Военная энциклопедия (1911-1915)

ИНДИКАТОРНАЯ СИЛА

ИНДИКАТОРНАЯ СИЛА. Для характеристики мощности судов. двигателей существуют след. нормы: И. лошадиная сила (ИНР) - представляет работу пара в паров. цил-рах машины (измерение ея - см. Индикатор). Эта норма принята во всех флотах и громад. больш-ве берег. установок для харак-стики мощ-ти двиг-лей поршнев. типа. И. сила легко определяется, как на судне в любое время работы машины, так и при теоретич. расчетах. Формула ея след.: IHP = (A·Pm·v)/33000, где А - площадь поршня цил-ра (в кв. дм.), мощ-ть к-раго желают определить, v - ск-сть поршня, равная ходу его в фт., помноженному на двойное число оборотов машины в мин. и Pm- сред. И. давление пара в цил-ре. Величинами A и v при теоретич. расчетах задаются (или, обратно, их находят) по задан. мощ-ти цил-ров; при испытании же машины в действии их получают измерением д-тра цил-ра и хода поршня и наблюдением числа оборотов в мин. Сред. давление Pmпри проект-нии машины определяется по формуле Pm=α·P·(1+hyp·logr)/r, где P - начальное давление пара, R - степень расширения пара и α - практич. коэф-т, принимаемый = 0,5-0,55. Для третьяго члена этой формулы составлены таблицы, польз-ние к-рыми весьма облегчает расчеты. При испытании машины Pmнаходится из И. диаграмы (см. Индикатор). И. сила еще удобна тем, что представляется возм-сть определять мощ-ть не только всей машины, но и кажд. ея цил-ра в отдел-сти, что важно для уравновеш-ния машины и устранения вибрации судна. С установкой на судах пар. турбины пришлось ввести для характ-ки их мощ-ти новою меру - тортиометровую, или валов. лошад. силу. Обозначают ее пока еще различно, а именно: T. H. P. (Tortiomètre H. P.), S. H. P. (Shaft H. P.) и B. H. P. (Brake Н. P.) и измеряют спец. прибором, тортиометром (см. это слово1), основанным на кручении вала. Эффективная лош. сила (EHP) имеет два значения. В установках пар. машин EHP представляет действит. полезную работу на валу машины, т.-е. она равна IHP без потери работы на трение, при чем отношение EHP к IHP в хорош. установках большой мощ-ти достигает 0,8-0,9. В судов. практике EHP есть действит. работа, к-рую необходимо затратить для движения судна с опред. ск-стью. Она зависит от ск-сти, размеров и обводов судна, состояния смоченной пов-сти, выступающих из обводов частей и плотности воды, в к-рой судно плавает, а также от состояния моря и ветра; последния две величины в виду их практич. неопредел-сти в расчет не принимаются. Для нахождения EHP существует 3 способа; самым точным и надежным является испытание модели судна в опытном бассейне. Вторым наиб. простым способом являются формулы эмпирическаго характера, из к-рых наиб. распространение получили: формула Ранкина: EHP = (R·v)/326, где R = v²·D·k; формула Манзеля (англ. адмир-ства): IHP =η·EHP=(v³D2/3)/c и формула В. И. Афанасьева: EHP=1000(BD2/L)1/3(v/a)10/3, где v - ск-сть к-бля в узлах, D - водоизм. в тн., L и B - длина и ширина судна и η, c, a - коэф-ты. Наконец, третий способ, получающий все большее распространение, т. к. он очен удобен и дает резул-ты весьма близкие к получаемым по 1-му способу, основан на результатах испытаний судов, произведенных и опубликованных Тэйлором и Фрудом (Resistance of ships and screw propulsion, D. W. Taylor). В этом способе EHP определяют по формуле

где D, v и L - те же величины, что и выше, а Rt- суммарное сопр-ление от трения и образования волны. Формуле умышленно придан неск. своеобразный, не сокращенный вид, т. к. в вышеуказан. труде по задан. D, L и v легко находятся в таблицах и по кривым все члены второй части ея. Отношения этой эффект. силы к IHP неск. отличается от указаннаго выше для берег. установок, гл. обр., вследствие потерь в судов. движителе. Для пар. судов. машин оно равно 0,6-0,65, для турбин. установок 0,45-0,5. Вся работа судостроителя направляется при проект-нии к осуществлению таких обводов, чтобы получить наим. EHP, все стремления машиностр-лей - на увеличение этого коэф-та. Наконец, номинальная или нарицательная сила (введена Уаттом, обозн. NHP) ныне в воен. флотах не применяется, а остается еще принятой англ. страх. общ-вами и определяется по неск. спец. формулам.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

  1. индикаторная силаforza indicata...Русско-итальянский политехнический словарь
  2. индикаторная силаИНДИКАТОРНАЯ СИЛА В механике условная единица силы пара килограммометрам. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ИНДИКАТОРНАЯ СИЛА в м...Словарь иностранных слов русского языка
  3. индикаторная силаИндикаторная сила единица действительной работы пара в цилиндре паровой машины килограммметров служащая для вычисления числа номинальных паровых лошадей или номинальной...Энциклопедический словарь
  4. индикаторная силаединица действительной работы пара в цилиндре паровой машины килограммметров служащая для вычисления числа номинальных паровых лошадей или номинальной силыem машины....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона