Введение в эриксоновскую гипнотерапию

ОБУЧЕНИЕ НАВЫК

En.: Learning 1. Мы рассматриваем гипноз как психическое функционирование, отличающееся от обычного и являющееся результатом обучения. Предстоит научиться неделанию, невмешательству, отстраненности. Когда нашим пациентам это не удается с первой попытки, мы склонны говорить о сопротивлении, тогда как на самом деле они еще не успели научиться новому типу поведения. Нужно также научиться управлять трансом. Вначале феномены нередко возникают беспорядочно: спонтанная возрастная регрессия, парестезии, анестезия, иллюзии, смещение времени и т. д. Пациенты, научившись однажды стабилизировать эти вторичные проявления, могут позволить своим бессознательным процессам свободно взаимодействовать с бессознательным терапевта без посредства сознания (Erickson & Rossi, 1976). 2. В психотерапии понятие навыка является первостепенным: обучение дружественному, непринужденному восприятию своего телесного образа, социальные навыки, обучение новым психологическим трансакциям, характерным для данного жизненного этапа: флирт, создание очага и т. д. (см.: жизненные этапы). В конечном счете, все преимущества гипнотерапии можно выразить понятиями сознательного и бессознательного обучения: «От пациента требуется использовать все свои способности к обучению посредством опыта. Это может подразумевать любые виды физиологических процессов, психологических ответов и неврологических проявлений» (Erickson, 1983/1986).

  1. обучение, навыкEn. Learning . Мы рассматриваем гипноз как психическое функционирование отличающееся от обычного и являющееся результатом обучения. Предстоит научиться неделанию невмешат...Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию