Военная энциклопедия (1911-1915)

ЗАКАВКАЗСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЗАКАВКАЗСКИЯ ЖЕЛЕЗНЫЯ ДОРОГИ, обслуживают Закавказье. Общая длина их - 1.714 вер. (по дан. 1911 г.), из коих 842 вер. приходится на глав. линию Батум - Баку, 517 вер. на южную ветвь Тифлис - Джульфа, 270 вер. - на бок. линии и подъезд. пути и 85 вер. на узкокол. ветви: Шаропань - Сачхера и Михайлово - Бакуриани. Воен. значение имеют след. линии: 1) Баку - Тифлис - Александрополь, как глав. коммуникац. путь Закавказ. театра войны, с разветвлениями на Карс и Эривань; эти разветвления связывают два важн. фронта: Карский и Эриванский (на к-рые наиб. вероятно ожидать наступление глав. тур. сил) и тем самым дают возм-сть перебрасывать войска на более угрожаемый фронт. 2) Баку - Тифлис - Самтреди с ветвями на Поти и Батум, как глав. коммуникац. путь Рионскаго района, а в связи с мор. путями от Баку до Астрахани и от Батума до Новороссийска эта линия соединяет Закавказ. театр с внутр. областями России; Потийская и Батумская ветви облегчают оборону наиб. важнаго участка Черномор. побережья между Сухумом и Батумом. Существующая сеть З. ж. д. не вполне отвечает назначению, п. ч. связана с центром Империи лишь единственным круж. ж.-д. путем (Баку - Беслан - Ростов) и не доведена до гр-цы с Турцией.