Военно-биографический словарь

ПОЛИКАРПОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ


ПОЛИКАРПОВНиколай Николаевич [28.05(09.06).1892, с. Георгиевское Ливенского у-да Орловской губ., – 30.07.1944, Москва], авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940).

Родился в семье сельского священника. После окончания Ливенского духовного училища учился в Орловской семинарии, которую не окончил. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, в 1911 г. поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. После окончания института и курсов авиации и воздухоплавания при нем с 1916 г. работал зав. производством на Русско-Балтийском заводе в Петрограде, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец» и проектировании истребителей С-16 и С-20. В 1918 – 1923 гг. руководил на ряде заводов переконструированием лицензионных самолётов под имевшиеся в стране моторы и отечественное оружие. В 1923 г. сформировал и возглавил КБ для создания самолётов собственной конструкции. Под его руководством сконструированы и созданы первый отечественный серийный военный самолёт-разведчик Р-1, первый отечественный истребитель И-1 (Ил-400). В 1925 – 1928 гг. здесь разработаны: 5-местный пассажирский самолёт ПМ-1; истребитель И-3; 2-местный разведчик Р-5, участвовавший в 1934 г. в спасении команды парохода «Челюскин», учебный самолёт У-2 (с 1944 г., после смерти Поликарпова, получил наименование По-2, широко применялся как лёгкий ночной бомбардировщик в годы Великой Отечественной войны и в различных модификациях серийно выпускался до 1953 г.).

В ноябре 1929 г. арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В.Р. Менжинского. Здесь совместно с Д.П. Григоровичем в 1930 г. он разработал истребитель И-5. В 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину самолета И-5, (пилоты – В.П. Чкалов и А.Ф. Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе и Поликарпова. Только в 1956 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Особого совещания при Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

В мае 1931 г. Н.Н. Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады № 3 ЦКБ-ЦАГИ П.О. Сухого. С февраля 1933 г. он руководил бригадой № 2 ЦКБ С.В. Ильюшина, действовавшего на базе авиазавода № 39. В этот период он руководил созданием скоростных манёвренных истребителей И-15, И-16, И-152 и И-153 «Чайка», которые составили основу советской истребительной авиации в предвоенные годы и успешно применялись в Советско-финляндской войне 1939 – 1940 гг. В июле 1936 г. его назначают главным конструктором завода № 84 в г. Химки Московской области, одновременно он был и главным конструктором завода № 21 в г. Горьком, где началось производство скоростного истребителя И-16. В феврале 1938 г. Поликарпова сначала назначают главным конструктором, а затем и техническим директором авиазавода № 156. С февраля 1939 г. — он главный конструктор завода № 1. С сентября 1940 г. и до смерти — директор и главный конструктор завода № 51 НКАП.

В 1938 – 1944 гг. Поликарповым был сконструирован ряд опытных военных самолётов: истребители И-180, И-185, ТИС (тяжелый истребитель сопровождения), ИТП (истребитель тяжелый пушечный) и ряд их модификаций; пикирующие бомбардировщики ВИТ-1 и ВИТ-2 (воздушный истребитель танков), тяжелый бомбардировщик НБ (ночной бомбовоз) и др. В 1944 г. он начал проектирование реактивных самолётов. В акте по результатам государственных испытаний истребителя И-185 М-71 «эталон для серии» от 29 января 1943 г., подписанном главным инженером Красной Армии генерал-лейтенантом А. Репиным, самолёт Н. Поликарпова назван «лучшим современным истребителем». После смерти Н.Н. Поликарпова его КБ возглавил В.Н. Челомей, которому поручили разработку крылатых ракет.

Всего Н.Н. Поликарповым было разработано свыше 80 самолетов различных типов. На некоторых из них совершён ряд дальних перелётов, а лётчиком В.К. Коккинаки на И-15 в 1935 г. установлен мировой рекорд высоты – 14 575 м. С 1943 г. доктор технических наук Н.Н. Поликарпов одновременно являлся и профессором, заведующим кафедрой конструкций самолётов в Московском авиационном институте. Крупный учёный и талантливый организатор производства, Поликарпов внёс фундаментальный вклад в развитие авиационной науки и практики проектирования самолётов. Многие советские авиазаводы создавались и отлаживали производство на его самолётах. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Лауреат двух Сталинских премий 1-й ст. (1941 и 1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина и орденом Красной Звезды.

  1. поликарпов, николай николаевич[ июня июля июля ] сов. авиаконструктор. Герой Социалистич. Труда . Деп. Верх. Совета СССР го созыва. В окончил Петроград. политехнич. инт и курсы авиации и воздухо...Большая биографическая энциклопедия
  2. поликарпов николай николаевичПоликарповstrong Николай Николаевич [. слобода Георгиевская ныне Ливенский район Орловской области . Москва] советский авиаконструктор Герой Социалистического Труда . По...Большая Советская энциклопедия II
  3. поликарпов николай николаевичПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич российский авиаконструктор доктор технических наук Герой Социалистического Труда . Под руководством Поликарпова созданы истребители И И И...Большой Энциклопедический словарь V
  4. поликарпов, николай николаевич. авиаконструктор кратный лауреат Сталинской премии Герой Соц. Труда . др тех. наук . Сын священника. Окончил Ливенское духовное учще кораблестроит. отделение Петроград...Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия
  5. поликарпов николай николаевичсов. авиаконструктор др техн. наук Герой Соц. Труда . Окончил Петрогр. политехн. инт . В начк КБ для создания отеч. самолтов с гл. конструктор. Под рук. П. разработа...Военный энциклопедический словарь
  6. поликарпов, николай николаевичНиколай Николаевич авиаконструктор. В х гг. в СССР под руководством Поликарпова созданы самолетыразведчики Р Р учебный самолет У. В репрессирован в заключении разра...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. поликарпов николай николаевичПоликарпов Николай Николаевич слобода Георгиевская Орловской губернии Москва авиаконструктор Герой Социалистического Труда доктор технических наук . Окончил Петроград...Москва (энциклопедия)
  8. поликарпов николай николаевичПоликарпов Николай Николаевич авиаконструктор доктор технических наук Герой Социалистического Труда . В окончил Петроградский политехнический институт и курсы воздухоп...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  9. поликарпов николай николаевичН. Н. Поликарпов Поликарпов Николай Николаевич советский авиаконструктор доктор технических наук Герой Социалистического Труда . По окончании Петроградского политехнич...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  10. поликарпов николай николаевичПоликарпов Николай Николаевич советский авиаконструктор доктор технических наук Герой Социалистического Труда . По окончании Петроградского политехнического института ...Энциклопедия техники