Военная энциклопедия (1911-1915)

ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЯ

ЗАТОПЛЕНИЕ КОРАБЛЯвведением внутрь его нек-раго колич-ва воды, в опред. помещения, делается для того, чтобы возстановить мореход. качества, утраченныя в случае тех или иных повреждений, вследствие к-рых от влившейся воды судно получает крен и дифферент; от последних остойчивость и поворотливость к-бля понижаются, ск-сть хода уменьшается, а при больш. наклоне положение к-бля м. стать опасным. Кроме того, при значит. крене, орудия, к-рых углы возвышения довольно ограничены, лишаются возм-сти стрелять, и к-бль выводится из строя. Если затопить отд-ния противополож. борта, то, хотя судно и сядет глубже, но крен уничтожится, мореход. качества к-бля улучшатся, пушки опять получат возм-сть стрелять, и к-бль будет годен для продолжения боя. В виду этого на к-блях устраиваются борт. отсеки, З-ем к-рых можно выравнять крен. З. отсеков производится при помощи системы труб, к-рыя через кингстон соединяются с заборт. водой. Эти системы труб получают свои названия в зав-сти от их назначения и положения на судне; так, напр., З. патрон. погребов, З. борт. отсеков (нос. группа, средняя, кормовая и т. д.). Как магистраль З., так и каждый отросток ея имеют клапана, штоки к-рых выводятся на палубу, откуда и можно, след-но, затопить любой отсек. На концах труб имеются сетки, дабы препятствовать попаданию внутрь ила и друг., нечистот. Для выхода воздуха из отсеков при З. их, делаются воздуш. трубы, площадь сечения к-рых определяется расчетом. Диаметр магистрали и отростков определяется в зав-сти от желаемой ск-сти З. отсеков. Не маловаж. значение имеет для воен. судов З. арт. погребов при пожаре или чрезмер. повышении темп-ры, становящейся опасной для бездым. порохов. В таких случаях быстрое З. погребов (не более 10-15 мин.) м. спасти к-бль от катастрофы (см. Взрывы на судах). Если потолок погреба приходится выше ватерлинии, то погреб не м. б. затоплен доверху; в этом случае под потолком укладываются трубы с отверстиями, через к-рыя идет под напором вода из пожар. магистрали и поливает заряды сверху. Такое орошение полезно и тогда, когда образующиеся в погребе при горении пороха газы настолько поднимут давление, что вода не пойдет через трубы З. Необходимо знать, какое влияние оказывает на к-бль З. каждаго и сочетания неск. отд-ний, дабы при аварии быстро оценить размер опасности и З-ем подходящих отд-ний другого борта ослабить или вовсе уничтожить таковую. Расчеты, сюда относящиеся, довольно просты и, проделанные заблаговременно, дают результаты, сводимые для кажд. судна в табличную форму, из каковой управляющий судном сразу видит тот крен, изменение осадки и остойчивости, к-рые являются послиедствием З. любого отд-ния. При нек-ром навыке и знакомстве с судном легко из тех же таблиц быстро подыскать отд-ние, З-ем к-раго можно нейтрализовать крен, дифферент или уменьшение остойчивости. (А. Н. Крылов, Теория корабля).

  1. затопление корабляЗатопление корабля заполнение корабля водой до потери плавучести выполняемое по приказу вышестоящего командования или командира корабля чтобы предотвратить его захват про...Морской словарь