Военный энциклопедический словарь

ОБЪЕДИНЕННОЕ КОМАНДОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (ОК ВС США)

Орган оперативного управления, который охватывает область применения ВС по их прямому предназначению и включает вопросы стратегического и оперативного планирования, создания группировок войск (сил) в различных регионах в мирное и военное время, руководства стратегическим развертыванием и боевыми действиями ВС. Оперативное руководство осуществляет президент США через министра обороны и главнокомандующих ОК ВС США. Оперативное управление предназначено для решения следующих задач: непосредственное управление войсками, подготовка боевых приказов и директив, разработка стратегии и тактики, оперативное планирование и выработка рекомендаций по военным вопросам.

В ВС США имеется девять объединенных командований, в состав которых выделены формирования всех видов ВС. ОК подразделяются на функциональные объединённые командования и региональные ОК. К функциональным ОК относятся: ОК специальных операций ВС США, Объединённое стратегическое командование ВС США, ОК единых сил ВС США, ОК стратегических перебросок ВС США. К региональным командованиям относятся: ОК ВС США в зоне Северной Америки, ОК ВС США в зоне Тихого океана, Объединённое центральное командование ВС США (контролирует 27 государств в Азии, Аравии), ОК ВС США в Европейской зоне, ОК ВС США в зоне Центральной и Южной Америки.

Основной целью создания Объединенного стратегического командования ВС США (ОСК) явилось усиление централизации управления процессом планирования и боевого применения стратегических сил США, а также повышения гибкости управления ими в различных условиях военно-стратегической обстановки в мире, улучшения взаимодействия между компонентами стратегических наступательных и оборонительных сил. По организации, составу и предназначению ОСК имеет статус ОК с глобальной зоной ответственности и непосредственным подчинением Комитету начальников штабов. Штатной структурой ОСК не предусматривается фиксированного состава его боевых компонентов. На должность командующего ОСК поочередно назначаются представители от ВВС и ВМС США.

В области ядерного планирования функциональные обязанности между Комитетом начальников штабов (КНШ) и ОСК перераспределены следующим образом»: КНШ несет ответственность за разработку замысла применения ядерных вооружений при различных вариантах осложнения международной обстановки, определяет общий состав сил и средств на боевом дежурстве и порядок использования стратегических бомбардировщиков двойного назначения; ОСК осуществляет детальное планирование и организует выполнение планов боевого применения ядерных средств.

На ОСК возложено решение следующих основных задач: поддержание стратегических сил в постоянной готовности к боевому применению; организация боевого управления дежурными силами и средствами с целью наиболее полной реализации Единого объединенного оперативного плана поражения стратегических целей (СИОП); реализация вариантов боевого применения Стратегических наступательных сил; корректировка плана СИОП; обоснование необходимого состава сил и средств для обеспечения стратегического сдерживания; координация своих действий и организация поддержки ОК ВС США; обеспечение действий ядерных сил США в интересах командующих на ТВД и союзников путем планирования и организации применения ядерного оружия; планирование воздушно-космических операций; оперативное руководство силами и средствами космических командований видов ВС США при проведении воздушно-космических операций; организация своевременного предупреждения о ракетно-ядерном ударе по территории США; организация контроля космического пространства; организация получения, обработки и распределения между потребителями разведывательной информации в интересах решения стоящих перед командованием задач; координация с другими командованиями вопросов, связанных с организационно-штатной структурой, боевой подготовкой, оснащением техникой, а также материально-техническим обеспечением сил и средств, выделяемых в ОСК; планирование и нанесение ударов стратегическими носителями в ядерном и обычном оснащении по объектам в любой точке земного шара; планирование и координация деятельности, связанной с подготовкой и проведением операций с задействованием глобальной системы ПРО; организация и координация деятельности управлений МО США по планированию и проведению глобальных информационных операций; планирование, организация и координация деятельности по обеспечению функционирования глобальной системы оперативного управления, связи и компьютерных систем, а также разведывательное обеспечение операции стратегических сил.

Штаб ОСК размещен на авиабазе Оффут (шт. Небраска). Он состоит из аппаратов командующего, начальника штаба и пяти основных управлений: информационных операций, планирования и организации высокоточные ударов, глобальных операций, оперативного и материально-технического обеспечения, а также по вопросам политики, ресурсов и потребностей. Штабу ОСК непосредственно подчинены: центр предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства (гора Шайенн, шт. Колорадо), объединенный центр информационных операций (авиабаза Лэкленд, шт. Техас), объединенный центр обеспечения защиты компьютерных сетей МО США (Арлингтон, шт. Виргиния).

В мирное время в оперативном подчинении ОСК находятся только выделенные для боевого дежурства силы и средства: атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ) на боевом патрулировании, межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования, системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, контроля космического пространства и противоракетной обороны. Стратегические бомбардировщики и самолеты стратегической разведки, находящиеся в воздухе на боевом дежурстве, также переходят в оперативное подчинение ОСК. Кроме того, в оперативном подчинении ОСК находятся системы ПРО Командования ПРО и космоса сухопутных войск, находящиеся на опытно-боевом дежурстве. Силы МБР, ПЛАРБ и стратегическая авиация, не находящиеся на боевом дежурстве, административно подчиняются соответствующим командованиям. Определение районов боевого патрулирования для ПЛАРБ возлагается на командующих подводными силами Тихоокеанского и Атлантического флотов.

В угрожаемый период (в военное время) ОСК могут передаваться все боеготовые ПЛАРБ, МБР, стратегическая бомбардировочная авиация, а также силы и средства боевого обеспечения (стратегическая разведывательная и заправочная авиация, самолеты системы воздушных командных пунктов и самолеты метеообеспечения. При переводе стратегических сил в высшие степени боевой готовности в ОСК будут создаваться оперативные формирования (TF - Task Force), основными из которых являются: TF 124 - самолеты Е-6В «Такамо» (1 акр стратегической связи ВМС США, авиабаза Тинкер, шт. Оклахома); TF 134 - ПЛАРБ в зоне Тихого океана (Командование подводных сил Тихоокеанского флота, военно-морская база Перл-Харбор, шт. Гавайи); TF 144 - ПЛАРБ в зоне Атлантического океана (Командование подводных сил Атлантического флота, военно-морская база Норфолк, шт. Виргиния); TF 164 - ПЛАРБ в Средиземном море (8 эскадра подводных лодок, военно-морская база Неаполь, Италия); TF 204 - стратегические бомбардировщики В-2А и В-52Н, самолеты Е-4В, RC-135 и U-2 (8 ВА Боевого авиационного командования ВВС США, авиабаза Барксдейл, шт. Луизиана); TF 214 - МБР «Минитмэн-3, -ЗМ» и MX (в н.в. складированы) (20 ВА Космического командования, авиабаза Уоррен, шт. Вайоминг); TF 294 - самолеты-заправщики КС-10 и КС-135 (15 авиационное экспедиционное формирование 18 ВА Командования воздушных перевозок ВВС США, авиабаза Тревис, шт. Калифорния).

Штатами военного времени предусмотрено включение в состав ОСК: оперативной группы штаба морской пехоты ВМС США (для планирования и организации использования сил и средств морской пехоты в операциях, связанных с нанесением высокоточных ударов), объединенного центра информационных операций (для интеграции информационных операций в деятельность командующих ОК и командиров соединений), объединенного центра обеспечения защиты компьютерных сетей МО США (для защиты компьютерных сетей МО США от несанкционированного доступа и обеспечения доступа к компьютерным сетям противника), командования ПРО и космоса сухопутных войск США (для проведения космических и информационных операций и решения задач ПРО), командования боевого использования информационных и космических операций ВМС США.

Таким образом, ОСК представляет собой единый центр интеграции стратегических сил, что создает предпосылки для реализации принципа адаптивного планирования и обеспечивает многовариантность применения как ядерных, так и высокоточных средств в обычном оснащении. По мнению военно-политического руководства США, нынешняя структура ОСК обеспечивает стратегическое сдерживание за счет уменьшения времени согласования планов и устранения организационного разрыва между планирующими органами и органами боевого управления. Рассмотренная выше структура ОСК дает возможность создания в ВС США единого ударно-оборонительного комплекса стратегического назначения.