Великие философы

ДЬЮИ ДЖОН

(1859-1952) один из представителей и основоположников прагматизма. Его рассматривают даже как главного выразителя идей прагматизма, потому что он систематизировал многие положения других представителей прагматизма Пирса, Джемса. Им были написаны сотни статей и книг по различным проблемам философии и общественной жизни. Дьюи известен как реформатор в области образования. Много раз выезжал за границу, в том числе в Советский Союз. Преподавал в Мичиганском, Чикагском и Колумбийском университетах. Хотя в некоторых своих работах Дьюи рассматривает гносеологические и логические проблемы (см., например, переведенную на русский язык под названием «Психология и педагогика мышления» (М., 1919), работу «Как мы мыслим»), главные его интересы сосредоточены на социальных вопросах, в центре которых стоит человек и его практические проблемы. Дьюи полагал, что прагматизм совершил своего рода «коперниканскую революцию», перейдя от чисто философских проблем к решению проблем человеческих. И этому посвящено большинство его произведений. Концепция Дьюи, как и весь прагматизм, исходит из понятия «опыт», который он определяет как все то, что встречается в жизни. «Ценность понятия опыта для философской рефлексии состоит в том, что оно обозначает как поле, Солнце, облака и дождь, семена и урожай, так и человека, который трудится, составляет планы, изобретает, пользуется вещами, страдает и наслаждается. Опыт обозначает все, что переживается в опыте, мир событий и лиц, он обозначает мир, воспринятый в опыте, деятельность и судьбу человека». Опыт Дьюи рассматривает не как познание. «Опыт означает прежде всего не познание, но способы деланья и страдания». «Весь познавательный опыт должен начинаться и заканчиваться в бытии вещей и в обладании ими». «Мы должны мыслить мир в терминах, допускающих, чтобы преданность, благочестие, любовь, красота и тайна были бы не менее реальны, чем что-либо другое». Таким образом, для Дьюи опыт это повседневный, обычный опыт людей, их обычная жизнедеятельность. Поэтому опыт Дьюи оценивает в соответствующих категориях: «Успех и неудача суть первичные *категории* жизни, достижение блага и избегание зла ее высшие интересы, надежда и тревога господствующие качества опыта». Задача науки, по Дьюи, состоит в том, чтобы планировать будущее и находить средства для его осуществления. Проблема познания, согласно Дьюи, является бессмысленной. Он даже называет проблему, которой занимается философия, а именно проблему существования внешнего мира, курьезом «ортодоксального эмпиризма», так как существование внешнего мира не вызывает сомнения. Отсюда Дьюи делает вывод о принудительности опыта как сопротивления тем усилиям, которые делает человек. Все это говорит, по Дьюи, о фундаментально опасном характере мира. Человеком овладевает страх перед миром. Этот страх есть функция среды. «Человек боится потому, что он существует в страшном, ужасном мире. Мир полон риска и опасен». Конечно, он признает, что это звучит пессимистично, но трагедия затрагивает более глубокий слой жизни, чем комедия. «Проблема зла является общепризнанной проблемой, в то время как мы редко слышим или никогда не слышим о проблеме добра». Таким образом, прагматизм стремится выработать мировоззрение, дающее человеку возможность жить в неустойчивом и полном опасностей мире. Для Дьюи задача познания состоит в изобретении способов преобразования опыта в интересах человека. Поэтому достоверность следует искать не в бытии, а в самих способах преобразования. «Поиск уверенности посредством обладания умом неизменной реальности сменился поиском надежности посредством активного контроля за изменяющимся ходом событий». Познание Дьюи рассматривает в качестве вида деланья или действия, которое направлено на опыт. Познание это умение решать проблемы. Познание это не какой-то особый путь овладения реальностью. «Надежды и страхи, желания и отвращения являются такими же истинными реакциями на вещи, как и познание, и мышление. Наши аффекты, когда они освещены пониманием, являются органами, посредством которых мы проникаем в смысл естественного мира таким же подлинным образом, как и путем познания, но с большей полнотой и интимностью». Таким образом, познавательная активность это такая деятельность человека, которая изменяет исходный материал. В этом и состоит инструментализм Дьюи: исследование осуществляет экзистенциальное преобразование исследуемого материала. Объект науки есть не нечто предшествующее исследованию, а итог познания, то, что познание создает. У Дьюи истина, знание и реальность совпадают. Научные понятия в этом случае лишь инструменты и планы действия. Дьюи пишет: «Если идеи, значения, концепции, понятия, теории, системы инструментальны по отношению к устранению некоторого специфического беспокойства и замешательства, то проверка их надежности и ценности состоит в выполнении ими этой работы». Таким образом, подобно Джемсу, истина у Дьюи определяется ее полезностью. В отличие от Джемса Дьюи понимает истину несколько иначе. Так, если Джемс говорил о полезности идеи вообще, то Дьюи говорит, что адея истинна в том случае, если она полезна для данной конкретной проблемы. Далее, если Джемс говорил о кредитной системе как форме хождения истины, когда люди обмениваются проверенными истинами, то Дьюи считает, что истина связана лишь с той ситуацией, в которой она возникла. Таким образом, понятие ситуации выступает как центральное понятие инструментализма Дьюи. Это приводит к тому, что в моральном и социальном опыте он признает лишь текущие проблемы и задачи и непосредственные цели, которые вытекают из данной ситуации. Человек должен стремиться только к ближайшим целям, притом лишь практическим. В области педагогики заслуги Дьюи огромны. Он оказал большое влияние на формирование школы и педагогической практики в Америке, выдвинув принцип «обучения посредством деланья» и пропагандируя формирование практических навыков в решении жизненных проблем.

  1. дьюи джонАмериканский философ. Придал прагматизму типично американские черты соединив его с материализмом и бихевиоризмом. Отрицал объективность истины отождествлял ее с полезност...100 великих мыслителей
  2. дьюи джонИдеи предложенные психологом и философом Джоном Дьюи принято относить к так называемому функциональному направлению в психологической науке. Джон Дьюи родился октября г...100 великих психологов
  3. дьюи джонамериканский педагог психолог автор первого американского учебника по психологии один из основателей Чикагской школы психологов. Задачи психологии Д. усматривал не в анал...Большая психологическая энциклопедия
  4. дьюи джонДьюиstrong Dewey Джон . Барлингтон штат Вермонт . НьюЙорк американский философидеалист один из ведущих представителей прагматизма. Окончил Вермонтский университет . Проф...Большая Советская энциклопедия II
  5. дьюи джонДЬЮИ ДЖОН см. Инструментализм Самообразование Функциональная психология....Большой психологический словарь
  6. дьюи джонDewey John американски философпрагматик и автор трудов по психологии и социальным вопросам оказавший влияние и на американскую социологию особенно на работы Дж. Г. Мида....Большой толковый социологический словарь
  7. дьюи, джонамериканский философ....Даты рождения и смерти известных людей
  8. дьюи джонDewey John выдающийся американский философ и педагог. Дьюи был в начале неогегельянцем но в дальнейшем разработал вид прагматизма который он называл экспериментализмом и...Исторический справочник русского марксиста
  9. дьюи джонамер. философ педагог обществ. деятель один из осн. представителей и реформаторов прагматизма. Окончил унт шт. Вермонт . Проф. Мичиганского Чикагского и Колумбийского Н...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  10. дьюи джонамериканский философ психолог и педагог. Образование получил в Вермонтском унте и колледже Хопкинса др философии . С г. профессор философии в Мичиганском унте затем в М...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  11. дьюи джонСреди теоретиков прагматизма самым большим пожалуй влиянием пользовался особенно в США Джон Дьюи чья самостоятельная творческая деятельность развернулась на рубеже столе...История философии. Книга третья. Философия XIX — XX вв.
  12. дьюи джон. Барлингтон Вермонт . НьюЙорк. Амер. философ психолог и педагог. Преподавал в Мичиганском Чикагском и Колумбийском унтах. Создатель концепции инструментализма в рамках д...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  13. дьюи джонDewey John амер. философидеалист и педагог один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инстр...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  14. дьюи (джон)американский философ и психолог Барлингтон Вермонт НьюЙорк основоположник педагогики основанной на прагматизме. Разум лишь орудие среди прочих одна из движущих сил усп...Новый философский словарь
  15. дьюи джонамер. философ педагог и психолог представитель субъективноидеалистической прагматической философии и педагогики педоцентризма. Главное место в пед. процессе отводил деяте...Педагогический словарь
  16. дьюи джонамериканский философ психолог общественный деятель. Развил идеи прагматизма в концепцию инструментализма Очерки экспериментальной логики . Будучи убежденным сторонником д...Политологический словарь-справочник
  17. дьюи джон. Барлингтон Вермонт . НьюЙорк американский философ и педагог. Биография. Образование получил в Вермонтском университете и колледже Хопкинса доктор философии . С г. п...Психологический словарь II
  18. дьюи джон. Берлингтон шт. Вермонт . НьюЙорк амер. философ психолог и педагог. Окончил Вермонтский унт . Проф. Мичиганского Чикагского и Колумбийского унтов. Развил новый вариа...Российская педагогическая энциклопедия
  19. дьюи джонамериканский философ и психолог Барлингтон Вермонт НьюЙорк основоположник педагогики основанной на прагматизме. Разум лишь орудие среди прочих одна из движущих сил ус...Сверхкраткий философский словарь
  20. дьюи джонамериканский философ психолог педагог один из ведущих представителей прагматизма. Он выдвинул и защищал особую разновидность прагматизма инструментализм или гуманистичес...Словарь-справочник по философии
  21. дьюи джон. Барлингтон Вермонт . НьюЙорк амер. философидеалист один из ведущих представителей прагматизма. Д. выдвинул новый вариант прагматизма инструментализм. Познание по Д. ору...Советский философский словарь
  22. дьюи джонрод. окт. Берлингтон Вермонт ум. июня НьюЙорк амер. философ в профессор Колумбийского унта в НьюЙорке. Дьюи придал прагматизму типично амер. черты соединив его ...Философский энциклопедический словарь
  23. дьюи, джонДЬЮИ ДЖОНDewey John американский философ психолог и педагог один из ведущих представителей прагматизма оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США. Родился бли...Энциклопедия Кольера II