Великие философы

АДОРНО ТЕОДОР

(1903-1969) немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель Франкфуртской школы. Адорно, один из самых сложных мыслителей XX века, родился в богатой семье Визенгрунд во Франкфурте-на-Майне. В возрасте 21 года защитил докторскую диссертацию по феноменологии Гуссерля. В это же время он проявлял незаурядные способности в музыке, которые ему передала, вместе с именем Адорно, его мать, бывшая оперная певица, по происхождению корсиканка. Адорно интенсивно изучал технику игры на фортепьяно в кружке, образованном в Вене вокруг Арнольда Шенберга, создателя атональной музыки. Но его интерес к теоретическим социальным вопросам никогда не ослабевал, и он стал сотрудничать с Франкфуртским институтом социальных исследований, в особенности после назначения его друга Хоркхаймера директором этого института. В этот период в Институте начала складываться так называемая Франкфуртская школа, занимавшая позиции неомарксизма. Для Адорно этого времени также были характерны марксистские взгляды, сформировавшиеся в основном под влиянием работы Д.Лукача «История классового сознания» (1923), в которой разрабатывалось ключевое понятие «овеществление», означавшее процесс превращения социальных отношений в качества вещей. Это как раз то, что Маркс называл «товарным фетишизмом» и что впоследствии стало краеугольным камнем всего творчества Адорно. В одной из своих первых работ он писал, что социально-критическая функция музыки состоит в ее отказе представлять, быть эквивалентом чего-нибудь, даже выражать политическую борьбу в капиталистическом обществе. Придать музыке большее значение означает, по его мнению, овеществить ее, совершить над нею харакири. В 1933 г. Адорно эмигрировал в Англию, а затем в Америку, где и работал в Нью-Йорке во вновь созданном Хоркхаймером Институте социальных исследований и в его журнале. В 1941 г. он переезжает в Калифорнию, где в то время находились многие выдающиеся деятели, изгнанные или уехавшие из Германии, в том числе Томас Манн, который использовал музыкальные знания Адорно при написании романа «Доктор Фаустус». Под влиянием «Кризиса европейских наук» Гуссерля Адорно совместно с Хоркхаймером создал труд «Диалектика просвещения» (1947), в котором развивал идею, что «свет разума» (выражение Ф.Бэкона) современного общества внезапно погас перед критикой своей собственной структуры, став таким образом новой и опасной мифологией, подчиняя мир тоталитарному технологическому господству. В этой работе авторы показали, что процесс овеществления стандартизирует продукты культуры, вырабатывает у людей стереотипные реакции и клише в области мышления. Хотя здесь и критиковался марксовский техноцентризм, усвоенный им у Маркса «товарный фетишизм» доводился до философских и научных обобщений. Вместе с Хоркхаймером Адорно был создан труд «Авторитарная личность» (1950), в котором дан философский, социологический и психоаналитический анализ различных типов личности в зависимости от склонности принять или не принять авторитарный тип руководства. В это время Адорно уже вернулся в Германию, участвовал в восстановлении Института социальных исследований, преподавал в Университете во Франкфурте. На конференции Германского социологического общества в 1961 г. Адорно организовал «диспут о позитивизме». На этом диспуте один из активных критиков позитивизма Карл Поппер утверждал, что процесс познания происходит путем отбрасывания принятых теорий как несовместимых с фактами и выдвижения новых теорий, способных объяснить эти факты. В свою очередь Адорно отвергал этот «критический рационализм» Поппера, рассматривая эту концепцию как вариант позитивизма, так как несовместимость теорий с «фактами» была, по его мнению, необходимым выражением объективной антагонистической социальной реальности и именно последняя, а не изолированные Теории, должна быть критикуема и ниспровергнута. Адорно полагал, что это как раз и создает основы «критической теории общества», которая была заложена еще в 1930-х годах Хоркхаймером и теперь называлась «Франкфуртской школой». В 1966 г. Ддорно публикует «Негативную диалектику», в которой дает развернутое изложение своих взглядов на характер диалектического развития общества и философии. В обществе, по его мнению, господствует негативность, которая является отрицанием как определенной системы понятий, так и реальности. Диалектика Гегеля и Маркса, с точки зрения Адорно, недостаточно негативна, так как результатом отрицания отрицания у них является позитивность. Негативная диалектика для Адорно это «логика распада», которая приводит к всеобщему разрушению и гибели, при этом она должна обратиться и против себя самой. Методологическая роль «негативной диалектики» состоит в разработанной Ддорно критике культуры. По его мнению, в том или ином типе философского мышления бессознательно зашифровывается социально-историческая действительность, и эти шифры социального находят свое выражение в произведениях тех или иных мыслителей и писателей, которые представляют, по его мнению, ложную идеологию. Критически рассматривая роль разума в общественном развитии и политические проблемы современности тоталитаризм, антисемитизм и др.,Ддорно полагает, что деятельность разума приводит к уничтожению самого себя. Поэтому, по его мнению, лишь искусство может обнаружить в себе «второе мышление», способное противостоять технической рациональности. Искусство в лице писателей, подобно Прусту, Валери, Кафке, Беккету, Седину, художников, подобно Кандинскому, Клее, музыкантов, подобно Д.Веберну, способно путем изобретения новых форм сказать «нет» миру потребления. В 1949 г. Ддорно публикует «Философию новой музыки», в которой, защищая новую венскую школу в лице Д.Шенберга, Д. Берга, развивает на примере музыки свои идеи негативной диалектики. Задача искусства, по Ддорно, состоит в отрицании позитивного утверждения. Отрицание всего приводит в конце концов к отрицанию смысла, в частности в искусстве к театру абсурда С.Беккета. Ддорно писал: «Я изучал философию и музыку. Вместо того, чтобы выбирать между ними, меня всю жизнь не покидало ощущение, что там и там я занимался поисками одного и того же».

  1. адорно теодорАдорноstrong Adorno Теодор [фамилия отца Визенгрунд Wiesengrund А. фамилия матери] . ФранкфуртнаМайне . Бриг Швейцария немецкий философ социолог и музыковед. В доцент...Большая Советская энциклопедия II
  2. адорно теодорAdorno Theodor немецкий социальный философ социолог музыковед и один из ведущих членов Франкфуртской школы критической теории. Его эпистомологические работы а также крит...Большой толковый социологический словарь
  3. адорно теодорнмецький флософ. Провдний дяч Франкфуртсько школи який переважно цкавився флософю критикою культури Див. критична теоря....Енциклопедія політичної думки
  4. адорно, теодорAdorno ВизенгрундАдорно Теодор немецкий философ социолог музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества Диалектика Просвещения ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. адорно теодорнемецкий философ представитель франкфуртской школы музыкальный критик. Социальнополитическая проблематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде Авторита...Именной словарь-справочник политических деятелей
  6. адорно, теодорнемецкий социальный философ социолог искусства и литературы один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма сотрудник а затем и соруководитель с Хоркхайме...История западной социологии
  7. адорно теодорнем.амер. философ и социолог один из ведущих теоретиков Франкфуртской шк. неомарксизма. Начинал науч. деятельность как муз. критик и теоретик новаторских направлений искв...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. адорно теодорнемецкий философ социолог психолог и музыковед. Один из лидеров Франкфуртской школы. Окончил унт Вольфганга Гете во ФранкфуртенаМайне где изучал философию и музыку. В г...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  9. адорно теодорAdorno ВизенгрундАдорно немецкий философ представитель франкфуртской школы музыкальный критик. Социальнополитическая проблематика представлена у Адорно прежде всего в ко...Политическая наука - Словарь-справочник
  10. адорно теодорнемецкий социолог социальный философ представитель франкфуртской школы неомарксизма. С г. в США. Основные направления исследований критика культуры Диалектика просвеще...Политологический словарь-справочник
  11. адорно, теодорАдорно Теодор Adorno ВизенгрундАдорно немецкий философ представитель франкфуртской школы музыкальный критик. Социальнополитическая проблематика представлена у Адорно пре...Политология. Словарь.
  12. адорно теодорнемецкий философ социолог и музыковед ФранкфуртнаМайне Вьеж Швейцария . Получив музыкальное образование становится членом Франкфуртской школы и разрабатывает ее програм...Сверхкраткий философский словарь
  13. адорно, теодорADORNO Theodor Представитель Франкфуртской школы. Адорно большую часть жизни провел в родной Германии. После бегства из нацистской Германии в период с по гг. проживал ...Социологический словарь
  14. адорно теодорпредставитель франкфуртской школы философии техники акцентирующая свое внимание на ее гуманитарную направленность. Школа сложилась в Германии х гг. но в связи с приходом ...Философия науки и техники
  15. адорно теодор[фамилия отца В и з е н г р у н д Wiesengrund А. фамилия матери] сент. авг. нем. философ социолог музыковед. В доцент Франкфуртского унта. После в эмиграции в...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  16. адорно теодоррод. сент. ФранкфуртнаМайне ум. авг. Фисп Швейцария нем. философ и социолог с профессор Франкфуртского унта. Исходя из предпосылки о неизбежности упадка первичной...Философский энциклопедический словарь