Военная энциклопедия (1911-1915)

КРОНШТАДТ

*КРОНШТАДТ, крепость и порт. Укр-ния К. состоят из централ. кр-сти на о-ве Котлине (по-фински Рету-сари) и из окружающих мор. фортов-б-рей между ним и финляндским и ораниенбаумским берегами, а также из передов. б-рей и укр-ний на том и друг. берегу, обезпечивающих мор. доступы к К. Первонач. оборонит. сооружения о-ва Котлина состояли из дерев. форта Кроншлот, возведеннаго к 1704 г., и ряда земл. б-рей, в общем полев. профили, построенных на южн. побережье и на косе Котлина в 1705 г. Островныя б-реи имели на вооружении 60 ор., к-рыя, впрочем, оставались на местах не долго, т. к. возбужден б. вопрос, оставлять ли их на зиму на Котлине или убрать в Петербург. кр-сть. В.-адм. Крейс настаивал на оставлении, но петерб. об.-к-дант, г.-м. Брюс, к-рому б. подчинены все кр-сти Ингерманландии, приказал все пушки перевезти в Петербург. кр-сть. Это приказание б. обжаловано Крейсом Царю, что не помешало, однако, приведению его в исполнение, и к нбр. 1705 г. на островн. б-реях не было ни одного орудия; вооруженным остался только один Кроншлот. К тому же времени ушел из-под Кроншлота и весь наш флот; эту зиму, как и последующия, до устр-ва гаваней он провел в Петербурге, в Кронверкск. протоке. 1706 г. является для кр-сти у Котлина знаменат-ным; с этого года Петром В. б. решено застроить о-в различ. воен. учреждениями и "партикулярными" зданиями, а также укрепить его пост. верками, к-рыя уже не разоружались бы на зиму. Наиб. серьезным оборонит. сооружением явилось укр-ние "Александер-Шанц", возведенное к 8 снт. 1706 т. на Толбухиной косе (т. наз. коса Котлина по имени славнаго защитника о-ва против шведск. десанта в 1705 г. во всех домах от Петра Вел. до Екатерины II включ.), "для воспрепятствия учинению на сей о-в десантов". Размеры и начертание этого укр-ния не сохранились. Известно только, что оно было сомкнутое и что в нем б. возведены казармы для постоян. г-зона. Работы производил новый к-дант Кроншлота и Котлина, полк. Толбухин. В то же время перестраивались в долговр-ныя Ивановския б-реи, соединенныя при этом в одну и образовавшия серьезное берег. укр-ние, оборонявшее вместе с Кроншлотом перекрест. огнем корабел. проход к Петербургу. Громад. участие во всех этих работах принял сам Петр: он давал строителям самыя подробныя, подчас даже мелочныя, технич. и хозяйств. указания. М. проч., 16 июня на Котлине б. отпраздновано освящение. дерев. церкви, возведение к-рой м. считать началом устр-ва на Котлине города, быстро затем разросшагося, но остававшагося долгое время без имени. Полтав. победа и усиление рус. флота неск. ослабили интенсивность работ собственно по кр-сти на Котлине. Центр тяжести строит-ва перешел на устр-во там порта. Подготовительныя по гаваням операции начались уже в 1710 г., а к самым работам приступили через 2 г. Все же нек-рыя новыя крепостн. сооружения возводились преимущ-но для прикрытия города с запад. стороны, а также приступили к перестройке ф. Кроншлот (в янв. 1716 г.) и к расширению его, с приданием фигуры, одинаковой с нынешнею. Новые верки Кроншлота - ряжевое основание, а на нем "нарублен брустверк и насыпан землею, и окладен дерном". Повидимому, старый Кроншлот ок. того же времени перестроен в камен. оборонит. башню. По крайней мере, по описанию неизвест. очевидца, в 1711 г. он представлял собою дерев. 3-этаж. башню, а видевший форт через 10 л. франц. посол Кампредон называет его "каменною башнею". Также и голштин. кам.-юнк. Берхольц, бывший в 1723 г. на самом Кроншлоте с своим герцогом, определяет укр-ние: "большая башня, массивно сложенная из камня". Еще в нбр. 1709 г. Петр В. отдал повеление строить на Котлине гавань, пристани и магазины (до того воен. суда зимовали в Спб., что б. связано с разгрузкой и затруднит. проводкой вверх по Неве). Постройка порта началась в 1712 г. под рук-ством адм. Крейса, а затем кап. Лейна, и закончена к 1716 г. Но теснота первоначал. гавани и опасность бомбардир-ки со стороны рейда обратили на себя внимание Гос-ря, и в 1715 г. он составил проект котлинских гаваней в том виде, как оне (в общ. чертах) существуют и поныне. В то же время, чтобы создать удобныя водян. сообщения будущ. торг. города и порта, к-рый Петр I называл Новым Амстердамом, предполагалось перерезат весь Котлин 4 каналами (см. план); по берегам последних д. б. быть расположены доки, ремонт. мастерския и корабел. амбары. В 1717 г. приступлено б. к работам. Высоч. указами губерниях повелевалось выставить для постройки гаваней 31.486 рабочих; б. приняты самыя суров. и решит. меры; для ускорения работ в помощь рабочим наряжены солдаты, к-рым объявлено, что по окончании назначенных каждому полку уроков им будет дан отпуск; назначенному к строению гаваней сенатору М. М. Самарину предписывалось "радеть и делать и понуждать, чтоб конечно было сделано, несмотря ни на кого; делать прямо под потерянием живота". Каждая губерния строила отдел. часть. Парал-но с этим велись работы по усилению крепост. обороны К. и приняты меры к заселению нов. города. К 1720 г. по-стройка гаванских стен б. закончена. Земл. работы Усть-Канала и вост. его заворота окончены б. к 1722 г., но облицовка канала камнем и постройка доков затянулись до 1752 г. С 20-х гг. XVIII ст. К. порт становится главной, а когда строит. работы в Ревеле и в Балт. порте прекратились, и единств. базой нашего флота. После кончины Петра В. строит. работы производились лишь в самых ограничен. размерах (служительские и офиц. флигеля, провиант. магазины и т. п.), гл. обр., в силу финанс. затруднений. Особое внимание на кронштадтский порт обращено б. только по воцарении Имп. Николая I; строит. доки б. отремонтированы и расширены и сооружен нов. двойн. док (Николаевский) для крупн. судов. Вновь построены мор. арсенал (1835), порох. завод (1839 г.), обшир. мор. госп-ль (1839 г.) манеж, и в 1847 г. приступлено к сооружению пароходн. завода. В 1859 г. спец. к-сия, под председ-вом Авг. Ген.-Адмирала, пришла к заключению о настоят. необходимости переоборудовать кроншт. порт. Приступлено б. к обширн. работам по углублению гаваней; доки Петровские и Николаевский б. настолько расширены и углублены, что м. вмещать суда больш. рангов; построен б. вблизи пароходн. завода большой Константиновский док (1861-76 гг.) и Мортонов эллинг для подъема судов до 1.200 тн.; стенки всех гаваней облицованы гранитом (1874-92 гг.). Для хранения казен. имущ-ва б. построены 2 адмир-ства: Доковое (у Петровск. доков) и Новое (у пароходн. завода); по всему порту проложены рельс. пути, водопроводы и газопроводы. Пароход. завод оборудован нов. станками и кранами. В царст-ние Имп. Александра III, с развитием в Балт. море крупн. судостроения, на долю кроншт. порта выпала работа по достройке судов, спущенных на воду на Спб. эллингах. В 1892-96 гг. построен второй крупный (Александровский) док. Наконец, в 1910 г. состоялась закладка аварийнаго дока имени Цес-ча Алексея (см. Док). - К 1717 г., по вед-сти 25 апр., Котлинская кр-сть состояла из след. постоянных верков: 1) Старый Кроншлот, вооружение - 42 ор.; 2) Новый Кроншлот - 76 ор.; 3) Александер-Шанц - 43 ор.; 4) Сергиевский раскат - 12 ор.; 5) Ивановский раскат - 10 ор.; 6) Новый раскат - 12 ор.; 7) "Бастион" - 52 ор. и 8) на военной гавани - 36 ор. (больверки воен. гавани б. окончат-но вооружены 72 ор. 24 и 18-фн. клб. в 1720 г.). В том же 1717 г., в июле, б. заложен новый "редут" в 1,5 вер. от Александер-Шанца. К 1 мая 1718 г. относится знаменател. указ Петра В. бриг-ру Василию Ивановичу Порошину "и прочим ком-рам, кто по нем будет ведать Кроншлот и прочия кр-сти на Котлином о-ву". М. проч., 1-й пункт указа гласит: "В кр-стях иметь непрестанно великую осторожность, ибо примор. кр-сти весьма разность имеют с теми, к-рыя на сух. пути. Ибо на сух. пути стоящия кр-сти всегда заранее м. о неприятельск. приходе ведать, понеже довольного времени требует войску маршировать. А на море так безъизвестно есть, как человеку о своей смерти. Ибо, получая ветер свободный, без всякаго ведения м. внезапу притти и все свое намерение исполнить, когда неготовых застанет. Того ради, непрестанно готовым быть, а особливо чтоб б-реи всегда в добром осмотрении были; тако же и людей часть, с их офицеры, при пушках в готовности на карауле были, а именно: ежели покажется от моря от одного до пяти к-блей, то быть на б-реях готовым солдатам и пушкарям третьей части; а ежели усмотрено будет от пяти до десяти к-блей, то быть половине на карауле; а ежели более, от 10 до 15, то быть всем в гот-сти. Для чего надлежит быть: третьей части пушек день и ночь набитыми ядрами (обвязанными веревочками, дабы для салютации вынять б. мочно) и оной порох по недельно вывертывать и сушить, а иным набивать, и ядра, книпельс (снаряд из двух чугун. полушарий, соединенных желез. стержнем), шрод (картечь), патроны с порохом, ганшпуги, фитиль и проч. все так иметь в готов-сти, что к-рый час, увидя какой парус или парусы, тотчас люди, с их инструменты, в парад стать должны и ожидать повеления". Прочие пункты указа касались орг-зации брандвахт. службы, осмотра приходящих судов, сигнал-ции и салютации. Накрепко повелевалось, при осмотре иностран. судов, убеждаться "не брандерные ль". В 1719 г., после разрыва Аландскаго конгресса, наш постоян. прот-к в то время, шведы, стал знач-но более грозным: с Швецией заключила союз Англия. Уже в июле того года англ. флот, с адм. Норрисом, показался в Балтике. На след. год ожидалось открытие воен. действий союзн. мор. сил. Меры предосторожности по Котлину поэтому б. усилены. 18 мая 1720 г. Петр прислал указ гв. майору Матюшкину - нач-ку берег. обороны Котлина, где, гл. обр., даны б. наставления о рационал. использ-нии для обороны галер; кроме того, повелевалось кругом о-ва, во всех местах, доступных для причала мелк. судов, устроить траншеи и б-реи, поставив на последния "малых желез. пушек, где сколько пристойно будет". Документ заканчивается так: "Оборону флота и сего места держат до послед. силы и живота, яко наиглавнейшее дело; также чего здесь и не написано, а к пользе б. может, чинить с совета (с флотскими) без азарта, как доброму и честному оф-ру надлежит, не пропуская никакого удобн. случая". Вскоре же после этого первому своему воен. инж-ру из русских, "детине разумному", г.-м. Корчмину (см. это), заместившему на Котлине Матюшкина, Петр дает подробное наставление о способах отражения атаки вражеск. флота, указывая даже, какими снарядами и в каких случаях пользоваться. Любопытны след. строки: "Стрелять, как возможно скоро, однако же с доброю прикладкою, дабы действит-ны б. выстрелы, а не гром один, и для лучшей цели (прицеливания) поставить бакен в середине фарв-ра (против каждой б-реи), где бы все пушки... заранее могли направлены быть, и когда поравняется непр-ль с оным бакеном, чтоб надежнее починать стрелять". Тревоги оказались напрасными англ-не ограничились одними демонстрат. маневрами. При очерченных орг-зации обороны и воспитании живой силы, Петр твердо верил в непреодолимость созданнаго им оплота на устьях Невы и потому не стеснялся показывать в 1720 г. кр-сть представителю Швеции, с к-рой еще воевал, г.-ад. Марксу. Берхольц ок. того же времени удостоверял, что котлинск. гавань "укреплена так, что м. считаться одною из безопаснейщих и лучших в Европе". В начале 1722 г. приступлено б. к постройке нов. мор. дерев. форта, "Цитадели", и тогда же утвержден грандиоз. проект создания "главн. кр-сти", долженствовавшей заключить весь город и все портов. сооружения и дать оборону во все стороны. Особенно предполагалось развить запад. фронт, придав ему большое колич-но внешн. верков, возведя впереди на разстоянии пушечнаго от этих верков выстрела, "фельдшанцы" и усилив Александер-Шанц. Закладка "глав. кр-сти" состоялась, в присутствии Имп-ра и Имп-цы, 7 окт. 1723 г. По свидет-ву Берхольца, участника торжества, "положили начало одному бастиону и опустили большой, освященный дух-ством, камень, а вокруг него наложили кучу дерну, к-рый д. б. сноснить туда и дамы.... Когда окончилась первоначальная закладка..., не только новое укр-ние, но и самый город получили название Кронштадта, тогда как прежде этот город назывался только по имени форта Кроншлота или по имени о-ва, на к-ром находится. В "разсуждениях" Петра В. "о фортециях и цитадедях", относящихся к 1724 г., замечалось: "Кронштад - фортеция зело великая, в к-рую с 2 т. пуш. надобно". По кончине Петра с "главною" К-ской кр-стью дело долго не ладилось. 7 авг. 1728 г. англ. посланник в Спб., Клавдий Рондо, писал по поводу деят-сти Петра II: "Великие замыслы его деда скоро обратятся в ничто; уже работы в К. почти прекратились" Фактически, прежде всего б. видоизменен петровск. проект "главной кр-сти", а в особ-сти запад. ея фронта, проектированнаго по сист. Кегорна. Инициатива этого изменения принадлежала ген.-фельдцейхм. Миниху, тогдашн. вершителю судеб всех инж. сооружений. Миних вообще б. врагом всяких сложн. фортификац. систем и в особ-сти - систем Кегорна и Вобана. Упрощение системы и крайнее ослабление профили "главн. кр-сти" не повлекли за собою успешности работ в смысле быстрейшаго их окончания. Из док-тов 1739 г. видно, что и тогда кр-сть была далеко не готовой: были участки предположенной ограды, где "весь берег голой и никакой фортификации делать не начато"; по всему западному и сев. фронтам "никакой наруж. дифензии, яко прикрытаго пути, палисадов, гласиса и прочаго, ничего не имеется"; кроме двух баст-в, "мостов (платформ) под пушки не имеется". Главн. кр-сть, земляная, б. закончена только при Екатерине II. В течение всего XVIII ст. К. (город и портовыя сооружения) считался находящимся под угрозою захвата неприят. десантом и при том не только захвата открыт. силою или ускорен. атакой, но и атакою постепенною. Эти опасения перешли даже в XIX ст., и, примерно до половины последняго, постепен. атака на К. не представлялась невероятной. Едва ли будет ошибкою утверждение, что за весь указанный период возм-сть подобной операции отвергал категорически один лишь воен. инж-р того времени, полк. де-Кулон. Соображения на случай постеп. осады К. сухопут. войсками имеются в док-тах Оппермана и даже венценосн. воен. инж-ра - Николая Павловича. В царст-ние Имп. Павла I б. усилена мор. оборона южн. фарв-ре постройкою дерев. форта Рисбанк и ок. того же времени перестроен в камен. форт Кроншлот. В нач. же XIX ст., под опасением мор. операций англ-н в 1801 г. и фр-зов в 1806 г., К. б. усилен значит-но, и впервые обращено внимание на необходимость надежной обороны со стороны сев. фарв-ра, к-рую прилегавшие фронты главн. кр-сти не давали. Дело в том, что при Петре В. сев. фарв-р у Котлина признавался, по глубинам, для больших к-блей совершенно недоступным, а для судов со средн. осадкою почти недоступным по крайней извилистости фарв-ров. Петр, поэтому, ограничился устр-вом на этом плесе нек-рых ряжев. заграждений. Между тем, в 40-х гг. XVIII ст. сев. фарв-ром прошло в Спб. крупн. иностран. судно и в корень изменило репутацию этого прохода. С тех пор о сев. фарв-ре, об обороне его, разсуждали немало, и в конце концов соорудили на нем неск. дерев. б-рей впереди сев. фронтов главн. кр-сти. Надо думать, что б-реи эти б. возведены в помянутое тревожное время первых годов минувш. столетия, одновр-но с усилением и всей кр-сти. Такое усиление, помимо исправления ея верков, выразилось, гл. обр., в следующем: близ главн. кр-сти б. возведен редут Св. Александра; по его сторонам устроены б-реи Св. Андрея, Константина и Владимира; у Александер-Шанца возведены редуты Св. Эмилии и Петра, "шанц" Св. Екатерины и б-реи Св. Анны, Николая, Димитрия и Феодора. Повидимому, все эти верки б. времен. профили. Ко времени вступления Вел. Кн. Николая Павловича в долж-ть ген.-инсп-ра инж. части в 1818 г., составными частями К-ской кр-сти б.: 1) глав. кр-сть, земляная, бастион. начертания, прикрывавшая со всех сторон город; эскарпы частью земляные, частью усиленные - либо камен. кладкой насухо, либо срубами, наполненными камнями, либо бревенчат. одеждой; 2) земляная, бастион. начертания, кр-стца Александер-Шанц; 3) островныя, земляныя, частью сомкнутыя, б-реи: 2 - на траверсе Александер-Шанца и 3 - по южн. побережью. Все эти верки имели на вооружении 279 ор.; 4) Воен. гавань, частью с деревянными, частью с камен. больверками, вооруженными 123 ор.; 5) Средняя гавань - того же характера, с 30 ор.; 6) Купеч. гавань - того же типа, вооруженная 184 ор.; 7) камен. форт Кроншлот с 147 ор.; 8) дерев. форт "Цитадель" (переименованный в 1834 г. в форт Петра I), временно разоруженный "по совершенной гнилости"; 9) дерев. "Зацитадельная" б-рея, одноэтажная, с 24 ор.; 10) южная "Двухъэтажная" дерев. б-рея (переим-ная в 1834 г. в ф. Константин), с 49 ор.; 11) дерев. 1-этаж. ф. Рисбанк, с 79 ор.; 12) южная "Одноэтажная" б-рея, деревянная, с 19 ор.; 13, 14 и 15) однотипныя, дерев., одноэтаж. б-реи сев. фарв-ра №№ 1, 2 и 3, каждая на 16 ор.; 16) дерев. 2-этаж. б-рея сев. фарв-ра № 1, с 39 ор.; 17, 18 и 19) однотипныя, деревянныя, 2-этаж. б-реи сев. фарв-ра №№ 2, 3 и 4, каждая на 23 ор. Т. обр., на вооружении К. тогда состояло 1.074 ор. В 1824 г. сильн. наводнением 7 нбр. многия дерев. и земл. укр-ния К. б. полуразрушены. Это дало толчек к переустр-ву верков, начатому в авг. 1825 г. Первою мерою явилось устр-во в главн. кр-сти камен. эскарпов. Впоследствии же, с 1825 по 1855 г., б. произведены след. главнейшия работы: в главн. кр-сти сев. и вост. стороны обведены прочными, предохранит-ми от наводнения дамбами; перестроена запад. часть, с устр-вом 2 тенал. фронтов с 4 реданами, водян. рва и 2-этаж. камен. оборонит. казарм с двумя полубашнями; на сев. стороне построено 5 долговрем. б-рей, 4 камен. оборонит. казармы с 4 полубашнями и камен. башня в с.-вост. углу кр-сти, со взаимн. соединением всех этих верков камен. оборонит. стеною; на вост. стороне устроена оборонит. казарма, соединенная оборонит. стеною с с.-вост. башней и с охранител. плотиною; в Купеч. гавани построена новая камен. 4-этаж. б-рея "Князь Меншиков"; капитально перестроена ю.-зап. часть ф. Кроншлот, с устр-вом 4 камен. баст-в; возведены на старых основаниях новые 3-этаж. каменные, с гранит. облицовкой, фф. "Петр I", "Имп. Александр" и "Рисбанк"; значит-но усилено в качеств. отношении берег. вооружение. Несмотря на перечисл. огромныя работы, перестройка К. б. произведена далеко не в полн. объеме; перестроенным веркам придана не та мощность, какая первонач-но намечалась; к нек-рым работам, признанным необходимыми, не б. даже приступлено. Причина - недостаток финансов. средств. Перестройка, напр., дерев. ф. "Константин" б. принцип-но решена еще в 1840 г., проект б. составлен тогда же, Высоч. утвержден, но осуществлением отложен. В Вост. войну 1853-56 гг., по имевшимся сведениям, союзники предполагали атаковать К., демонстрируя на сев. фарв-ре и направив глав. удар на южный. Был принят ряд мер, осущ-ление к-рых б. возложено на инсп-ра по инж. части ген. Дена, назначеннаго воен. губ-ром К. с оставлением в прежней долж-сти. Оборонит. работы заключались: в возведении на косе Котлина б-рей "Греббе" и "Литке", люнетов "Швебс" и "Политковскаго" и редута "Дена"; в испр-нии и вооружении ф. "Константин"; в испр-нии и устр-ве нов. ряж. заграждений; в минир-нии водн. плесов гальванич. минами системы акад. Якоби; наконец, в усилении вооружения. Фактически англо-франц. флот относ-но К. действия свои ограничил однеми демонстрациями. В 1854 г. он был лишь в виду его. В 1855 г. союзн. эс-дра в 21 вымпел, преимущ-но паров. судов, маневрировала у кр-сти с 15 мая по 15 авг. Она производила рекогнос-ки и промеры вне выстрела с б-рей; случались и незнач-ныя, обоюдно безвредныя, перестрелки. По иностран. источникам, 28 мая 2 парохода коснулись наших мин и получили серьез. повреждения. В период, непосред-но следовавший за войною, в К. б. сооружены 2 нов. б-реи на южн. фарв-ре, 7 нов. б-рей, преградивших сев. фарв-р, и усилена оборона косы. Дальнейшия по кр-сти работы заключались в выносе обороны вперед, вначале - для обезпечения б-рей на косе и южн. фарв-ра от поражения непр. судов. огнем с сев. фарв-ра во фланг, а отчасти в тыл, а затем для упреждения дальн. бомбард-к ядра кр-сти. Серьез. работы по усилению К. б. предприняты в 80-х, затем 90-х гг. XIX в. и с особою энергией продолжаются и ныне, обращая К. в одну из сильнейших в Европе примор. кр-стей.

К., как воен. порт для нашего Балт. флота, служит глав. ремонт. базой и арсеналом; в нем сосредоточены обширныя ремонт. мастерския, 2 казен. сух. дока (Константиновский и Александровский) для крупн. судов, 1 - двойной (Николаевский) док для мин-цев и канон. лодок, Петровск. док, в к-рый м. войти одновр-но неск. судов, и неск. плавуч. доков и Мортон. эллингов для мелк. судов. В 1910 г. приступлено к постройке новаго аварийнаго дока (см. это) для самых крупн. судов. Все доки и больш. часть мастерских и складов расположены на участках, прилегающих к Военной и Средней гаваням; под коммерч. порт отведена Купеческая гавань. Подход к К. с моря возможен лишь вдоль южн. бер. Котлина; по сев. сторону о-ва фарв-р для плавания закрыт. У вост. берега Котлина расположен Восточный К-ский рейд с глуб. 3-4 сж.; на юг от Воен. гавани - Малый рейд (глуб. ок. 4 сж.), а к з. от Кроншлота и до входн. бочек - Большой (глуб. 4-5 сж.). Отсюда к Толбухину маяку ведет углубленный до 30 фт. канал, дл. ок. 5 м. Глав. недостатком К. является замерзание на 5 зимн. мес. Но и положение в глубине Финск. зал. затрудняет актив. операции базирующагося на него флота. Ген. Мышлаевский заканчивает свое изслед-ние о камп. 1712-14 гг. в Финляндии такими словами: "В камп. 1713-14 гг. наибол. задержки в развитии воен. действий заключались в полном несоответствии К., как базы для наступат. действий нашего флота" и далее: "ни одна из последующих войн на том же театре не избежала в той или иной форме вредн. влияния К-ской базы". Эти недостатки К. б. оценены еще Петром В., и он предполагал перенести глав. базу флота из К. в Ревель или в Балт. Порт (Рогер-Вик); в обоих пунктах начаты б. обшир. работы, но после смерти Петра все прекратилось. Вновь вопрос о непригод-ти К. б. поднят при Екатерине II и затем возбуждался периодически при кажд. нов. царст-нии, но практич. осущ-ления не получал, гл. обр., в силу финанс. затруднений. В 1856 г. особ. ком-т под председ-вом Ген.-Адм. Вел. Кн. Константина Николаевича пришел к след. заключению: "Доколе флот наш будет находиться в К., до тех пор он будет осужден на пассив. роль, совершенно несовместную с назначением мор. сил России". В 1857 г. участь К. б. почти решена, и уже б. назначена к-сия из инж-ров и адм-лов для разработки окончат. проекта переноса К-ских адмир-ств в Балт. Порт; но составленная при этом смета достигла 400 мил. р., и, благодаря этому, дело заглохло. Со вступлением на престол Имп. Александра III вновь б. возбужден вопрос о переносе гл. базы Балт. флота из К. на запад, и выбор остановился на Либаве (см. Александра III Порт). Но вскоре выяснились крупные недостатки и этого порта, и в. 1912 г. начаты работы по устр-ву первокласс. воен. порта в Ревеле. Как коммерч. порт, К. самостоят. значения не имеет и является лишь аванпортом для Спб.: самое сущ-ние его обуславливается недостаточ. оборуд-нием Петербургскаго коммерч. порта. Коммерч. значение К. сильно упало после постройки мор. канала, соединившаго Спб. с Малым К-ским рейдом. (Рукописи кабинета Петра Вел. в госуд. архиве; Архив гл. инж. упр.; Журнал или поденная записка Петра В.; Сборн. Имп. Росс. истор. общ-ва; Елагин, Начало К.; Веселаго, Очерк рус. мор. истории; Голиков, Деяния Петра В.; Шелов, Ист. очерк кр-сти К.).

  1. кронштадтдо Кроншлот город и порт в Ленинградской области РСФСР. Подчинн Ленинградскому горсовету. Расположен на о. Котлин в восточной части Финского залива в кмem к З. от Лени...Большая Советская энциклопедия II
  2. кронштадтгородem Kronstadt n s город порт...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  3. кронштадтгородem Kronstadt...Большой русско-испанский словарь
  4. кронштадтимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. кронштадтвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  6. кронштадтдо Кроншлот город и порт в Российской ФедерацииЛенинградская обл. на о. Котлин в Финском зал. в км к западу отСанктПетербурга. тыс. жителей . Судоремонт. Военноморско...Большой энциклопедический словарь II
  7. кронштадтКРОНШТАДТ до Кроншлот город и порт в Российской Федерации Ленинградская обл. на о. Котлин в Финском зал. в км к западу от СанктПетербурга. тыс. жителей . Судоремонт. ...Большой Энциклопедический словарь V
  8. кронштадтКронштадт мсто...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  9. кронштадтдо Кроншлот город и порт адм. рн С.Петербурга. Расположен на о. Котлин в вост. части Финского зал. Основан в Петром I как крепость для защиты С.Петербурга с моря. Отраж...Военный энциклопедический словарь
  10. кронштадтКронштадт strong город Ленинградская обл.em Начало городукрепости Кронштадт было положено в г.em сооружением рядом с о.em Котлин искусственного островка с небольшой креп...Географическая энциклопедия
  11. кронштадтКронштадт а...Географічні та астрономічні назви в родовому відмінку
  12. кронштадтВ Ленинградской области подчинн городской администрации СанктПетербурга в км к западу от СанктПетербурга. Расположен на острове Котлин в восточной части Финского залива....Города России
  13. кронштадтдо Кроншлот город и порт в Ленинградской области на острове Котлин в Финском заливе в км к западу от СанктПетербурга. тыс. жителей. Судоремонт. Музеи Кронштадтская кре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. кронштадтКронштадт до Кроншлотгород сыгравший важную роль в защите западных морских рубежей строительстве русского флота. Расположен на о. Котлнн в восточной части Финского зали...Морской словарь
  15. кронштадтНачальная форма Кронштадт винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число топоним мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  16. кронштадтКронштадт менник чоловчого роду мсто в Рос...Орфографічний словник української мови
  17. кронштадтг. Кронштадт....Осетинско-русский словарь
  18. кронштадтмор. форпост и аванпорт СПб. в км к западу на ове Котлин в Финском зал. Осн. Петром I. Стрву К. предшествовало создание искусств. ова с фортом Кроншлот . Город строился ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  19. кронштадтКРОНШТАДТ до Кроншлот город и порт в Ленинградской обл. на о. Котлин в Финском заливе в км к западу от СанктПетербурга. тыс. жителей . Судоремонт. Военноморской музей ...Русская энциклопедия
  20. кронштадтКранштат...Русско-белорусский словарь
  21. кронштадтг.i Кранштат муж.i...Русско-белорусский словарь II
  22. кронштадтгород в Россииem klngshtdСинонимы город порт...Русско-китайский словарь
  23. кронштадтKronstadt...Русско-финский словарь
  24. кронштадтКронштадт город и порт в Ленинградской области на остров Котлин в восточной части Финского залива в км к Западу от Ленинграда подчинн с горсовету Ленинграда около тыс....Санкт-Петербург (энциклопедия)
  25. кронштадтгород в Ленинградской обл. подчинен городской администрации С.Петербурга. Расположен на о. Котлин морской порт в восточной части Финского залива. Население тыс. чел. Осн...Святая Русь - энциклопедический словарь
  26. кронштадтКронштадт город в Ленинградской области подчинен городской администрации СанктПетербурга в км к западу от СанктПетербурга. Расположен на острове Котлин морской порт в во...Словарь «География России»
  27. кронштадткронштадт сущ. колво синонимов город порт Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы город порт...Словарь синонимов II
  28. кронштадтКронштадт до г. Кроншлот город и порт в Ленинградской обл. на о. Котлин в вост. ч. Финского зал. Балтийского моря в км к З. от С.Петербурга. тыс. жителей . Основан Пет...Словарь современных географических названий
  29. кронштадтгород в Ленингр. обл. расположен на о. Котлин в Финском зал. т. ж. . Воен.мор. крепость и порт. Осн. осенью для защиты подступов к Петербургу. До наз. Кроншлот. С х гг...Советская историческая энциклопедия
  30. кронштадтКРОНШТАДТ до Кроншлот город и порт в Российской Федерации Ленинградская обл. на о. Котлин в Финском зал. в км к западу от СанктПетербурга. тыс. жителей . Судоремонт. ...Современный энциклопедический словарь
  31. кронштадтгеогр. н. м.Kronshtadt Рося...Українсько-англійський словник
  32. кронштадт[kronsztadt]...Українсько-польський словник
  33. кронштадтRzeczownik Кронштадт Kronsztadt...Универсальный русско-польский словарь
  34. кронштадтШар Шанкр Шандор Трошка Трот Трон Трок Транш Тракт Трак Торт Тор Тонар Тон Ток Тнк Таро Танк Такт Рота Рот Рон Рок Род Рнк Рао Рант Рано Ранд Рак Радон Откат Отар Оршад О...Электронный словарь анаграмм русского языка
  35. кронштадтгород и порт в Ленинградской области на острове Котлин в Финском заливе. тыс. жителей . Основан в Петром I как крепость для защиты С.Петербурга с моря. Сохранились пост...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия