Внешне-экономический толковый словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ВНЕ

исключительное право государства осуществлять внешнеэкономическую деятельность путем поручения ведения экспортно-импортных операций специально на то выделенным государственным, кооперативным и другим организациям, а также осуществлять контроль за регулированием этой деятельности. Впервые была введена в Советской России в 1918 г. После второй мировой войны 1939-1945 гг. Г.м. на в.д. была введена во всех социалистических странах. Она соответствовала системе общественного производства, при которой средства производства находились в руках государства. В СССР и других странах социализма считалось, что Г.м. на в.д. решала не только задачу зашиты социалистической экономики от стихии капиталистического рынка, но и была направлена на максимальное использование внешней торговли для повышения эффективности производства и ускорения темпов экономического развития. Основными принципами Г.м. на в.д. были следующие: осуществление непосредственного государственного руководства внешнеторговым обменом и другими видами внешнеэкономической деятельности специально на то уполномоченными органами управления; определение государством организаций, имеющих право совершения внешнеэкономических операций; планирование внешнеэкономической деятельности; валютное регулирование внешнеэкономических операций; установление порядка ввоза и вывоза товаров и услуг, а также контроля за соблюдением этого порядка всеми организациями, получившими право выхода на внешний рынок. По мере развития внешнеэкономической деятельности и возникновения новых задач организационные форм осуществления государственной монополии внешней торговли как в СССР, так и в других социалистических странах менялись. С начала 30-х гг. непосредственно внешнеэкономические операции в СССР осуществляли внешнеторговые объединения, большинство из которых входило в систему министерств внешней торговли (позднее часть из них - в систему Государственного комитета по экономическим связям) и некоторых других ведомств. Каждое объединение осуществляло операции по экспорту и (или) импорту товаров и услуг по закрепленной за ним номенклатуре, в пределах которой внешнеторговые объединения являлись монопольными поставщиками или покупателями товаров и услуг на мировом рынке. Сосредоточение внешней торговли в руках крупных специализированных внешнеторговых объединений создавало предпосылки для высокой эффективности внешнеторговых операций, особенно при торговле сырьевыми товарами, поскольку позволяло сократить издержки обращения, избежать создания параллельного торгового аппарата. Вместе с тем в связи с повышением в экспорте доли машиностроительной и другой готовой продукции, при реализации которой большое значение приобретает установление контактов между производителями и потребителями, отрыв промышленных предприятий от внешнего рынка стал отрицательно сказываться на их деятельности по развитию процессов международной специализации и кооперации. В некоторых социалистических странах в конце 60-х - начале 70-х гг. начались внешнеэкономические реформы, в соответствии с которыми право выхода на внешний рынок получили крупные промышленные объединения, а часть внешнеторговых объединений передана в ведение промышленных министерств. Реформа внешнеэкономических связей в СССР началась лишь в 1986 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями", в соответствии с которым более чем 20 министерств и ведомств СССР, а также 70 крупнейших предприятий и объединений получили право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций. Они создали в своем составе хозрасчетные внешнеторговые фирмы. В дальнейшем внешнеторговые организации были созданы практически во всех промышленных министерствах и в союзных республиках. С 1 апреля 1989 г. право выхода на внешний рынок получили все государственные, кооперативные, общественные предприятия и организации. Но они могли реализовывать на внешнем рынке только продукцию собственного производства и покупать продукцию для собственных нужд. Переход РФ к рыночным реформам ознаменовался отказом от Г.м. на в.д. Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. разрешил юридическим и физическим лицам осуществление любого вида внешнеэкономической деятельности. Государство теперь контролирует внешнеэкономическую деятельность с помощью таможенно-тарифной и лицензионной системы регулирования ввоза и вывоза. Вместе с тем Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" допускает в определенных случаях введение государственной монополии на торговлю отдельными товарами. В ходе рыночных реформ страны Восточной Европы также полностью отказались от Г.м. на в.д. Опыт Г.м. на в.д., существовавший в СССР и других социалистических странах, нашел некоторое применение в развивающихся странах, особенно в странах, провозгласивших социалистическую ориентацию, где вся или большая часть внешней торговли объявлялась монополией государства. Государственную монополию на торговлю отдельными товарами вводили Сирия, Египет, Индия и другие страны. В настоящее время большинство из них отошло от этой практики.

  1. государственная монополия на внеисключительное право государства осуществлять внешнеэкономическую деятельность путем поручения ведения экспортноимпортных операций специально на то выделенным государстве...Внешнеэкономический толковый словарь