Военный энциклопедический словарь

ТРАЕКТОРИЯ ПОЛЁТА БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ

  • 1


Непрерывная пространственная линия, которую описывает центр масс баллистической ракеты (БР) и её головной части (ГЧ) при своём движении в пространстве. Начинается Т.п. в точке старта Он, под которой понимается положение центра масс S полностью заправленной ракеты, стоящей на стартовом устройстве, и заканчивается в точке цели или точке прицеливания Ц, в которую доставляется боевой заряд. Точкой К, в которой производится выключение двигательной установки (ДУ) и отделение ГЧ, Т.п. БР делится на два участка – активный и пассивный.

На активном участке траектории (АУТ) ракета совершает активный управляемый полет с работающей ракетной ДУ.

На пассивном участке траектории (ПУТ) головная часть совершает пассивный (баллистический, неуправляемый, свободный) полет. Точка пересечения траекторией ГЧ условной границы атмосферы (точка входа в атмосферу Овх) разделяет ПУТ на две части: внеатмосферную и атмосферную. В баллистике ракет условной границей атмосферы принято считать высоту порядка 100 км.

Т.п. определяется путём математического моделирования полёта или в результате обработки траекторных измерений. При этом используются математические модели движения различной степени детализации, определяющейся характером решаемой задачи. Невозмущённая (номинальная, расчётная) Т.п.- траектория, соответствующая принятой схеме невозмущённого движения, т.е. принятой механической модели БР, номинальным условиям полёта и номинальным характеристикам БР и её СУ. Невозмущённую Т.п., отвечающую требуемым конечным условиям и наложенным на неё конструктивным ограничениям и ограничениям на условия боевого применения, называют требуемой траекторией. Примером требуемой Т.п. может служить попадающая траектория ракеты.

Т.п., полученную в схеме возмущённого полёта, т.е. с учётом действующих на ракету возмущающих факторов, называют возмущённой траекторией. Она может быть получена лишь с тем или иным приближением к реальной, т.к. полный учёт всех реально действующих на БР возмущающих факторов практически невозможен. Совокупность возмущённых траекторий управляемого полёта, соответствующих множеству предельно возможных возмущающих факторов, образует так называемую трубку возмущённых траекторий. Ширина этой трубки характеризует качество стабилизации движения системой управления.