Война и мир в терминах и определениях

АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГОВОСТОЧНОЙ АЗИИ

(Association of South-East Asia Nations – ASEAN) – образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа – Новая Гвинея. 1) Нормативно-правовая база. Основными документами АСЕАН являются Бангкокская декларация АСЕАН 8 августа 1967 г., Декларация «Согласия АСЕАН» 24 февраля 1976 г., Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 24 февраля 1976 г. и два дополнительных Протокола к нему. В настоящее время в АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА) внерегиональных держав, включая Россию, путем подключения ко II Протоколу Договора. В основе экономической деятельности Ассоциации лежат Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) 1992 г., программа «АСЕАН – видение в 2020 г.: партнерство в динамичном развитии» 1997 г., Ханойский план действий 1998 г., рамочное соглашение о Зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) 1998 г. и схема промышленного сотрудничества (АИКО), Ханойская декларация «О сокращении отставания в развитии в целях осуществления более тесной интеграции в рамках АСЕАН» 23 июля 2001 г. Важное место в деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА Зоны, свободной от ядерного оружия, на основе Декларации о Зоне, свободной от ядерного оружия (27 ноября 1971 г.) и Договора о Зоне, свободной от ядерного оружия в ЮВА (15 декабря 1995 г.). В ХХI веке государства АСЕАН ведут консультации с ядерными державами, в том числе с Россией, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору. 2) Уставными целями АСЕАН в Бангкокской декларации определено содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества государств-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА. 3) Основные органы. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств, проводящиеся раз в 3 года. В период между официальными встречами ежегодно проходят неформальные саммиты. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые проводятся по ротационному принципу. При необходимости могут созываться специальные СМИД. Каждый год проводятся также совещания министров экономики. Текущее руководство АСЕАН осуществляется постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел государства-устроителя очередного СМИД. Членами Постоянного комитета, помимо министра иностранных дел государства-устроителя или его представителя, являются аккредитованные в государстве послы государств-членов АСЕАН. Задачей Постоянного комитета является осуществление работы Ассоциации в период между СМИД. Одновременно действуют комитеты ad hoc («к случаю») и постоянные комитеты экспертов и официальных представителей по специальным вопросам. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Секретариат осуществляет координацию деятельности механизмов и структур АСЕАН. Генеральный секретарь избирается на 5 лет. Он обязан присутствовать лично или через своих представителей на всех мероприятиях, проводимых в рамках АСЕАН, обладает полномочиями выступать от имени АСЕАН и контактировать с другими международными организациями и правительствами. Через генерального секретаря осуществляются также контакты и координация между различными органами АСЕАН. В его ведении находятся контроль за реализацией решений и принятых инициатив, разъяснение директив Постоянного комитета. Он выступает в роли депозитария документов АСЕАН, представляет ежегодный доклад на совещание министров иностранных дел и т.д. Секретариат АСЕАН координирует деятельность 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. В каждом государстве-участнике функционирует Национальный секретариат, который ведет работу Ассоциации от имени своего государства и помогает в проведении ежегодных или специальных встреч министров иностранных дел, деятельности Постоянного комитета и иных комитетов, которые могут быть организованы по специальным вопросам. В последние годы в АСЕАН усиливаются призывы к отходу от некоторых основополагающих принципов Ассоциации. В частности, это касается снятия «запрета» на обсуждение тех внутриполитических проблем отдельных членов «десятки», которые затрагивают интересы всей группировки (т.н. «конструктивное вмешательство»). Под давлением таких настроений на Манильском (1999 г.) саммите АСЕАН было принято решение о создании «тройки» АСЕАН на уровне министров иностранных дел по содействию урегулированию внутриполитических проблем государств-членов. Однако ни состав «тройки», ни механизм ее деятельности пока не определены. В рамках Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, направленного на урегулирование споров и конфликтных ситуаций в регионе, создан Высший совет. Согласно принятым в июле 2001 г. в ходе мероприятий АСЕАН Правилам Процедуры Высшего совета в его состав должны входить представители на министерском уровне от каждого государства АСЕАН, а также по одному представителю на министерском уровне от государств вне региона Юго-Восточной Азии, напрямую участвующих в споре (в случае присоединения таких государств к Балийскому договору). Возглавляет Высший совет Председатель, избирающийся только из представителей государств АСЕАН. В обязанности Высшего совета входит изучение спора или конфликтной ситуации и выработка рекомендаций относительно способов их урегулирования, таких как добрые услуги, посредничество, расследование или согласительная процедура. В соответствии с Правилами процедуры механизм урегулирования запускается только государством, напрямую вовлеченным в спор, посредством направления по дипломатическим каналам письменного сообщения Председателю Высшего совета и другим государствам-участникам Договора. Председатель Высшего совета должен получить от всех сторон, участвующих в споре, согласие на применение процедуры Высшего совета. Получив согласие сторон, Председатель проводит заседание Высшего совета, на котором принимается соответствующее решение. Высший совет Договора о дружбе и сотрудничестве в ЮВА в начале ХХI века не действует. В основе механизма принятия решений во всех структурах АСЕАН лежит принцип консенсуса. 4) Диалоговые отношения. В 70-е годы ХХ века зародилась система диалоговых отношений Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан. Диалоговое взаимодействие обеспечивается специальными механизмами, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС). Они координируют деятельность различных рабочих групп, создаваемых в рамках диалога. Регулярно проходят совещания старших должностных лиц (СДЛ) – на уровне заместителей министров иностранных дел) по политическим вопросам. Кроме того, в каждом государстве действуют комитеты АСЕАН, объединяющие асеановских послов в государстве пребывания. Такие комитеты АСЕАН имеют консультативную функцию и предназначены для обмена информацией и осуществления контактов с государственными органами. Практика диалогового партнерства предусматривает также создание Фонда сотрудничества за счет государства-партнера по диалогу, средства которого предназначаются для финансирования совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технического, инвестиционного, культурного и иного взаимодействия, одобренных соответствующим комитетом сотрудничества. 5) Диалог Россия-АСЕАН. С 1996 г. Россия является полномасштабным партнером АСЕАН по диалогу. К механизмам диалога Россия-АСЕАН относятся: - совместный комитет сотрудничества (СКС), заседания которого прошли в 1997 г. (Москва) и в 2000 г. (Джакарта); - рабочая группа СКС по научно-технологическому сотрудничеству (первая сессия проведена в Москве 9-10 июня 1997 г.); - институт регулярных совещаний старших должностных лиц (на уровне заместителей министров иностранных дел) по политическим вопросам. Первое совещание состоялось в июне 1998 г. в Москве, второе – в октябре 1999 г. в Хошимине, третье – в апреле 2002 г. в Москве. - ежеквартальные встречи руководства МИД России с Московским комитетом АСЕАН, объединяющим послов государств-членов АСЕАН в Российской Федерации. Планируется создание второй рабочей группы Россия-АСЕАН по торгово-экономическому сотрудничеству, а также Совместного планово-распорядительного комитета Россия – АСЕАН. 6) Региональный форум АСЕАН. С 1994 г. работает Региональный форум АСЕАН (АРФ), представляющий собой механизм межправительственного диалога по вопросам безопасности в АТР. Ежегодно проводятся его пленарные заседания на уровне министров иностранных дел. В них участвуют государства-члены АСЕАН, партнеры Ассоциации по диалогу, Папуа – Новая Гвинея, с 1998 г. – Монголия, с 2000 г. – КНДР.

  1. ассоциация государств юговосточной азииАсеан англ. Association ofSouth East Asian Nations ASEAN основана в в составе ИндонезииМалайзии Сингапура Таиланда и Филиппин. В принят Бруней. Цели экономическое соц...Большой энциклопедический словарь II
  2. ассоциация государств юговосточной азииАССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГОВОСТОЧНОЙ АЗИИ АСЕАН англ. Association of South East Asian Nations ASEAN основана в в составе Индонезии Малайзии Сингапура Таиланда и Филиппин...Большой Энциклопедический словарь V
  3. ассоциация государств юговосточной азииАСЕАН Association of SouthEast Asian Nations регион. полит.экон. оргция. Создана . на Конф. мин. иностр. дел странучастниц Индонезии Малайзии Сингапура Таиланда Филиппин ...Военный энциклопедический словарь
  4. ассоциация государств юговосточной азииоснована в г. в составе Индонезии Малайзии Сингапура Филиппин и Таиланда. Впоследствии были приняты Бруней Вьетнам Лаос Мьянма и Камбоджа. Цели АСЕАН экономическое соци...Геоэкономический словарь-справочник
  5. ассоциация государств юговосточной азииАссоциация государств ЮгоВосточной АзииАСЕАН Association of SouthEast Asian Nations региональная оргция объединившая в г. Индонезию Малайзию Филиппины Сингапур и Таиланд...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  6. ассоциация государств юговосточной азииф.п. отсткшыыс азия мемлекеттерн ауымдастыы...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  7. ассоциация государств юговосточной азииАСЕАН англ. Association of South East Asian Nations ASEAN основана в в составе Индонезии Малайзии Сингапура Таиланда и Филиппин. В принят Бруней. Цели экономическое с...Политическая наука - Словарь-справочник
  8. ассоциация государств юговосточной азииАссоциация государств ЮгоВосточной Азии АСЕАН англ.em Association of South East Asian Nations ASEANstrong основана в в составе Индонезии Малайзии Сингапура Таиланда и Ф...Политология. Словарь.
  9. ассоциация государств юговосточной азииdngnny guji linmng сокр.u dngmng...Русско-китайский словарь
  10. ассоциация государств юговосточной азииACEAH Association of South East Asian Nations ASEAN Политическое и экономическое объединение капиталистических государств ЮгоВосточной Азии образованное в г. В него вход...Словарь бизнес терминов
  11. ассоциация государств юговосточной азииАССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГОВОСТОЧНОЙ АЗИИ АСЕАН англ . Association of South East Asian Nations ASEAN основана в в составе Индонезии Малайзии Сингапура Таиланда и Филиппин...Современный энциклопедический словарь
  12. ассоциация государств юговосточной азииAssociation of South East Asian Nations ASEAN образована в министрами иностранных дел Индонезии Малайзии Филиппин Сингапура и Таиланда. Главная цель Ассоциации ускорен...Экономика от А до Я
  13. ассоциация государств юговосточной азииAssociation of South East Asian Nations ASEAN образована в министрами иностранных дел Индонезии Малайзии Филиппин Сингапура и Таиланда. Главная цель Ассоциации ускорен...Экономика от А до Я - Тематический справочник
  14. ассоциация государств юговосточной азииАСЕАН региональная межправительственная политикоэкономическая организация. Создана в г. на основе Бангкокской декларации совещания министров иностранных дел Индонезии М...Энциклопедический словарь экономики и права