Время как объективно-субъективный феномен

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

(суммарный объем времени жизни и деятельности членов общества, который может быть использован на воспроизводство общества, его духовное развитие, повышение культурного и интеллектуального уровня и на решение других стоящих перед обществом задач. Термин С. вр. часто осознается как синоним «исторического времени» и рассматривается как время, заполненное более или менее значительными историческими событиями или будничными делами человеческого сообщества. Вместе с тем уже с начала ХХ столетия термин С. вр. используется для обозначения временного ресурса, которым располагает общество для удовлетворения своих производственных, социальных, духовных и других потребностей. В таком смысле термин С. вр. употребляется, например, в многочисленных работах социологов, посвященных изучению бюджета времени разных социальных слоев общества1. Неоднозначность термина С. вр. мешает осознанию значимости для успешного развития общества эффективного использования имеющегося у него временного ресурса. Процесс превращения социального времени в особое весьма ценное достояние начался с эпохи возникновения эксплуатации человека человеком, суть которой, в конечном счете, состоит в присвоении одними людьми части социального времени других людей. Уже при феодализме в явном виде проявляется временной аспект эксплуатации, когда устанавливается принадлежащая феодалу доля трудового времени крепостного крестьянина. С. вр. окончательно превращается в товар при капитализме, когда рабочий продает свое трудовое время капиталисту. С формированием капиталистического общества начинается осознание особой ценности социального времени. Если раньше совершенствование организации труда и других видов деятельности протекало стихийно и очень медленно, то по мере развития капиталистической системы время становится объектом целенаправленной организации и управления и начинают формироваться разные системы научной организации труда, среди которых одной из первых явилась «потогонная система» Тэйлора. Тот факт, что ключевую роль в развитии производства играет экономия времени, был осознан К. Марксом, который писал: «Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. К экономии времени сводится в конечном счете вся экономия. Общество также должно целесообразно распределять свое время, чтобы достичь производства, соответствующего его совокупным потребностям, подобно тому, как отдельное лицо должно правильно распределять свое время, чтобы приобрести знания в надлежащих отношениях или чтобы удовлетворять различным требованиям, предъявляемым к его деятельности. Поэтому экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится даже в гораздо более высокой степени законом»1. Сегодня начинает выясняться, что капиталистическая система с ее товарно-денежной системой регулирования производства и потребления не ведет к установлению декларированной ООН системы устойчивого развития человечества. Превалирование в политике и экономике корыстных интересов отдельных стран и социальных слоев и групп при неравномерности развития стран и народов разных континентов ведет к новым, и в том числе военным, конфликтам, к нерациональному использованию природных ресурсов. Реализация концепции устойчивого развития человечества требует перехода в планетарном масштабе к установке на рациональное использование социального времени. В этом плане весьма ценными представляются идеи П.Г Кузнецова о возможности в качестве единицы социального времени использовать величину социального времени, которую имеет один миллион жителей Земли на протяжении календарного года. Если учесть, что астрономический год равен 8 760 часам, то предложенная П.Г. Кузнецовым единица социального времени равняется 8 760 млн. человеко-часам в год. Эта величина остается одной и той же для любых обществ и на любых уровнях их развития. Поэтому структура этой единицы социального времени и ее доли, используемые на воспроизводство общества (необходимое время), и доли, идущие на образование, повышение квалификации членов общества, их всестороннее и гармоничное развитие, на формирование творческих личностей, являются важными показателями уровня развития общества. Использование четко определенных терминов «социальноисторическое время», «историческое время» и «социальное время» может благотворно сказаться не только на исследованиях человеческого общества и истории его развития, но и на практике планирования и управления развитием общества. При этом термином «социальноисторическое время» целесообразно обозначать время, заполненное событиями жизни и деятельности общества и понимать его в духе концепции «времени-процесса», в котором акцент делается на содержании исторического процесса и исторической значимости отдельных этапов и периодов истории человечества, таких как Осевое время К. Ясперса, содержательное деление истории общества на такие периоды, как Средневековье, Эпоха Возрождения и др. Термин «историческое время» может быть связан с введением количественной меры и специфической метризации социально-исторического времени развития человечества или отдельных его сообществ и представлять собой социальный аналог абстрактного астрономического (или, точнее, физического времени неживой природы). Термином «социальное время» правомерно обозначать тот количественно и качественно определенный временной ресурс1, которым обладает человечество в разные периоды его развития. См.: «Историческое время»; «Управление временем». Ильгиз А. Хасанов

  1. социальное времяСОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯstrongвремя человеческого бытия коллективное перцептуальное В. универсалия культуры содержание которой лежит в основе концептуального В. конституирующего...История философии II
  2. социальное времяСОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ время человеческого бытия коллективное перцептуальное время универсалия культуры содержание которой лежит в основе концептуального времени конституирующ...Новейший философский словарь
  3. социальное времяsocial time...Русско-английский психологический словарь
  4. социальное времяСОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ время человеческого бытия коллективное перцептуальное В. универсалия культуры содержание которой лежит в основе концептуального В. конституирующегося в ...Энциклопедия История философии