Живой словарь бизнес-тренера

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Как отмечает М.В. Кларин, ролевая игра основана на разыгрывании условной роли. Исполнение той или иной роли дает участникам возможность: - исследовать свое «естественное», то есть привычное, поведение; - выйти за рамки привычных поведенческих шаблонов; - освоить действия, необходимые на рабочем месте. В ролевой игре задаются сюжетная завязка и роли; правила обычно не проговариваются: подразумевается, что каждый понимает, как действовать, исходя из рамок своей роли. Тех, кто в игре не участвует, бизнес-тренер ставит в позицию наблюдателей и соответственно формулирует их задачи. Для них вводятся специальные правила: наблюдать молча, не демонстрировать свою реакцию слишком явно, не вмешиваться в ход действия и т.д. «Наблюдатели» вступают в действие уже в ходе анализа игры. [..] Ролевая игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение человека к тому, как он действует. По просьбе тренера наблюдатели делятся впечатлениями от увиденного и услышанного, а если используется видео- или аудиозапись, первым наблюдателем становится сам исполнитель роли [...] Как известно, «изнутри» мы воспринимаем собственные действия иначе, чем со стороны. Анализ ролевой игры позволяет встряхнуть привычные стереотипы собственных действий, задуматься о том, насколько они оправданны. Такое воздействие принято называть проблематизацией, она повышает восприимчивость к пересмотру и перестройке стереотипов. Ролевая игра с отработкой действий дает возможность закрепить желаемые навыки. Иногда проблематизация и отработка действий составляют содержание двух последовательных этапов ролевой игры». Кларин М.В., Корпоративный тренинг от А до Я, М., «Дело», 2002 г., с. 62-63. Обучающий эффект ролевой игры может быть усилен за счет видеозаписи с последующим анализом. ПРИМЕР, «...еще в 1950-1960-е гг. социальный психолог Ирвинг Дженис/I.L. Janis [1918-1990] и его коллеги провели исследования изменения установок под влиянием исполнения ролей. Одно из исследований было посвящено решению практической задачи -добиться формирования у заядлых курильщиков негативного отношения к курению и, в конечном счете, отказа от этой вредной привычки. Их испытуемые - студентки колледжа -выкуривали по меньшей мере по 15 сигарет в день каждая. В первой группе студентки играли роль пациентки, лечащейся от сильного кашля, у которой в ходе игры обнаруживается рак легких. Студентки второй, контрольной группы выслушивали всю ту же информацию, что и испытуемые первой, ролевой группы, однако какой-нибудь активности не проявляли. Результаты ясно показали, что исполнение роли гораздо сильнее влияет на убеждения, установки и соответствующее поведение, чем простое получение новой информации. У участниц ролевой игры сформировались более глубокие по сравнению со студентками контрольной группы убеждения о вреде курения и они стали меньше курить». Пугачев В.П., Управление свободой, М., «КомКнига», 2005 г., с. 174. Рефлексия

  1. ролевые игрытеатрализованные действа подчиненные определенным сюжетам имеющим своей основой мифологию конкретной исторической эпохи либо литературного произведения их участники какое...Альтернативная культура. Энциклопедия
  2. ролевые игрыRPG...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике