Военная педагогика

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для офицера, командира (начальника) как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в подразделении. Принципы воспитания военнослужащих: - целенаправленность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий; - гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность воспитательной деятельности; - гуманизм и демократизм в решении задач воспитания; - воспитание в различных видах деятельности военнослужащих (учебной, служебной, боевой, хозяйственной, общественной и др.); - воспитание в воинском коллективе и через коллектив; - проявление в процессе воспитания единства высокой требовательности, уважительного отношения к личности военнослужащего, постоянного внимания к его нуждам, запросам, потребностям; - индивидуальный и дифференцированный подход к личности, группе и коллективу; - обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики; - единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; - обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания; - целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности и проявления военнослужащими высокого уровня воспитанности; - комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех его элементов. Принципы обучения военнослужащих: - социальная обусловленность; - научность; - практическая направленность, связь с жизнью, с практикой строительства и развития Вооруженных Сил; - наглядность; - доступность и высокий уровень трудности; - сознательность, активность и самостоятельность военнослужащих (обучающихся) при руководящей роли педагога; - систематичность, последовательность и комплексность в обучении; - прочность усвоения, результатов обучения и развития познавательных способностей военнослужащих; - коллективизм и индивидуальный подход к обучению военнослужащих, рациональное сочетание коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов; - гуманный, воспитывающий и развивающий характер. Принцип доступности и высокого уровня трудности обучения требует, чтобы учебный материал, его объем, методы изучения соответствовали интеллектуальным и физическим возможностям военнослужащих, чтобы те могли сознательно усвоить необходимые знания, навыки и умения при определенном напряжении своих умственных и физических сил. Принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении, рационального сочетания коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов требует от командира (педагога) создавать благоприятные условия для успешной активной работы всех военнослужащих и в то же время индивидуально подходить к каждому из них с целью успешного обучения и содействия личностному развитию. Принцип наглядности – привлечение к восприятию учебного материала органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Виды наглядности: - натуральная или естественная наглядность: реальные образцы оружия, техники, приборов, аппаратов, учебные поля, аэродромы, полигоны, стартовые позиции, танкодромы, различные виды снаряжения; - изобразительная наглядность, которая включает: – средства имитации – мишени, имитаторы, взрывпакеты и т. п.; – объемные наглядные пособия – изучаемые образцы оружия и боевой техники или же их части в увеличенном или уменьшенном виде, специально изготовленные для показа: макеты, модели, стенды, станки для изучения взаимодействия частей и механизмов, электрифицированные схемы и т. п.; – графические наглядные пособия – плакаты, карты, схемы, таблицы, чертежи и т. п.; – аудиовизуальные средства – кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника, слайды и т. п. Перечисленные виды наглядности дополняются так называемой внутренней наглядностью, т. е. опорой на прежний опыт военнослужащих, который сохранился в памяти. Принцип научности обучения определяет необходимость приведения содержания и технологии обучения в соответствие с уровнем развития науки и техники, опытом, накопленным мировой цивилизацией. Принцип практической направленности выражает закономерную зависимость процесса обучения военнослужащих от развития боевой техники и вооружения, военной организации государства, уровня развития военной науки, обеспечивает его связь с опытом прошлых и современных войн. Его сущность проявляется в девизе «Учить войска тому, что необходимо на войне». Принцип прочности способствует стойкому закреплению знаний, навыков, умений, опыта, морально-психологических и профессиональных качеств. Принцип систематичности и последовательности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, навыков, умений, профессионально-важных качеств, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений. Принцип сознательности, активности и самостоятельности требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение военнослужащих к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденности в значимости получаемых знаний. Кроме того, сознательность придает обучению воспитывающий характер, способствует формированию у военнослужащих высоких морально-психологических и военно-профессиональных качеств. Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат. Принцип социальной обусловленности определяет необходимость соблюдения в подготовке личного состава требований государства, общества, предъявляемых к Вооруженным силам Российской Федерации, подготовке военнослужащих.