Великие философы

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

(ок. 810ок. 877) одна из крупнейших фигур в философии Средневековья. Он был ирландского происхождения и прибыл во Францию для участия в теологическом споре о божественном предопределении. Затем был приглашен в дворцовую школу французского короля Карла Лысого, где занимался переводами произведений Псевдо-Дионисия «Ареопагитики». Его главное собственное сочинение называется «О разделении природы». Оно написано в форме диалога между учителем и учеником и состоит из пяти книг. Основной проблемой, рассматриваемой Эриугеной, было соотношение Бога и мира, которых он объединяет в понятии «природа», причем природа трактуется не в физическом смысле, а абстрактно. Стоя на пантеистических позициях, он исходит из платоновской идеи, согласно которой Бог есть начало, сердцевина и конец мирового процесса движения всех вещей. «Бог есть во всем. Он существует как сущность всего» [1, 72, 518А]. У Эриугены происходит циклическое движение Бога к миру и обратное возвращение вещей к Богу. Природа разделяется на четыре вида, или фазы. Первая ступень природа творящая и несотворенная, это Бог как причина всех вещей, как таинственное и непознаваемое существо. Бог непостижим ни для какого разума, но он все же становится видимым и слышимым в своих божественных проявлениях теофаниях, в разнообразных порядках, в которых пребывают вещи и проявляется божественное бытие. В этом обнаруживается своего рода мистицизм Эриугены. Вторая стадия божественно-космического процесса природа сотворенная и творящая. Первая природа как Бог-Отец порождает вторую природу, которая является божественным умом, логосом, платоновским миром вдей. Эти бестелесные идеи также не имеют начала во времени, но они постоянно творятся первой природой. Третья природа сотворенная и нетворящая, это мир конкретных предметов, теофаний. Если на первой стадии Бог выступал как единое начало, то на второй происходит Его умножение, выражающееся во многих идеях, на третьей же стадии происходит дальнейшее умножение бытия, достигающее своей предельной стадии. Четвертая природа одновременно и несотворенная, и не творящая, она является концом циклического развития космического процесса, в котором Бог развертывается в различных ипостасях. На этой стадии завершается сам процесс. Представленная здесь картина мира, как ее понимает Эриугена, характеризуется динамизмом, так как бытие Бога развертывается в процессе его созидания. Эта картина мира противостоит креационистским представлениям о мироздании, которые господствовали в средневековой философии и сводились к пониманию мира как совокупности множества вещей, раз и навсегда созданных волей Бога и существующих согласно этой воле. При этом, по Эриугене, все исходит от Бога и к Нему возвращается, но Бог это не личность, Он присутствует во всем, но в то же время не поддается постижению. Космическая доктрина Эриугены определяет и его концепцию человека. Первая стадия бытия, выражающая божественное первоединство, переходит во вторую, которая представляет раздробленные общие идеи, на третьей стадии раздробляющиеся на отдельные вещи. Грехопадение человека также приводит к тому, что идея единого человека распадается на множество отдельных людей. Возникновение четвертой стадии определяется необходимостью искупления человека, которое достигается тем, что человек, как и все индивидуальные вещи, утрачивает свое конкретное существование и возвращается к Богу. Эта пантеистическая концепция Эриугены подчеркивает общность человеческого существования как сущностное выражение истинно человеческого, индивидуальное существование понимается как отклонение от этой истинной сущности. В этом выразилась антропоцентристская позиция Эриугены, который проявлял постоянный интерес к человеку и считал, что «важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины сначала познать и возлюбить человеческую природу... Ведь если человеческая природа не ведает, что совершается в ней самой, как она захочет знать то, что обретается превыше ее?» [II, 32, 610Д-611А]. Тесно связано с проблемой человека и учение Эриугены о предопределении, которое он развил в своей первой работе, написанной в связи с участием в диспуте о предопределении. Его учение весьма близко к позиции Пелагия, с которым полемизировал Августин. Эриугена полагал, что существует свобода воли человека, а Бог не может быть источником добра и зла одновременно, Он не может одновременно спасать одних и осуждать других. Божественное предопределение, согласно Эриугене, никак не связано с грехом человека и человечества, оно связано только с добродетелью, которая обеспечивает человеческое спасение. Продолжая и развивая учение Платона о превосходстве общего над единичным, Эриугена заложил основы средневекового реализма. Воззрения Эриугены были неприемлемы для церкви и осуждены ею, сначала его учение о предопределении и свободе воли, позже и его пантеизм (в XI в. папой Львом IX), а затем в 1225 г. папа Гонорий III приговорил к сожжению его произведение «О разделении природы». _К

  1. иоанн скот эриугенаок. ок Философ ирландец по происхождению с начала х годов жил во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм перевел на лати...100 великих мыслителей
  2. иоанн скот эриугенанеоплатоник сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходимость разумного истолкования св. писания считал что непостижимый бог открывается для познания в своих т...Атеистический словарь II
  3. иоанн скот эриугенаJohannes Scotus Eriugena Эригена Erigena или Иеругена Ierugena около около средневековый философ. По происхождению ирландец переехал во Францию и в начале х гг. появил...Большая Советская энциклопедия II
  4. иоанн скот эриугенаИОАНН СКОТ Эриугена Johannes Scotus Eriugena Эригена Erigena ок. ок. философ ирландец по происхождению с нач. х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался ...Большой Энциклопедический словарь V
  5. иоанн скот эриугенаЭРИУГЕНА Johannes Scotus Eriugena Эригена около около философ. Ирландец по происхождению с начала х годов во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на гречески...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. иоанн скот эриугенаИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНАstrong средневековый философ. Родился по всей видимости в Ирландии. Около приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарован...История философии II
  7. иоанн скот эриугенаДаже на фоне некоторого оживления культуры свойственного Каролингскому возрождению резко выделяется фигура Иоанна Скота Эриугены ок. ок. . Ирландец по происхождению он пр...История философии. Книга первая. Философия древности и средневековья
  8. иоанн скот эриугенаИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА Johannes Scotus Eriugena ок. ок. ирландский латинский писатель философ. Трактаты О божественном предопределении О разделении природы О видении Бо...Литературный энциклопедический словарь
  9. иоанн скот эриугенаИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА средневековый философ. Родился по всей видимости в Ирландии. Около приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарованием И...Новейший философский словарь
  10. иоанн скот эриугенаJohannes Scotus Eriugena Э р и г е н a Erigena или И e p у г е н а lerugena ок. Ш ок. ср.век. философ. По происхождению ирландец переехал во Францию и в нач. х гг. появи...Советский философский словарь
  11. иоанн скот эриугенаИОАНН СКОТ Эриугена Johannes Scotus Eriugena Эригена около около философ. Ирландец по происхождению с начала х годов во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался ...Современная энциклопедия
  12. иоанн скот эриугенаИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА Johannes Scotus Eriugena Эригена Erigena ок. ок. философ ирландец по происхождению с нач. х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался н...Современный энциклопедический словарь
  13. иоанн скот эриугенаодин из крупнейших мыслителей Средневековья ирландец по происхождению хорошо знал лат.u и греч.u языки. Вместе с др. учеными монахами вынужден был эмигрировать на контине...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  14. иоанн скот эриугенаErigena John Scot . Ирландский философ сыгравший значительную роль в усвоении Западом греческой мысли. Принимал участие в двух важных теологических дискуссиях о предопред...Теологический энциклопедический словарь
  15. иоанн скот эриугенаИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА Johannes Scotus Eriugena Эригенa Erigena или Иеругена Ierugena ок. ок. средневековый философ. По происхождению ирландец переехал во Францию и в на...Философская энциклопедия
  16. иоанн скот эриугенаJohannes Scotus Eriugena или Э р и г е н a Erigena p. ок. ум. ок. ср.век. философ создатель первой в средние века цельной объективноидеалистич. и пантеистич. филос. с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  17. иоанн скот эриугенаJohannes Scotus Eriugena род. ок. Ирландия ум. после Франция или Англия средневековый философ. Создал систематизированное учение о мире привлекая частично переведенные ...Философский энциклопедический словарь II
  18. иоанн скот эриугенаJohannes Scotus Eriugena род. ок. Ирландия ум. после Франция или Англия средневековый философ. Создал систематизированное учение о мире привлекая частично переведенны...Философский энциклопедический словарь
  19. иоанн скот эриугенаИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА средневековый философ. Родился по всей видимости в Ирландии. Около приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарованием И...Энциклопедия История философии
  20. иоанн скот эриугенаИоанн Скот Эриугена Johannes Scotus Eriugena Эригена Erigena или Иеругена Ierugena ок. ок. средневековый философ. По происхождению ирландец переехал во Францию и в на...Энциклопедия культурологии