Великие философы

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

(1033-1109) крупнейший представитель ранней схоластики. С 1093 г. он архиепископ Кентерберийский. Им написаны трактаты «Монолог» (1076), «Прибавление к рассуждениям» (1077-1078), «Диалог о грамматике», «Почему Бог является человеком» (1094-1098) и др. Еще при жизни Ансельма называли «вторым Августином» за его авторитет как мыслителя. Основную проблему христианской философии соотношение веры и разума Ансельм решает в духе Августина, превознося веру за счет разума. Он говорил, что вера предпосылка знания: он размышляет не для того, чтобы верить, а верит, чтобы понимать, разуметь. Сначала вера, а потом диалектическое искусство разумения, рассуждения, которые предопределены верой. Таким образом разум, согласно Ансельму, существует для того, чтобы оправдать веру своими рациональными средствами. С помощью рационалистических рассуждений Ансельм стремился обосновать доказательство бытия Бога, а также такие догматы церкви, как идея творения мира из ничего, бессмертие и свобода души и другие вероисповедные формулы. Во всех своих доказательствах Ансельм исходил из основных положений реализма, утверждавшего существование общего до вещей. Это положение было сформулировано еще Платоном и в дальнейшем развито неоплатонизмом и некоторыми представителями патристики, в частности Августином. Ансельм стоял на позициях так называемого крайнего реализма, считавшего, что общее это нечто объективное, первичное и существует до и вне вещей, а единичные вещи это производное от общего. На позициях крайнего реализма стоял Эриугена, развивший пантеистическую концепцию на основе неоплатонизма, а также Августин. Позиция Августина была дальше разработана Ансельмом. Реализм понятий необходимая часть всей христианской философии и теологии, с его помощью религия обосновывала основные вероисповедные догматы христианского вероучения. Так, первородный грех Адама мог быть перенесен на все человечество только потому, что в Адаме заключалась сущностная общность человеческого рода. Также и догмат Троицы содержал утверждение о существовании божественной сущности, которая одновременно выражается в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына, Бога-святого духа. Крайний реализм понятий привлекается Ансельмом для доказательства бытия Бога, которое состояло в следующем рассуждении: поскольку понятие Бога предполагает идею божественного совершенства, постольку Бог должен обладать свойством существования, так как в противном случае это понятие не мыслилось бы как понятие «Бог». Бог есть то, превыше чего и больше чего нельзя ничего мыслить, значит Бог существует. Такое рационалистическое рассуждение от понятия Бога и его совершенства к его существованию имело под собой основания лишь в пределах крайнего реализма понятий. Это доказательство бытия Бога называется онтологическим; оно было впоследствии опровергнуто Кантом, который показал, что существование не является предикатом, так как идея некоторого существа, которое имеет свои предикаты как совершенные, не может быть идеей существа, у которого одним из атрибутов является существование. Против онтологического доказательства бытия Бога выступал один из современников Ансельма монах Гуанило, который показал, что ход рассуждений от понятия к существованию ошибочен, так как в этом случае можно доказать существование любой выдумки. Например, можно обосновать существование самого прекрасного острова на свете, если существование выводить из его совершенства.

  1. ансельм кентерберийскийАнсельмstrong Anselm Кентерберийский Аоста Италия . Кентербери Англия теолог представитель схоластики. С архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку раци...Большая Советская энциклопедия II
  2. ансельм, кентерберийскийAnselm Кентерберийский теолог и философ представитель ранней схоластики августинианского направления смотри Августин. Церковный деятель вел борьбу за независимость цер...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  3. ансельм кентерберийскийАНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙstrongAnselm теолог представитель схоластического реализма с архиепископ Кентерберийский Англия. Основные произведения Монолог Прибавление к ра...История философии II
  4. ансельм кентерберийскийАНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ Аnsеlm теолог представитель схоластического реализма с архиепископ Кентерберийский Англия. Основные произведения Монолог Прибавление к рассуж...Новейший философский словарь
  5. ансельм (кентерберийский)аббат из Бека Нормандия архиепископ Кентерберийский Аоста Кентербери . Оказал глубокое влияние на философскую мысль средневековья. Определял спекулятивную философию к...Новый философский словарь
  6. ансельм кентерберийскийодин из основоположников средневековой науки в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В г. стал архиепископом Кентерберийским. Утверждал первенство веры ...Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  7. ансельм кентерберийскийрод. в в Аосте Пьемонт ум. в в Кентербери один из основоположников схоластики в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В стал архиепископом Кентерберий...Словарь античности
  8. ансельм кентерберийскийОдин из основоположников средневековой науки в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В г. стал архиепископом Кентерберийским. Утверждал первенство веры ...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  9. ансельм кентерберийскийAnselm of Canterbury .IV. ср.век. теолог и философ отец ср.век. схоластики и мистики. Род. в Аосте Италия с архиепископ Кентерберийский. В борьбе между светской влас...Советская историческая энциклопедия
  10. ансельм кентерберийскийфилософ и теолог сторонник крайнего реализмаem. Родился в г. Аоста Италия преподавал в школах Нормандии большую часть жизни провел в Англии. С г. главное лицо в англ. ц...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  11. ансельм кентерберийскийодин из основоположников средневековой науки в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В г. стал архиепископом Кентерберийским. Утверждал первенство веры ...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  12. ансельм кентерберийскийкатолический теолог и философ умеренно креационистского направления архиепископ представитель ранней схоластики августиновского толка церковный деятель вел борьбу за неза...Философия политики - словарь персоналий
  13. ансельм кентерберийскийАНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ Anselm теолог представитель схоластики. С архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания Не ищу уразуметь даб...Философская энциклопедия
  14. ансельм кентерберийскийАнсельм Кентерберийский философсхоластик род. в Аосте в Пьемонте в г. Поступил в монастырь в г. по желанию благочестивой матери своей Эрменберги в сделался настоятеле...Энциклопедический словарь
  15. ансельм кентерберийскийфилософсхоластик род. в Аосте в Пьемонте в г. Поступил в монастырь в г. по желанию благочестивой матери своей Эрменберги в сделался настоятелем приором и схоластиком в...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  16. ансельм кентерберийскийАНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ Anselm теолог представитель схоластического реализма с архиепископ Кентерберийский Англия. Основные произведения Монолог Прибавление к рассужд...Энциклопедия История философии
  17. ансельм кентерберийскийАнсельм Кентерберийский Anselmus Аоста Италия . Кентербери Англия первый представитель зрелой схоластики. В г. вступил в бенедиктинский орден в нормандском монастыре Б...Энциклопедия культурологии