Великие философы

КЬЕРКЕГОР СЕРЕН

(1813-1855) датский философ, считающийся предшественником экзистенциализма. На формирование взгладов Кьеркегора большое влияние оказала личная жизнь философа. В доме его родителей царила суровая религиозная атмосфера, созданная отцом, считавшим себя виновным в совершении в детском возрасте богохульства. После разрыва с невестой перед самой свадьбой из-за религиозных воззрений Кьеркегор жил замкнуто, занимаясь литературной работой. В конце жизни вел активную полемику с теологическими кругами. Его труды выходили под различными именами. Философские воззрения Кьеркегора возникли как своего рода реакция на творчество Гегеля. Он резко выступал против идей последнего, критикуя его за субъективизм, попытку рассматривать индивида в качестве субъекта исторического процесса, являющегося проявлением абсолютного духа. Эта позиция определялась Кьеркегором как стремление исключить самостоятельность и свободу личности, снять с нее ответственность за свои действия. Кьеркегор стремился противопоставить гегелевскому пониманию личности свое понимание, которое было связано с абсолютной свободой личности. Он освобождал личность от каких-либо зависимостей от природных связей, общественных влияний и других отношений, которые связывают человека с другими людьми. Только освободившись от всего внешне существующего, человек может обрести ту индивидуальность, которая определяет его как личность. В этом отношении личность способна принять на себя ответственность за себя и за совершаемые действия. Для Кьеркегора важны лишь формальные определения тех понятий, которые он рассматривает: свобода, личность, выбор. Свобода, по его мнению, это свобода решения, выбора «или или» (одна из работ Кьеркегора так и называется «Или или»). Здесь Кьеркегор рассматривает не содержание, которое охватывается понятиями «свобода» и «выбор», а лишь сам факт выбора, или, как он сам говорил, «лишь действительность акта выбора». Этот акт, обособленный от какого-либо содержания, имел для Кьеркегора метафизическое значение: сделав выбор, «душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает в отверзтых небесах самое Вечную Силу». Здесь учение Кьеркегора принимает религиозную окраску, так как созерцание «Вечной Силы» это причащение к Богу, индивидуальная свобода растворяется в Боге. Бог у Кьеркегора гарантирует индивидуальный выбор личности, т.е. гарантирует общезначимость этических поступков отдельной личности. В противовес гегелевской количественной диалектике Кьеркегор выдвигает свою собственную, субъективную, качественную диалектику. Эта диалектика, по Кьеркегору, должна учитывать лишь качественные предпосылки, которые неисчисляемы, невыразимы, так как являются интимно-личностными переживаниями. К ним прежде всего относится страх. «Страх» это такое бытие, которое противопоставлено свободе, начальная характеристика бытия, существования. Страх выражает сущность личности, ее свободу перед лицом смерти. Он интимнейшее переживание и является истинным существованием личности, в противоположность неистинному. Истинное существование личность не может передать никому другому, а неистинное может разделить с другими. Таким образом, качественная диалектика Кьеркегора выявляет иррациональное содержание личности и противопоставляет его рациональному. Основой личности выступает ее иррациональное содержание, которое нельзя мыслить. Качественная диалектика для Кьеркегора средство, которое позволяет связать личность с Богом, так как только через отношение к Богу сохраняется личность. Человек проходит на пути к Богу три стадии существования: эстетическую, когда человек живет лишь переживаниями минуты, этическую, когда он живет заботой о будущем, и религиозную, когда он живет ощущением вечности. «Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть; этическим же то, благодаря чему он становится тем, чем становится». На эстетической стадии человек в силу отчаяния и неудовлетворенности отказывается от дальнейшего познания и обретения истины своего существования, достигая тем самым цельности и остроты эмоционального наслаждения. Однако на этой стадии еще нет истинного отчаяния. Истинное отчаяние приходит лишь на этической стадии. Это отчаяние приводит человека к религиозной стадии, на которой он осознает религиозное значение своей личности. Кьеркегор не был известен при жизни и даже несколько десятилетий после смерти. В XX в. с 20-х годов к его творчеству обращается экзистенциализм, а также протестантская диалектическая теология. _Л

  1. кьеркегор, сёренДатский теолог философ писатель. Противопоставлял объективизму Гегеля субъективную экзистенциальную диалектику личности проходящей три стадии на пути к Богу эстетические ...100 великих мыслителей
  2. кьеркегор серендат. теолог и философиррационалист один из основоположников экзистенциализма. К. считал что личность обретает себя в боге. На пути к богу человек проходит стадии познани...Атеистический словарь
  3. кьеркегор, сёрендат. теолог и философиррационалист один из основоположников экзистенциализма. К. считал что личность обретает себя в боге. На пути к богу человек проходит стадии познани...Атеистический словарь II
  4. кьеркегор сёренКьеркегорstrong Киркегор Kierkegaard Срен . Копенгаген . там же датский теолог философидеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. Пос...Большая Советская энциклопедия II
  5. кьеркегор, сёренКиркегор Kierkegaard Серен датский теолог философ писатель предшественник экзистенциализма. Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя в конце жизни вступил в бурную поле...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. кьеркегор, сёренДатский философ Серен Кьеркегор иногда пишут Киркегор Kierkegaard в нашем веке стал одним из наиболее издаваемых авторов. Многотомные собрания его сочинений выходят в ря...История философии. Книга третья. Философия XIX — XX вв.
  7. кьеркегор (серен)датский философ и писатель Копенгаген там же . Считается основоположником экзистенциализма. Его безусловное утверждение ценности и несводимости к чемуто иному индивидуа...Новый философский словарь
  8. кьеркегор, сёрендатский философ и писатель Копенгаген там же . Считается основоположником экзистенциализма. Его безусловное утверждение ценности и несводимости к чемуто иному индивидуа...Сверхкраткий философский словарь
  9. кьеркегор, сёрендатский религиозный философ предшественник экзистенциализма. С точки зрения Кьеркегора философия должна быть экзистенциальной от слова экзистенция существование т.е. нос...Словарь-справочник по философии
  10. кьеркегор, сёрендатский философ теолог писатель его при жизни называли АнтиГегелем. Основные произведения в ти томах литературного наследия Либолибо Наслаждение и долг Болезнь к смерти С...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  11. кьеркегор, сёренмая нояб. датский теолог и философидеалист предшественник совр. экзистенциализма. Подчеркнуто личная окраска философии К. делает важными для ее понимания некрые черт...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. кьеркегор, сёрендатский религиозный философ предшественник экзистенциализма. Испытав на себе влияние нем. романтизма К. впоследствии выступил как против романтического умонастроения крое...Философский энциклопедический словарь
  13. кьеркегор, сёренКЬЕРКЕГОР СРЕНKierkegaard Sren датский философ религиозный мыслитель и литератор родился мая в Копенгагене. Учился в средней классической школе в поступил в Копенгаге...Энциклопедия Кольера II