Военно-биографический словарь

ОППЕРМАН (OPPERMANN) КАРЛ ИВАНОВИЧ


ОППЕРМАН (Oppermann)Карл Иванович (Карл Людвиг Вильгельм) [12(23).11.1766 – 02(14).7.1831], инженер-генерал (1823), граф (1829).

Происходил из дворян герцогства Гессен-Дармштадтского. Получил инженерное и математическое образование. В 1783 из капитанов гессен-дармштадтской службы принят поручиком в Инженерный корпус. Участник Русско-шведской войны 1788–1790. За мужество, проявленное в боях со шведским флотом, произведен в инженер-капитаны. В кампанию 1790 отличился в сражении у Бьоркезунда, а затем в качестве инженера и обер-квартирмейстера состоял при командующем гребным флотом принце К.-Г Нассау-Зигене. В сражении при Свенкзунде был ранен и взят в плен. Возвратился в Россию после заключения мира со Швецией. В составе войск ген. М.Н. Кречетникова участвовал в походе против польских конфедератов 1792, отличился в боях при Гранке. В окт. 1795 произведен в инженер-майоры. В 1797 зачислен в Инженерную экспедицию Военной коллегии, а в марте 1798 произведен в полковники и переведен в Депо карт. В окт. 1799 вышел в отставку с производством в ген.-майоры.

На службу вернулся в дек. 1800 и был принят в Департамент водных коммуникаций Инженерного корпуса. В 1803 командирован в Финляндию для приведения местных крепостей в оборонительное состояние. В 1805 находился с секретным поручением в Италии. В составе войск ген. И.Н. Эссена участвовал в Русско-прусско-французской войне 1806–1807 на территории Польши и Восточной Пруссии. Отличился в сражениях при Острове и Остроленке. Во время Русско-шведской войны 1808–1809 занимался укреплением крепостей в Выборге, Нейшлоте и Тавастгусте, а затем был назначен инспектором Инженерного департамента Военного министерства. В это время по его инициативе проведена крупная реформа инженерных войск: увеличено число саперных и пионерных батальонов, организована школа инженерных кондукторов в С.-Петербурге (с 1819 г. – Главное инженерное училище). Затем руководил постройкой Бобруйской и Динабургской крепостей.

В авг. 1811 произведен в инженер-генерал-лейтенанты, а в начале 1812 назначен директором Инженерного департамента Военного министерства. Во время Отечественной войны 1812 – начальник инженерной службы 1-й Западной армии. Находился в сражениях при Бородине, Малоярославце и Красном. Участник Заграничных походов русской армии 1813–1814. В кампанию 1813 был при осаде и взятии Торна. Назначенный в июле того же года начальником Главного штаба Польской армии, находился при блокаде Модлина. В дальнейшем участвовал в сражениях под Дрезденом, Пирной, Лейпцигом и при осаде Магдебурга.

В кампанию 1814 находился при блокаде Гамбурга. По окончании войны занимался устройством Инженерного департамента, формированием саперных и пионерных частей и управлял строительной частью по всем крепостям России. В янв. 1818 назначен генеральным инспектором по инженерной части, а в декабре 1823 произведен в инженер-генералы. С 1826 возглавлял Комиссию по строительству Исаакиевского собора. В 1827 назначен членом Госсовета. В июле 1829 возведен в графское Российской империи достоинство. Почетный член С.-Петербургской АН (1826). В 1830 ему было поручено составить проект реконструкции Свеаборгской крепости, куда он выехал, заболел там холерой и умер. Был похоронен в С.-Петербурге на Выборгском холерном кладбище.

Награжден орденами: российскими – Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира 1-й, 2-й и 3-й ст., Св. Александра Невского и алмазными знаками к ордену, Св. Анны 1-й и 2-й ст. с алмазами, Св. Иоанна Иерусалимского, Св. Георгия 3-й и 4-й ст.; иностранными: датским – Данеброга 2-й ст., прусским – Красного Орла 1-й ст., французским – Почетного легиона, шведским – Военным Меча 1-й ст.; золотым оружием «За храбрость» с алмазами.