, светом, правостью, равенством, прочностью и стойкостью; а худшую — Двоицей, мраком, левизной, неравенством, зыбкостью и переменностью. В самом общем смысле под Единицей он понимал божественную, деятельную, мужскую природу, заключающую в себе всю полноту гармонии, а под Двоицей — пассивную, женскую, материальную (ее отождествляли также с Деметрой-Землей). Божественная Единица осуществляет себя лишь посредством Двоицы и, Сходя через нее, становится реальной, воплощаясь в Троице, то есть в физисом мире. Проявленный мир — тройственен, и потому Тройка — есть первое совершенное число, образующее закон вещей и истинный ключ жизни. Вся видимая Вселенная определяется Тройкой, ибо Тройка содержит в себе все. Примеров проявления этой троичности огромное количество: человек состоит из тела, души и духа; каждый материальный объект существует в трех измерениях — то есть имеет длину, высоту и ширину; Вселенная делится на три концентрические сферы — мир божественный, мир естественный и мир человеческий; тела могут находиться в трех состояниях — твердом, газообразном и жидком; семья включает в себя трех индивидуумов — мужчину, женщину и дитя; предметы могут отталкиваться, притягиваться или находиться в равновесии и т. д. и т. п. Во всех этих проявлениях троичности можно всегда выделить: а) член активный; б) член пассивный; в) член средний, вытекающий из действия двух первых друг на друга. Но все они восходят к Высшей триаде: божественной Единице, принимающей ее в себя Двоице и родившейся в результате этого Троице. Далее Пифагор вводил понятие священной Тетрады, которое заключало в себе глубокую идею синтеза и развития. Согласно его учению, Вселенная, возникшая под воздействием божественной Единицы, вновь возвращалась и заключалась в ней, образуя живой божественно-материальный космос. В высшем смысле Тетрада олицетворяла собой единство Бога и Вселенной: Вселенную, существующую по божественным законам, или Божество, проявляющееся словно в теле в материальной Вселенной (то есть Тетрада есть высшее единство — та же Единица, но на более высоком качественном, проявленном уровне). В частной, обыденной жизни Пифагор тоже видел бесчисленные проявления Тетрады. Например, тело, душа и дух дают в своем слиянии четвертый член — человека; семья есть единство отца, матери и ребенка и т. д. Эта изощренная, отвлеченная, тяготеющая к монотеизму теогония не вступала у Пифагора в противоречие с общепринятой. Рассуждая о божественной Единице, он вместе с тем требовал уважения к богам традиционной греческой религии. Однако они не были для него высшими существами, а только олицетворяли ту или иную сторону мироздания. Своим ученикам он говорил, что боги, различные с виду и по именам, в сущности, одни и те же у всех народов, потому что они соответствуют тем разумным силам, которые действуют во всей Вселенной. Более того, он говорил о целой иерархии превышающих человека существ, называемых героями и полубогами, которые служат посредниками между человеком и Божеством, и учил, что как раз через них, проявляя героические качества, человек может приблизиться к Богу. Что касается этого Верховного Божества, то Пифагор представлял его как некое огненное Единство, пребывающее в самом средоточии космоса. Впитывая потоки пустоты, окружающей Центр, это пламенное Целое образует множественность миров, состояний и качеств. (По словам Аристотеля, он учил, что в центре Вселенной находится огонь, вокруг которого вращаются в определенном порядке десять сфер: сфера неподвижных звезд, сферы Земли, Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия, Солнца, Луны и еще одного невидимого тела — Противоземли При движении каждая из сфер издает особый звук, соответствующий ее величине и скорости. Последняя определялась различными состояниями, находившимися в гармоническом отношении друг к другу, вследствие чего возникает гармонический мировой хор). Большой заслугой Пифагора следует считать подробно разработанное им учение о душе, воспринятое потом и другими греческими философами. Душа, говорил он, есть отщепившаяся частичка божественного эфира; она разделяется на три части: ум, рассудок и страсть. Ум и страсть есть и у других животных, но рассудок — только у человека. Власть души распространяется от сердца и до мозга, та часть ее, которая в сердце, — эго страсть, а которая в мозге — рассудок и ум; струи же от них — наши чувства. После смерти человека его душа скитается в воздухе, подобная телу Попечителем над душами является Гермес, который чистые души возводит ввысь, а нечистые ввергает в преисподнюю. Пробыв там определенное время, душа вновь ввергается в материальный мир и заключается в тело человека или животного. Таким образом, вслед за орфиками (или одновременно с ними) Пифагор проповедовал учение о переселении душ. О себе он говорил, что помнит все свои прежние рождения, и многим из тех, кто приходил к нему, рассказывал о их прошлой жизни. (Вспоминал он и об Аиде, и между прочим рассказывал о том, как казнятся там Гесиод и Гомер за то, что распространяли лживые россказни о богах. Душа Гесиода, говорил он, стонет, прикованная к медному столбу, а душа Гомера подвешена на дереве среди змей.) Очень похожее учение проповедовалось при жизни Пифагора в Индии. Точно так же, как индийские брахманы, Пифагор считал бесконечную вереницу перевоплощений злом для души Этическое учение, которое он исповедовал, имело главной своей целью вызволить и освободить душу из мира материального и привести ее к окончательному слиянию с божественным Разумом. Он считал, впрочем, что душа, став чистым духом, не теряет своей индивидуальности и, соединяясь со своим первообразом в Боге, припоминает все свои предшествующие существования, которые ей кажутся ступенями для достижения той вершины, откуда она охватывает и постигает Вселенную. В этом состоянии человек уже перестает быть человеком, а становится полубогом и навечно остается в духовном мире. Пифагор говорил, что главное на этом пути заключается в том, чтобы направить душу к добру, ибо только это приближает людей к богу. Поэтому он предписывал своим последователям особый уклад жизни, который требовал просветленности, гармоничности и меры в поступках, чувствах и мыслях. Пифагореец должен был воспитывать в себе целомудрие, сдержанность, миролюбие, уважение к древним учениям. Каждый ученик был обязан строго следить за собой, заглядывая в свою душу и проверяя совесть. Сам Пифагор, по словам Евдокса, очень заботился о своей чистоте: он, например, не только совершенно отказался от животной пищи, но даже сторонился поваров и охотников За завтраком он ел сотовый мед, за обедом — просяной или ячменный хлеб, вареные или сырые овощи. Бобов он запрещал касаться, все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, он объяснял так когда нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь происходило зарождение и разделение — зарождались животные, прорастали растения, и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы. Кроме бобов он запрещал принимать в пищу и некоторые другие продукты — крапиву, рыбу-триглу и многое из того, что ловится в море. Одежда его была всегда белая и чистая. Следует отметить, что нравственная проповедь Пифагора вовсе не подразумевала отрешенности от политических дел. Напротив, в своем стремлении воспитать гармоничного человека, пифагорейцы много внимания уделяли вопросам общественного устройства. Пишут, что, поселившись в Италии, Пифагор также увидел, что многие города здесь и в Сицилии находятся в рабстве друг у друга, и употребил свой огромный авторитет на то, чтобы вернуть им вольность. Через своих учеников, которые были в каждом городе, он внушил их жителям помышления о свободе. В конце концов ему удалось изменить политическое устройство в Кротоне, Сибарисе, Регии, Гимере, Акраганте, Тавромении и некоторых других городах. Повсюду здесь было введено умеренное аристократическое правление, причем ведущую роль в управлении имели члены пифагорейского союза. Пифагор пользовался в Италии таким почтением, что целые государства вверяли себя его ученикам. Но в конце концов против них скопилась зависть и сложился заговор. Недовольные вскоре нашли себе предводителя в лице богатого кротонца Килона. Ненависть его к Пифагору возникла из-за того, что тот категорически отказался принять его в число своих учеников, с первого взгляда разгадав в нем злого и порочного человека. Разгневавшись, Килон стал строить козни пифагорейцам и настраивать против них горожан. Однажды, когда ученики Пифагора собрались в доме атлета Милона, враги подожгли этот дом, так что все собравшиеся в нем (всего сорок человек) погибли Другие пифагорейцы были перебиты порознь в городе. О том, был ли на этой встрече сам Пифагор или нет, сохранились различные свидетельства Большинство все-таки сходится на том, что он остался жив и переехал из Кротона в другой южноиталийский город Метапонт. Тут он и умер около 500 г до Р.Х., то ли уморив себя голодом, толи от тоски. Вместе с ним погибло и его божественное учение, поскольку книг он не писал, а из посвященных в его мудрость в живых не осталось никого Уцелевшие от расправы пифагорейцы сумели сохранить, по словам Порфирия, лишь немногие искры его философии, смутные и рассеянные. Тем не менее, пытаясь спасти от забвения хоть это, они постарались записать то, что знали, и таким образом ознакомили мир с общими положениями пифагорейства. Несмотря на то, что это учение оказало большое влияние на античную философию и христианскую теологию, как религия оно никогда не имело широкого распространения, хотя отдельные пифагорейские кружки существовали вплоть до первых веков нашей эры. Наряду с абстрактными математическими богами, божественные почести в них воздавались также и самому Пифагору. Многие считали его богом еще при жизни. Сохранились рассказы о многих его чудесах. Пишут, например, что в один и тот же день его могли видеть беседующим с учениками в италийском Метапонте и в сицилийском Тавромении, хотя их отделяет друг от друга несколько дней пути по суше и по морю. Сообщают также, что Пифагор мог останавливать повальные болезни, отвращать ураганы и градобития, укрощать реки и морские волны, а также предсказывать землетрясения. Некоторые уверяли также, что учитель имел золотое бедро и по этому признаку безошибочно судили о том, что он был не кто иной, как сам Аполлон Гиперборейский.

  1. пифагорок. до н. э. Древнегреческий философ религиозный и политический деятель основатель пифагоризма математик. По Пифагору принципы математики числа одновременно являются и...100 великих мыслителей
  2. пифагорПифагор ок. до н. э.Греческий философ и математик родившийся на Самосе и впоследствии после путешествий в Египет и Вавилон живший в Кротоне на юге Италии. Там Пифагор ст...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. пифагорПИФАГОР strongок. о. Самос после до н. э. Метапонт др.греч. философ ученый религиознонравственный реформатор и политик. Личность П. и его учение являются предметом по...Античная философия
  4. пифагоргреч.u Pythagorasок. до н.э. греческий философ ученый педагог политический деятель. В знак протеста против тирании Поликрата покинул родину ов Самос посетил Египет Вав...Античный мир. Словарь-справочник
  5. пифагорПИФАГОР Pythagoras Самосский ок. ок. до н. э. древнегреческий мыслитель религ. и политич. деятель основатель пифагореизма. iСкудные сведения о жизни и учении П. трудно...Большая советская энциклопедия
  6. пифагоримя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. пифагорСамосский в. до н. э. древнегреческий философ религиозный иполитический деятель основатель пифагореизма математик. Пифагоруприписывается изучение свойств целых чисел и ...Большой энциклопедический словарь II
  8. пифагорок. ок. до н.э. создатель древнегреческой религиознофилософской школы которая впоследствии получила название пифогорейства. Достоверных свидетельств о жизни и творчеств...Великие философы
  9. пифагорок. до н. э. древнегреческий математик и философ....Даты рождения и смерти известных людей
  10. пифагорок. до н.э. др.греч. математик и философидеалист. Родился и жил на ове Самос затем поселился в Юж. Италии в г. Кротоне. Здесь он основал т.н. пифагорейский союз крый ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. пифагорок. до н.э. др.греч. математик и философидеалист. Родился и жил на ове Самос затем поселился в Юж. Италии в г. Кротоне. Здесь он основал т.н. пифагорейский союз крый ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. пифагороколо около до нашей эры древнегреческий философ религиозный и политический деятель математик. Основатель пифагореизма. Пифагор покинул свой родной остров Самос в знак...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. пифагорпервая половина VI в. до н.э. др.греч. философ основатель Пифагорейского союза шк. года учился мудрости в Египте лет в Вавилоне и возможно в Индии. Отд. высказывания ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  14. пифагорзнаменитый греческий философ родом с острова Самос творивший в гг. до н. э. Он занимался главным образом математикой и теорией музыки. Ему принадлежит учение о переселе...Краткий словарь античности
  15. пифагордо р. Х Обучение должно соответствовать возрасту в основе возрастной периодизации семилетние отрезки времени развивать память приучать к самостоятельному преодолению тру...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  16. пифагоркорень ПИФАГОР нулевое окончаниеОснова слова ПИФАГОРВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ПИФАГОР Слово Пифагор содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  17. пифагорНачальная форма Пифагор единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  18. пифагорПИФАГОРstrong Pythagoras ок. гг. до н. э. греческий философ основатель Пифагорейской школы. Родился на греческом острове Самосе позже жил в Кротоне южноиталийский город ...Научно-технический энциклопедический словарь
  19. пифагорПИФАГОР Самосский ок. ок. до н.э. древнегреческий философ религиозный и политический деятель основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд пред...Новейший философский словарь
  20. пифагорСамосский ок. ок. до н.э. древнегреческий философ религиозный и политический деятель основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд представляющ...Новейший философский словарь II
  21. пифагорPythagras . знаменитый философ с историей которого уже издавна были связаны сказочные предания так что трудно отделить истину от вымысла. П. по всей вероятности происход...Реальный словарь классических древностей
  22. пифагорГреч. Самый знаменитый из философовмистиков родившийся на Самосе около г. до н.э. По всей видимости он объездил весь свет и собрал свою философию из различных систем к к...Религиозные термины
  23. пифагорПифаго Синонимы философ...Русско-ивритский словарь
  24. пифагорПифагор VI в. до н.э. философ математик религиозный и политический деятель основатель пифагорейской школы родился на ове Самос Числу все вещи подобны.Все что познается им...Сводная энциклопедия афоризмов
  25. пифагорлат.em Pythagoras ок. до н. э. греч. философ с о. Самос основатель пифагорейской школы согласно биографич. традиции ученик Ферекида испытал воздействие Анаксимандра. Хот...Словарь античности
  26. пифагорПИФАГОР Рythagoras ок. до н.э. древнегреч. философ и математик основатель эзотерич. учения о тождестве макрокосма и микрокосма построенного на символической интерпретаци...Словарь астрологических терминов
  27. пифагорПИФАГОР Известный древнегреческий философ около г. до Р. Х. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский язык с означением их корней. Михельсон А.Д. ф...Словарь иностранных слов русского языка
  28. пифагорГлава греческой религиозной общины VI в. до н.э. родился на ионийском острове Самос в возрасте тридцати лет перебрался в город Кротон южная Италия где создал общество осн...Словарь религий, обрядов и верований
  29. пифагорпифагор сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  30. пифагорок. ок. до н. э. др.греч. мыслитель математик Это не люди не боги не жизни Ведь в треугольниках сумрак души! Это над людом в сумрачной тризне Теней и углов Пифагора ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  31. пифагорПИФАГОР ок. ок. до н. э. др.греч. мыслитель математик Это не люди не боги не жизни Ведь в треугольниках сумрак души! Это над людом в сумрачной тризне Теней и углов П...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  32. пифагорСамос я пол. в.нач. в до н. э. др.греч философ религ.нравств. реформатор. Подлинных соч. П. у нас нет ц согласно наджной ацтич. традиции никогда не существовало. Фрагме...Советский философский словарь
  33. пифагорПИФАГОР Самосский в . до н. э. древнегреческий философ религиозный и политический деятель основатель пифагореизма математик. Пифагору приписывается изучение свойств целы...Современный энциклопедический словарь
  34. пифагоря половина VI начало V вв. до н. э. его философия это эзотерическое сокровенное знание. Пифагорейские кружки были тайными братствами. Основные положения философии учение...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  35. пифагоргг. до н.э. древнегреческий философ математик астроном с острова Самос. Согласно античным источникам подлинные сочинения отсутствуют. Предание сообщает что Пифагор училс...Философия науки и техники
  36. пифагорПИФАГОР один из первых др.греч. философов в. до н.э. основатель легендарного Пифагорейского товарищества. По совету Фалеса учился мудрости в Египте года затем в Вавило...Философская энциклопедия
  37. пифагорС а м о с с к и й я пол. в. до н.э. полумифич. основатель др.греч. религ.филос. школы получившей название по его имени. П. и его школа проповедовали аскетич. образ жизн...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  38. пифагорРао Профи Профаг Профа Прога Пра Пора Пифагор Раф Риа Рига Пиф Пирог Пир Пиар Пари Орига Орг Рио Риф Опа Ирга Игра Иго Гриф Рог Роп Фаг Фига Фигаро Граф Гофр Фира Фора Го...Электронный словарь анаграмм русского языка
  39. пифагорПифагор древнегреческий скульптор родом из Региона современник Мирона и Каламида работал в первой половине V стол. до Р. Хр. В противоположность Каламиду державшемуся в ...Энциклопедический словарь
  40. пифагордревнегреческий скульптор родом из Региона современник Мирона и Каламида работал в первой половине V стол. до Р. Хр. В противоположность Каламиду державшемуся в своих раб...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  41. пифагорПифагор Pythagoras VI в. до н. э. греческий философ и математик. Родился на острове Самос который покинул возможно убегая от режима тирана Поликрата. Уехал в Италию где п...Энциклопедия античных писателей
  42. пифагорПИФАГОР Самосский ок. до н.э. ок. до н.э. древнегреческий философ из города Регия на острове Самос около города Милет основатель пифагореизма см. Пифагореизм религиоз...Энциклопедия История философии
  43. пифагорПИФАГОР в. до н.э. древнегреческий философ и математик прославившийся своим учением о космической гармонии и переселении душ. Предание приписывает Пифагору доказательство...Энциклопедия Кольера II
  44. пифагорПифагорPythagoras . Знаменитый греческий философ родом с о. Самос творивший гг. до Р. X. Он занимался главным образом математикой и теорией музыки. Ему принадлежит учени...Энциклопедия мифологии