Великие философы

КОГЕН ГЕРМАН

(1842-1918) немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Написал следующие произведения: «Теория опыта Канта» (1871), «Обоснование Кантом этики» (1877), «Иммануил Кант» (1904), «Логика чистого познания» (1902), «Этика чистой воли» (1904) и др. Прежде всего Коген ставит вопрос о том, что входит в философию, и утверждает, что основной частью философии является логика, которая есть логика чистого сознания, направленная на обоснование системы философии. Поэтому философия обладает своим научным методом логикой, по своему же содержанию она философия науки. Коген полагает, что предмет познания нам не дан как вещь окружающего мира, он лишь задан. Процесс познания постоянно развертывается, он не является чем-то готовым, не есть некая вещь, а выступает задачей познания. Предмет познания это понятие о предмете. Для Когена процесс познания бесконечен, и идеалом этого бесконечного процесса познания выступает математическое познание. Центральное понятие этого математического познания понятие бесконечно малого. Оно служит у Когена для обоснования его понимания реальности. Лишь через число получает предмет свое реальное существование, число это фундамент, на котором создается предмет, и оно получает свое значение лишь в ввде бесконечно малого. В этом проявляется своего рода пифагореизм Когена, который имеет скорее всего методологический характер, а не онтологический, как у древних. Число для Когена это член отдельного ряда чисел, который является выражением определенного закона. Таким образом, число это не вещь, а функция, которая выступает как отношение. Отношениями же являются все понятия точных наук, а именно: механики, теоретической физики, химии. Функционализм Когена приводит его к релятивизму, означающему для него лишь относительность наших знаний. Прогресс познания есть поиск истины, которой мы не достигаем: истина состоит единственно в том, чтобы искать истину. Второй философской наукой, по Когену, выступает этика. «Этика чистой воли» рассматривается через призму понятий права и государства, последнему Коген придает первостепенное значение. Для него госуцарство это этическое понятие культуры, цель исторического развития. «Естественное состояние человека» это раздробленность, а этический человек стремится к единству, которое может быть достигнуто лишь в государстве. Нравственный человек и государство выражение одной тенденции. Отсюда Коген переходит к идее социализма, понимаемой им как этический социализм, как идея общества, к которому совершается постоянное движение, и это движение бесконечно, так как цель общество постоянно отодвигается дальше. Цель социального развития для Когена это метод развития, а не вещь. Вечность характерная черта не находящего себе покоя бесконечного стремления чистой воли вперед. Вечность, вечная задача это постоянное стремление и движение общества к социализму.

  1. коген германКогенstrong Cohen Герман [. Косвиг Анхальт . Берлин] немецкий философидеалист глава марбургской школы неокантианства. Профессор в Марбурге и Берлине с . Устраняя кантов...Большая Советская энциклопедия II
  2. коген, германCohen Герман немецкий философ основоположник марбургской школы неокантианства. Стремясь преодолеть кантовский дуализм отказался от понимания вещи в себе как внешнего и...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  3. коген (герман)немецкий философ Косвиг Берлин . Основатель Марбургской школы один из главных представителей неокантианства. Большая часть его произведений представляет собой критическ...Новый философский словарь
  4. коген герман[. Косвиг Анхальт . Берлин] нем. философидеалист глава марбургской школы неокантианства. Устраняя кантовское понимание вещи в себе и связанное с ним различие чувственност...Советский философский словарь
  5. коген, германКоген Герман Косвг Анхальт нм. флософ. Засновник Марбурзько школи неокантпанства. Проф. флософ Марбурзького унту у р. вийшов у вдставку перехав до Берлна. сторичне ...Філософський енциклопедичний словник