Военная энциклопедия (1911-1915)

КРАСКИ В СУДОСТРОЕНИИ

КРАСКИ В СУДОСТРОЕНИИ, имеют больш. значение для сохранения корпусов судов от разъедания ржавчиной, хлором, выделяющимся из морск. воды, и разн. кислотами. Кроме того, наружную подвод. поверхность к-са они предохраняют от обростания водорослями и ракушками (см. Гольцапфель). К. послед. рода разделяются на ядовитыя и действующия отслоениями. В состав первых входят медныя, ртутныя, мышьяковистыя и др. соли, убивающия зародыши животн. и растит. организмов, прилепляющихся к пов-сти судна; однако, действие этих К. ограничено как временем, так и возрастом паразитн. организмов (убиваются они только в зародыше, а если уцелели, то затем растут безпрепят-но); кроме того, металлы из К. могут при наличии сцарапан. мест осесть на железе к-са и вызвать гальванич. действие, разъедающее его. К. отслояющияся содержат в себе такия соли (или образуют их с хлором мор. воды), к-рыя постепенно растворяются в воде и отпадают от к-са судна, увлекая с собою и приставшие к нему орг-змы; действие этих К. продолжительнее и вернее. Каков бы ни был состав против обростания, под ним судно красят К-ми, предохраняющими его от разъедания и изолирующими от действия ядовитой краски. Кроме массы патентов. К. этого рода (Сопстон и др.), удовлетвор-но служат свинц. и желез. сурики - самыя распространенныя К. вообще в технике. Не меньше приходится бороться с разъеданием желез. к-бля изнутри его и особенно в трюмах; скопляющаяся здесь от стока и отпотевания вода содержит в себе обык-но масла и кислоты; окраска трюмов производится или суриком, или жидк. раствором цемента, или же смолистыми К., намазываемыми в горяч. состоянии. После войны 1904-05 гг. в нашем флоте явилась тенденция маслян. (горючия) К. заменять несгораемыми на цементе, казеиновом или клеевом основании, а также не накладывать толст. слоев масл. шпапклевки. Однако, прочн. К. этого рода пока промышленность не дала. (См. Окраска корабля).