Великие философы

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН

(17151771)видный французский философ. Его отец был придворным врачом в Париже и уготовил сыну карьеру финансиста, мечтая, чтобы тот стал чиновником налогового ведомства. Действительно, отец приобрел для него должность генерального откупщика (сборщика налогов), которая приносила большой доход. Но Гельвеций, разочаровавшись в этой работе, через некоторое время отказался от нее и полностью посвятил себя философскому и литературному труду. Был знаком с выдающимися умами того времени Вольтером, Монтескье, Фонтенелем, Бюффоном. Посещал парижские салоны, открыл свой собственный салон, стал членом круга энциклопедистов . Первое опубликованное произведение Гельвеция труд «Об уме», над которым он работал более 20 лет. Эта книга вызвала негодование реакционных кругов, и ее приговорили к сожжению. Гельвецию пришлось два раза отказываться от нее. Осуждение книги также способствовало запрещению «Энциклопедии». По Гельвецию, материя это только слово, которое обозначает «лишь совокупность свойств, присущих всем телам». В то же время окружающий нас мир он понимал как объективно существующий, бесконечный и находящийся в постоянном движении, рассматриваемом им широко как любое изменение. Человеческое познание, согласно Гельвецию, имеет чувственно-эмпирическую основу. Хотя он часто высказывался в духе сведения познания лишь к чувственному, но одновременно утверждал, что из чувственности развился разум и сознание это высший этап познания природы. При этом он подчеркивал связь становления сознания с трудовой деятельностью людей. Гельвеций верил в неограниченные возможности познания, способного давать знание о действительных вещах. Гельвеций высказывал свои взгляды по поводу характера наших заблуждений и считал, что существуют два рода заблуждений: природные, которые выражаются в невежестве, и приобретенные, которые возникают в силу ложных идей. Гельвеций пытался создать «науку о нравственности», базирующуюся на физической основе человеческой психики. Он писал, что из двух чувств: пристрастия к удовольствию и отвращения к страданию возникает то, что называется «любовь к себе». «Любовь к себе» он определял как первичный импульс «всех наших действий». Три главные пружины, которые возникают на основе «любви к себе», страсти, стремление к счастью, интересы. Он раскрыл свое положение следующим образом: «В нравственном мире страсти имеют такое же значение, какое имеет движение в мире физическом: движение создает, сохраняет, оживляет все, без него все было бы мертво; страсти оживляют все в мире нравственном». При этом, руководствуясь любовью к себе, люди стремятся к счастью, «наслаждение есть единственный предмет желаний людей». Кроме того, люди всегда выступают в границах своих интересов. Все эти факторы тесно связяны между собой и переплетаются, но всетаки главная категория для Гельвеция это интерес, представляющий основную пружину человеческой деятельности. Он выделял личные интересы, интересы отдельных социальных групп и общественные интересы. Человек добродетелен, по Гельвецию, тогда, когда его поступки в различных областях являются полезными: или данному лицу, или сообществу, или обществу в целом. Гельвеций также выступал против мнения, что частные интересы не совместимы с нравственностью и должны подавляться ради общего интереса. Гельвеций полагал, что люди будут добродетельными, лишь если они смогут объединить личную выгоду с общей. Для этого, считал Гельвеций, законы страны должны быть такими, чтобы личные интересы, выгода индивида соответствовали общему интересу. По мнению Гельвеция, путем распространения просвещения можно добиться такого положения, когда личными интересами становятся не только индивидуальные, но и общественные интересы. Он писал, что «добродетельный человек не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, такой человек невозможен, а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным» [Соч. М., 1973. Т. 1. С. 413]. Гельвеций выступал против отождествления нравственности с религией, а также против религиозного фанатизма. Добродетельное поведение необходимо основывать «не на принципах религии... но на принципах, которыми не так легко злоупотреблять,а таковы мотивы личного интереса» [Соч. Т. 1. С. 314]. Гельвеций придавал большое значение воспитанию добродетельного поведения. Он полагал, что люди от рождения равны в интеллектуальном отношении. Возникающее впоследствии умственное неравенство Гельвеций объяснял различием в воспитании. Воспитание он понимал не только как педагогическое, а в широком смысле: воспитывающими могут быть самые различные факторы, которые воздействуют на человека в социальной среде. Среди этих факторов решающее значение он придавал форме правления.

  1. гельвеций клод адрианфранц. философматериалист считал что в основе мира лежат материя и ее движение отвергал существование души вне и независимо от тела. Заслугой Г. в развитии атеизма было о...Атеистический словарь
  2. гельвеций клод адрианГельвецийstrong Helvtius Клод Адриан . Париж . там же французский философматериалист идеолог революционной французской буржуазии в. Родился в семье придворного врача ок...Большая Советская энциклопедия II
  3. гельвеций, клод адрианфранцузский философпросветитель....Даты рождения и смерти известных людей
  4. гельвеций, клод адрианHelvetius Клод Адриан французский философ. Утверждал что мир материален и бесконечен во времени и пространстве. Считал сознание и страсти человека главной движущей сил...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. гельвеций клод адрианГельвеций Клод Адриан Helvetius Claude Adrien франц. философ. Опубликованная им на свои срва книга О духе была осуждена церковью и парламентом Верховным судом Французск...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  6. гельвеций клод адрианфр. философматериалист просветитель. Основные работы Об уме О человеке его умственных способностях и его воспитании. Считал человека продуктом обстоятельств. Отвергал умс...Педагогический словарь
  7. гельвеций клод адрианфранцузский философ. Утверждал что мир материален и бесконечен во времени и пространстве мышление и ощущение свойства материи. В то же время считал сознание и страсти че...Политическая наука - Словарь-справочник
  8. гельвеций клод адрианфранцузский философ политический мыслитель выдающийся представитель эпохи Просвещения. В основе теоретических построений ученого положение об изначальном природном равен...Политологический словарь-справочник
  9. гельвеций клод адрианГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН Helvetius Claude Adrien Мыслитель утилитарист Французского просвещения Enlightment French. Не оригинален и не основателен хотя и оказал существенн...Политология. Словарь.
  10. гельвеций клод адриан. Париж . там же франц. философ деятель Просвещения идеолог рев. буржуазии в. Окончил иезуитский коллеж. Был близок с представителями ст. поколения франц. просветителей...Российская педагогическая энциклопедия
  11. гельвеций клод адриан. Париж . там же франц. философматериалист идеолог революц. франц. буржуазии в. Сблизившись с Монтескье и Вольтером с посвятил себя науч. занятиям. Одно из гл. соч. Г.О...Советский философский словарь
  12. гельвеций клод адрианHelvetius французский философ получил юридическое образование служил при дворе королевы. Под влиянием Вольтера он задумал поэму Sur le bonheur которую затем бросил и ок...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  13. гельвеций, клод адрианГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАНHelvtius ClaudeAdrien философпросветитель один из идеологов Французской революции. Родился в Париже января в семье главного врача королевы. В двен...Энциклопедия Кольера II