Военная педагогика

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

это система мероприятий по организации и осуществлению процесса обучения, предусматривающая определенную последовательность действий и достижение ряда целей; процесс реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Технологии обучения характеризуются следующими параметрами: цели обучения должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии разрабатывающим ее должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны быть законченным процессом по достижению цели; субъективизм педагога сводится к минимуму. Свобода педагога возможна в том диапазоне действий, которые обеспечивают достижение целей. Технологии обучения классифицируют по следующим параметрам: - по объекту воздействия (обучение курсантов, слушателей, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в системе дополнительного образования, профессиональная подготовка в системе послевузовской подготовки); - по предметной среде (для гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин); - по применяемым средствам (видеотехнические, информационные, проблемно-деятельностные, рефлексивные и др.); - по организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные, смешанные); - по методической задаче (технология одного предмета, технология одного раздела дисциплины, технология одной темы, технология одного вида учебного занятия (одного вопроса), технология одного метода, технология одного средства и др.); - по инновационности технологии (проектно-созидательные, развивающего обучения, компьютерные, дистанционного обучения, мультимедиа, модульные, интегральные, графического сжатия информации и др.). Компьютерные технологии обучения основываются на применении компьютеров в их органичной связи с учебными целями, содержанием обучения, компьютерными программами и дидактическими приемами применения компьютеров как средства обучения. Модульно-рейтинговая технология обучения – технология обучения, которая базируется на двух основополагающих принципах: - поэтапное (модульное) изучение учебных дисциплин, когда каждая дисциплина разбивается на несколько модулей – тематически завершенных разделов (частей). Изучение модуля заканчивается контролем качества усвоения учебного материала и выставлением обучающемуся балла с учетом текущих оценок; - поэтапное накопление баллов за изучение каждого модуля и выведение итоговой оценки за изученную дисциплину в виде суммы – рейтинга. При этом итоговый рейтинг по учебной дисциплине может быть увеличен за счет добавления поощрительных баллов, начисляемых за активную работу над учебным материалом, участие в военно-научной работе, конкурсе на лучшую научную работу и т. п., или уменьшен за счет вычитания штрафных баллов, начисляемых за несвоевременную и некачественную отчетность по модулям, а также за другие нарушения дисциплины образовательного процесса. Мультимедиа-технология (от англ. multi – много + media – средство) – совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее одновременно и параллельно несколькими органами чувств. Мультимедиа означает одновременное наличие звуковой, видео-, графической и компьютерной среды. Объединение этих сред обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек, работающий с этой технологией на ПК, не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем, в процессе обучения. Проектно-созидательные технологии – их основу образует творческая деятельность обучающихся в процессе проведения научных исследований, решения научно-технических задач, разработки конкретных проектов. В проектно-созидательной технологии на первое место в образовательном процессе выходит деятельность (разработка проектов, решение различных актуальных задач исследовательского характера) и личность обучающегося, акцентируется его персональная ответственность за результаты своих разработок, реализацию проектов. Технология дистанционного обучения – совокупность форм, методов и средств взаимодействия компьютерных средств с обучающимся в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний; строится на фундаменте определенного содержания, аккумулируемого в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения и находящихся в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т. д. Технологии модульного обучения предполагают в качестве средства обучения так называемые учебные модули. Сущностные характеристики модульной технологии обучения: - содержание обучения здесь представляется в логически законченных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Важно, что эта цель определяет не только объем, но и уровень усвоения материала; - общение преподавателя и обучающегося осуществляется путем индивидуального личного общения или через информацию, заложенную в модуль; - обучающийся в основном работает самостоятельно. При этом он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это позволяет ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях, навыках и умениях; - наличие учебных модулей (распечатанных и выданных каждому обучающемуся) позволяет преподавателю индивидуализировать работу с каждым обучающимся, целенаправленно, «мягко» и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости оказывать ему дозированную помощь.

  1. технология обученияспособ реализации содержания обучения предусмотренного учебными программами представляющий собой систему форм методов и средств обучения обеспечивающую наиболее эффективн...Краткий терминологический словарь по библиотерапии
  2. технология обученияЭпиграфом для рассмотрения этого термина может служить высказывание знаменитого педагога А.С. Макаренко Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологи...Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  3. технология обучения. Система научнообоснованных действий операций активных элементов участников процесса обучения осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к дости...Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей
  4. технология обученияэто выполнение запланированных операций и процедур действия приводящих к планируемому результату. В узком смысле этого слова это педагогически валеологически и экономиче...Педагогический словарь по темам
  5. технология обучениясистемный метод проектирования реализации оценки коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения а также техническое оснащение этого процесса. Технология обуче...Профессиональное образование
  6. технология обучениясовокупность форм методов приемов и средств передачи социального опыта а также техническое оснащение этого процесса....Словарь по технологиям обучения
  7. технология обучениясовокупность форм методов примов и средств передачи социального опыта а также техническое оснащение этого процесса....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  8. технология обучениясоставная процессуальная часть дидактической системы М. А. Чошанов....Современный образовательный процесс