Военный энциклопедический словарь

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Научно обоснованный порядок осуществляемых в вузах РВСН учебно-познавательных действий обучаемых с объектами изучения, информацией о них, а также с заданиями по ее применению, при котором гарантированно, эффективно достигаются поставленные дидактические цели по формированию у обучаемых компонентов профессиональной подготовленности - знаний, представлений, умений, навыков, творческих способностей.

Т.о.с. РВСН - один из важнейших атрибутов образовательного процесса вузов РВСН. Ее главными структурными составляющими являются дидактические методы - методы формирования компонентов профессиональной подготовленности обучаемого. Их основу составляют совокупности принципов, правил, в которых отражаются закономерности внутренних информационных процессов (осмысления и закрепления информации, освоения действий по ее применению, развития исследовательских, изобретательских и других поисковых, творческих способностей), сопряженных с учебно-познавательной деятельностью обучаемого. К числу главных компонентов Т.о.с. РВСН относится также совокупность принципов отбора объектов изучения и массивов информации о них, обеспечивающих рациональное соотношение между общепрофессиональной и военно-специальной подготовленностью выпускника, а также между ее базисной и должностной составляющими. Составной частью Т.о.с. РВСН можно считать и описание вышеупомянутых закономерностей, которые выступают в качестве научной основы для других составляющих технологии. В целом Т.о.с. РВСН служит теоретической базой образовательного процесса вузов РВСН и инструментом для достижения его целей.

Оснащение образовательного процесса технологией обучения заключается прежде всего в отборе и преобразовании массивов информации об объектах изучения, а также в подготовке массивов учебных заданий (задач, вопросов) в соответствии с ее (технологии) требованиями. Результатом такого преобразования являются массивы учебного материала, выстроенные и упорядоченные сообразно объективным закономерностям зарождения и развития у обучаемого внутренних структур, благодаря которым он становится носителем соответствующих компонентов профессиональной подготовленности. Кроме того оснащение технологией выражается в составлении указаний, организующих переход действий обучаемого от одних мас¬сивов и их фрагментов к другим, а также направляющих его на использование тех или иных приемов работы с учебным материалом. Представление как этих массивов, так и указаний по работе с ними реализуется либо непосредственно преподавателем на учебных занятиях, либо опосредованно через носители учебного материала (учебники, аудио- и видеозаписи, компьютерные носители и др.).

Наибольшая эффективность Т.о.с. РВСН достигается на учебном занятии, проводимом непосредственно преподавателем (при условии, что он вполне владеет этой технологией), что обусловливается возможностью немедленного реагирования на возникающие у обучаемых вопросы, оказания им консультативной помощи и оперативной выдачи организационных указаний. Соответственно различной природе процессов усвоения информации об объекте изучения, с одной стороны, освоения действий по применению ее или самого объекта - с другой, и овладения творческим поиском путей решения проблемных задач - с третьей стороны, дидактические методы как структурные составляющие Т.о.с. РВСН разделяются на методы формирования знаний и представлений, методы формирования умений и навыков, методы формирования творческих способностей. Аналогичное разделение имеет место и в отношении сравнительно самостоятельных фрагментов Т.о.с. РВСН, базирующихся на этих группах методов и выполняющих свои функции подобно подсистемам в общей функции системы. Технологии, соответствующие первой группе методов, направлены на формирование информационной составляющей профессиональной подготовленности специалиста РВСН (информационной основы решения военно-профессиональных задач), а второй и третьей группам отвечает направленность на формирование деятельностной составляющей (деятельностной основы решения военно-профессиональных задач). Одной и той же технологии может соответствовать множество методик (организационно-процедурных построений) обучения, что определяется разнообразием форм взаимодействия преподавателя и обучаемых, средств представления учебного материала, сбора сведений и их обработки при проверке и оценивании результатов обучения и др.

Исключительная сложность ракетного вооружения, технологического эксплуатационного процесса, высокие требования к безотказности вооружения обусловили особую остроту проблемы совершенствования подготовки военного специалиста Ракетных войск стратегического назначения. По этой проблеме вузами РВСН при головном исполнительстве Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого выполнен ряд масштабных научно-исследовательских работ, одним из важнейших результатов которых стала Т.о.с. РВСН, ориентированная прежде всего на подготовку военных специалистов инженерного профиля и обеспечивающая эффективную реализацию на ее основе образовательных программ по любой специальности указанного профиля. Практическая значимость этого результата заключается во вскрытии значительного резерва повышения качества подготовки офицерских кадров для РВСН.