Военно-биографический словарь

ГАБЕРВЛЫНСКИЙ АДАМ МЕЧИСЛАВОВИЧ


Габер-Влынский Адам Мечиславович (1883, Львов, Австро-Венгрия, – 21.06.1921, Люблин, Польша), российский и польский летчик.

Родился в бедной польской семье. Рано покинул родных, уехал в Петербург и в начале XX в. стал велогонщиком. Летному мастерству обучался во Франции, сначала у Л. Блерио, а потом у А. Фармана. В конце 1910 г. вернулся в Россию имея собственный аэроплан «Фарман-IV». Выполнял эффектные показательные полеты во многих городах России, принесшие ему известность и популярность. Наряду с другим известным лётчиком С. Уточкиным, был приглашен для участия в первом авиашоу на Кавказе, которое проходило в Баку в конце октября 1910 г. Участвуя в Московской авиационной неделе в июне 1911 г., стал третьим после признанных асов М. Ефимова и А. Васильева. С конца 1911 г. работал летчиком-испытателем на московском заводе «Дукс» и инструктором в Московской школе авиации на Ходынке. Одним из первых освоил «петлю Нестерова». Установил ряд рекордов на самолетах завода, в том числе весной 1913 г. шесть всероссийских, из которых четыре – в одном полете на «Фармане-XVI». В июне 1913 г. на 3-й авиационной неделе он стал победителем и получил Золотой кубок из рук великого князя Александра Михайловича. С учетом этой победы его считали в тот период лучшим российским летчиком, а поставленные им рекорды были отличной рекламой продукции «Дукса», «старшим сдатчиком» («шеф-пилотом») которого он вскоре стал. 11 (24) сентября 1913 г. на 3-м конкурсе военных самолетов с пилотируемого им самолета «Меллер-II» завода «Дукс» в полете сорвался разрушившийся мотор «Гном» и с высоты около 50 м упал на стоявший на земле «Русский витязь». Но летчик сумел благополучно совершить посадку прямо на беговую дорожку заполненного людьми ипподрома, счастливо избежав жертв среди публики.



«Русский дьявол» А.М. Габер-Влынский.
Иллюстрированный художественно-литературный журнал «Искры». 1914. № 15

В 1914 г. по персональному приглашению хозяина авиастроительной фирмы Леона Морана Габер-Влынский оказался во Франции для обучения петлям и полётам «вниз головой». В Париже он усиленно тренировался и вскоре настолько овладел этим искусством, что французы прозвали его «русским дьяволом» и избрали членом престижнейшего общества пионеров авиации «Старые волки». Вернувшись в Москву, летчик продемонстрировал на Ходынке весь комплекс высшего пилотажа, в том числе фигуру, известную сейчас, как «колокол». 14 (27) апреля он сделал в два приёма пятнадцать «мёртвых петель». 8 (21) мая 1914 г. при испытании самолета «Депердюссен» постройки «Дукса» летчик попал в катастрофу, в результате которой погиб летевший с ним механик, а самолет был разбит.

Первая мировая война прервала спортивную карьеру летчика. Оставаясь подданным Австро-Венгрии, он не мог участвовать в боевых действиях, и продолжил летную деятельность на Ходынке, сдавая самолеты и обучая летчиков, изредка участвуя в показательных полетах в Петрограде. Об интенсивности испытаний говорит тот факт, что в 1917 г. все без исключения серийные самолеты «Дукса» облетывали только А.М. Габер-Влынский и второй шеф-пилот завода Б.И. Россинский, причем первый из них – значительно больше половины. Всего в 1911–1917 гг. он облетал более 1000 самолетов «Дукса» и, по неполным данным, сдал военному ведомству 483 аэроплана. После Октябрьской революции 1917 г. А.М. Габер-Влынский уехал в Польшу. В Люблине он работал заводским летчиком-испытателем и инструктором в Высшей школе пилотов, где за короткий срок подготовил около 300 польских летчиков. Погиб 21 июня 1921 г. при испытании первого экземпляра лицензионного итальянского самолета фирмы «Ансальдо» А1 «Балилла». Похоронен в Варшаве на Повонзовском кладбище.