Великая Отечественная война 1941-1945гг

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ В ПЕТСАМОКИРКЕНЕССКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

Советские вооруженные силы вступили в 1944 год в благоприятной стратегической обстановке. Достигнутый ранее коренной перелом в войне, значительное возрастание боевого мастерства личного состава армии и флота, успехи внутренней и внешней политики Советского Союза создали возможности для дальнейшего расширения масштабов наступления и нанесения по немецко-фашистским войскам нового удара, впоследствии названного «десятым сталинским ударом».

Под влиянием побед Красной армии изменилась ситуация и в Заполярье. К осени 1944 года советские войска успешно провели Выборгско-Петрозаводскую стратегическую наступательную операцию, приведшую к выходу Финляндии из войны. В результате командование немецкой 20-й (генерал-полковник Л. Рендулич) горной армии начало отвод своих войск с финской территории.

Лишь в Заполярье противник продолжал удерживать небольшую часть советской территории, стремясь сохранить за собой источники важного стратегического сырья (медь, никель, молибден), а также незамерзающие северные морские порты, на которых базировались крупные силы германского флота. На Крайнем Севере в полосе шириной около 60 км оборонялся 19-й (генерал Ф. Йодль) горнострелковый корпус противника.

Со стороны моря эти позиции прикрывала береговая и зенитная артиллерия в полевых капонирах, вдоль побережья были поставлены противолодочные минные заграждения, подходы к базам и портам прикрывались огнем береговых артиллерийских и зенитных батарей, минными заграждениями и дозорными кораблями. Глубоководные фьорды и районы выхода шоссейных дорог на открытое побережье защищались мощными силами и средствами противодесантной обороны. Значительная часть немецкой авиации базировалась в районах, близких к маршрутам движения конвоев. В глубине обороны находились мощные опорные пункты: Луостари, Петсамо и Киркенес, являвшиеся также важными военно-морскими базами снабжения и транспортировки войск морем, вывоза стратегического сырья.

Советское командование стремилось не упустить стратегическую инициативу. Сентябрьские наступления 19-й (генерал-лейтенант Г.К. Козлов) и 26-й ( генерал-лейтенант Л.С. Сквирский) армий на кандалакшском и ухтинском направлениях, несмотря на хорошо эшелонированную оборону германских войск, были успешными: 14 сентября 1944 года был взят Алакуртти, в последней декаде сентября дивизии 19-й армии вышли на государственную границу с Финляндией, освободив 45 населенных пунктов и выведя из строя 7 тыс. немецких солдат и офицеров. 26-я армия, которой противостоял 18-й немецкий (генерал пехоты Ф. Хохбаум) горнострелковый корпус, к концу сентября продвинулась на 35 км в глубь территории Финляндии. Тем не менее по указанию Ставки ВГК советские войска перешли к обороне, сохраняя силы для решения первоочередной задачи в Заполярье – освобождения Печенгской области.


Петсамо-Киркенесская операция 1944 г. Схема

Значительная роль в предстоящей операции отводилась Северному флоту (адмирал А.Г. Головко). В его составе, вместе с Беломорской флотилией (вице-адмирал Ю.А. Пантелеев), к началу 1944 года насчитывалось 23 подводные лодки, 9 эскадренных миноносцев, 19 сторожевых кораблей, 15 торпедных катеров, свыше 70 охотников за подводными лодками и сторожевых катеров, 36 тральщиков, 40 катеров-тральщиков и 353 самолета. ГКО и Ставка ВГК, продолжая уделять большое внимание флоту, принимали меры к его дальнейшему усилению. В течение года он получил 3 подводные лодки, 2 тральщика, 32 торпедных катера и 62 противолодочных катера. Были сформированы бригада торпедных катеров и бригада траления.

В августе 1944 года Северному флоту во временное пользование союзниками были переданы линкор «Ройал Соверен» (переименованный в «Архангельск»), крейсер «Милуоки» («Мурманск»), 9 миноносцев и 4 подводные лодки. Однако все корабли, особенно крейсер, были устаревшими – постройки периода Первой мировой войны. Из бригады эсминцев флота и прибывших кораблей была создана эскадра.

Значительно усилилась и авиация флота. Общая ее численность к октябрю 1944 года с начала войны выросла почти в 6,5 раза. В составе ВВС преобладали современные бомбардировщики, торпедоносцы, штурмовики, истребители и разведчики отечественного производства. Вместе с тем флот имел мало самолетов, предназначенных для ночных действий, а потребность в них с наступлением полярной ночи была велика. Флотская авиация по-прежнему была слабо оснащена техническими средствами наблюдения, особенно радиолокацией, что ограничивало ведение разведки и боевых действий в условиях малой видимости.

В состав Северного оборонительного района (СОР), удерживавшего рубежи на полуостровах Рыбачьем и Среднем, входили две бригады морской пехоты, артиллерийский полк, дивизион береговой артиллерии, 3 отдельных пулеметно-артиллерийских батальона, отдельная танковая рота и отдельная штрафная рота (всего 10 500 человек). Североморцы к 1944 году обладали значительным боевым опытом. Таким образом, боевые возможности Северного флота перед Петсамо-Киркенесской операцией значительно возросли.

Но и Германия по-прежнему имела значительную группировку на море. К началу октября на морских базах Северной Норвегии дислоцировались линейный корабль «Тирпиц», около 15 эсминцев и 30 подводных лодок, более 100 тральщиков, торпедных катеров и сторожевых кораблей, свыше 20 самоходных барж, 3 корабля ПВО, 2 минных заградителя и другие силы. Кроме того, перед частями, входящими в СОР на полуострове Среднем, противником была создана сильная тактическая зона обороны, имеющая две полосы, насыщенная большим количеством огневых средств и различных инженерных сооружений. Здесь было сосредоточено около 9 тыс. солдат и офицеров, 88 орудий, 86 минометов, значительное количество иных огневых средств. Германский флот продолжал активную борьбу против северных конвоев союзников, однако основные его усилия были сосредоточены на защите своих морских перевозок, которые в период эвакуации войск и техники и вывоза стратегического сырья из Заполярья приобретали особое значение.

Опыт ведения боевых действий в Заполярье в 1941–1944 годах наглядно показал противоборствующим сторонам, что в условиях слаборазвитой сети коммуникаций, сложности рельефа, тяжелой физико-географической обстановки успеха добивается не тот, кто имеет численный перевес, а тот, кто контролирует транспортную инфраструктуру и может своевременно организовать все виды обеспечения, осуществлять эвакуацию раненых и подвоз пополнения.

В сложившихся условиях для поддержания темпов наступления и лишения противника возможности маневра своими резервами важное значение имело овладение портами Печенга и Лиинахамари. Быстро захватить и использовать их можно было только путем высадки десантов. Командование Карельского фронта (генерал армии К.А. Мерецков) и Северного флота нашли верное решение: с юга и севера нанести удар по открытым флангам противника. С юга должны были ударить специально созданные для наступления в условиях бездорожья легкие стрелковые корпуса (126-й, 127-й), способные действовать на удалении до 100 км от пунктов снабжения. С севера охват открытого фланга противника, отсечение его от основных сил и коммуникаций должны были выполнить морские пехотинцы Северного флота. В рамках Петсамо-Киркенесской наступательной операции штаб Северного флота разработал и провел операцию «Вест» с целью содействия войскам Карельского фронта.

Флот выделил для проведения операции (высадки десантов и действий на морском направлении) один лидер, 6 эскадренных миноносцев, 8 подводных лодок, свыше 20 торпедных катеров, до 23 больших и малых охотников, 275 самолетов и 20 000 бойцов.

Задачи, поставленные командующим на операцию «Вест», условно можно разделить на «сухопутную» и «морскую» части:

«сухопутная» – группой сухопутных и десантных войск СОР (командующий – генерал-майор Е.Т. Дубовцев) в составе двух бригад морской пехоты с приданными частями, при поддержке и прикрытии авиации и кораблей флота прорвать западный участок обороны противника на перешейке п-ова Средний, одновременно действуя десантом с тыла через фьорд Мааттивуоно (Малая Волоковая), обойти левый фланг обороны противника и, выйдя на дорогу Титовка – Петсамо в районе горы Расва-Тунтури, прочно удерживая ее, препятствовать отводу войск противника по дороге на Петсамо.

«морская» – сделать невозможной эвакуацию войск противника морем через порты Варангер-Фьорда на участке Киркенес – Гаммерфест. Уничтожить все плавсредства противника при его попытке уходить морем. В замысле и своей реализации операция «Вест» являлась классическим примером применения всех сил и средств флота.

Ключом к прорыву немецкой обороны на северном фланге являлся участок обороны на перешейке п-ова Средний. Здесь занимала полосу обороны, протяженностью 9 и глубиной 3 км, дивизионная группа «Норд» в составе 503-й авиаполевой бригады и 193-го пехотного полка с подразделениями усиления. За три года позиционного противостояния германской группировкой была создана хорошо укрепленная, эшелонированная система обороны. Сильно пересеченный совершенно лишенный растительности горный хребет Муста-Тунтури высотой 350 метров был опоясан несколькими ярусами минных полей и проволочных заграждений в 8-15 рядов. Особенно прочно была укреплена первая полоса обороны. На высоких обрывах и в ущельях располагались 200 дотов и дзотов, около 800 открытых огневых точек. На вершинах были расположены минометные батареи. Вторая полоса, созданная на рубеже р. Титовка – Печенга, так же, как и первая, состояла из опорных пунктов и узлов сопротивления, размещенных на господствующих высотах по левому берегу р. Титовки и вдоль дорог Большая Западная Лица – Петсамо и горы Большой Кариквайвишь – Луостари.

Командованием Северного флота для обеспечения успеха планировалось заблаговременное подавление батарей противника на перешейке п-ова Средний артиллерией СОР (209 орудий и минометов) отрядом кораблей огневой поддержки (два эскадренных миноносца в Мотовском заливе), а также авиацией Северного флота. Затем в бой вводились 12-я и 63-я отдельные бригады морской пехоты (обрмп) Северного флота с приданными им частями.

12-я обрмп с конца сентября и до начала октября 1944 года готовилась к прорыву обороны противника на учебном полигоне – специально подготовленной в инженерном отношении местности. В каждом батальоне были сформированы штурмовые группы со средствами усиления. Для преодоления крутых скальных подъемов и спусков проводились учения по альпинистской подготовке, изготавливались штурмовые лестницы, крючья и необходимый шанцевый инструмент.

На учениях проходило боевое слаживание подразделений. Подготовка штабов частей (отдельных стрелковых батальонов и дивизионов) совместно со штабом бригады велась на командно-штабных играх. Кроме того, была проведена командно-штабная игра штаба СОР со штабами бригад морской пехоты. Личный состав обучался оборудованию укрытий в каменистом грунте, преодолению заграждений без помощи саперов. Тщательно отрабатывались вопросы взаимодействия, особое внимание уделялось ориентированию на пересеченной местности по местным признакам. Ежесуточно в ночное время проводились марш-броски с полной выкладкой, десятикилометровые переходы, в ходе которых подразделения «штурмовали» крутые скалистые высоты. Командованием СОР была проведена большая работа по обучению личного состава десанта действиям по посадке на корабли и высадке на необорудованное побережье, проведены тактические занятия по ведению наступления в горной местности.

С начала сентября артиллерия СОР начала систематическое подавление огневых точек на переднем крае и артиллерийских батарей в глубине обороны противника. Для введения командования германской группировкой в заблуждение относительно направления главного удара огневое поражение осуществлялось по всему фронту. Авиация Северного флота наносила бомбо-штурмовые удары по объектам противника и его коммуникациям.

7 октября 1944 г. после артиллерийской подготовки ударная группировка 14-й армии (генерал-лейтенант В.И. Щербаков) начала наступление и к исходу 9 октября завершила прорыв тактической зоны обороны противника.

В ночь на 9 октября перешли в наступление соединения морской пехоты СОР. Боевые действия начались с высадки двух десантных групп в составе 44 человек на южное побережье Мотовского залива в районе мыса Пикшуев с целью отвлечения внимания противника от района высадки основного десанта. Противник, приняв десант за основные силы, открыл массированный огонь из стрелкового оружия, но в результате удара корабельной артиллерии Северного флота поспешно оставил свои позиции. На следующий день на южное побережье фьорда Мааттивуоно была скрытно высажена 63-я обрмп под командованием полковника А.М. Крылова.


Корабли Северного флота с десантниками на пути к Киркенесу

Утром 9 октября во всех частях и на кораблях Северного флота личному составу было зачитано обращение Военного совета флота, призывавшего североморцев с честью выполнить свой долг, «вернуть нашу русскую Печенгу, прочно и навсегда утвердить там победное знамя нашей Родины».

Около 2 часов 9 октября 10 больших охотников, 8 сторожевых и 12 торпедных катеров, приняв на борт 2837 морских пехотинцев и около 16 т груза, тремя отрядами вышли из базы Земляное. Уже в ночь на 10 октября они высадили тактический десант в составе 63-й обрмп. Его задачей было оказать содействие 12-й обрмп с целью обойти главную линию обороны противника на перешейке между полуостровами Средний и Рыбачий.

Высадка десантников осуществлялась на необорудованное побережье. Тем не менее она прошла успешно. Утром 10 октября часть подразделений 63-й обрмп, развивая наступление, вышла во фланг и тыл обороны противника на перешейке п-ова Средний, передний край которой проходил по хребту Муста-Тунтури.


Бойцы 12-й Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота
на марше через хребет Муста-Тунтури

Атака 12-й обрмп под командованием полковника В.В. Рассохина, по согласованию со штабом Карельского фронта, намечалась после прорыва первой линии обороны противника войсками 14-й армии. В 5 часов утра 10 октября после двухчасовой артиллерийской подготовки бригада перешла в наступление. Штурм укрепленного горного хребта изобиловал многими примерами самоотверженности и героизма.

К полудню 12-я обрмп соединилась у озера Тие-Ярви с батальонами 63?й обрмп, после чего она получила задачу завершить окружение противника. В свою очередь 63-я бригаде, усиленной танковой и пулеметной ротами, предписывалось захватить узел дорог южнее озера Усто-Ярви.

К 11 октября 63-й обрмп захватила высоту 268.0, у подножия которой проходила дорога Титовка – Пороваара и овладение которой являлось конечной задачей, поставленной командующим Карельским фронтом морской пехоте СОР. Противник силой до батальона четыре раза безуспешно штурмовал эту высоту. После 12-часового боя морские пехотинцы потеряли треть личного состава, израсходовали большую часть боеприпасов, но не уступили противнику ни одного метра.

После небольшой, но мощной артиллерийской подготовки 12-я обрмп совместно с 63-й обрмп в ходе наступления взяли штурмом последнюю высоту в обороне дивизионной группы «Норд».

Важную роль в этом наступлении сыграл захват немецких батарей на мысе Крестовый, который готовился в строжайшей тайне. Проводили его разведывательный отряд СОР (майор И.П. Барченко-Емельянов) и 181-й отряд особого назначения Северного флота (лейтенант В.Н. Леонов) – всего 195 человек. Ввиду непрерывного наблюдения за морем со стороны противника отряды были высажены тремя торпедными катерами еще 9 октября в заливе Пунайнен-лахт, в нескольких десятках километров от цели, и с соблюдением тщательной маскировки совершили скрытный пеший переход к цели.

После короткого боя днем 12 октября 181-й отряд овладел 88-мм батареей, а разведывательный отряд СОР блокировал 150-мм батарею и вступил в бой с артиллеристами. Этот бой имел крайне упорный характер, но в результате батареи были выведены из строя и не смогли открыть огонь в ходе прорыва катеров с десантом в порт. Потери диверсионных отрядов составили 53 человека убитыми и ранеными.

В связи с разгромом дивизионной группы «Норд» командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко принял решение высадить десант в порт Лиинахамари. В тот же вечер была осуществлена смелая по замыслу и исполнению высадка в порт Лиинахамари сводного отряда морской пехоты под командованием майора И.А. Тимофеева. Перед отрядом была поставлена задача десантироваться на причалы, захватить порт и удерживать его до подхода 12-й обрмп. К утру 13 октября порт и окружающие его высоты были захвачены десантом.


Советские морские пехотинцы на захваченной немецкой береговой батарее в Лиинахамари

В ночь на 15 октября войска Карельского фронта форсировали р. Печенга и в тесном взаимодействии с соединениями морской пехоты ударом по сходящимся направлениям разгромили гарнизон и овладели городом и портом Печенга – важной военно-морской базой и мощным опорным пунктом обороны противника на Крайнем Севере. Потерпев поражение в районе Петсамо, противник под прикрытием сильных арьергардов отступил на запад.

В этой обстановке Северный флот получил задачу высадить десант морской пехоты на южное побережье Варангер-фьорда для обеспечения приморского фланга 14-й армии, что и было сделано 18 октября в заливах Сусло-Вуоно и Аресо-Вуоно. В результате были освобождены населенные пункты Турунен и Вуореми, а к 20 октября – побережье до Вуореми включительно.

Утром 23 октября в Коббхольм-фьорде высадился десант из состава 12-й обрмп и отдельного отряда 125-го полка морской пехоты (пмп) общей численностью 608 человек. Противник, не ожидавший появления десанта, в спешке бежал, не успев взорвать орудия 150-мм батареи и склады боеприпасов.

Высадившийся в заливе Хольменгор-фьорд в ночь с 24 на 25 октября десант в составе двух батальонов 63-й обрмп стремительным броском овладел рыбацкими поселками, захватил батареи береговой обороны и электростанции, обеспечивавшие электроэнергией весь район Киркенеса. Одновременно ранее высадившиеся подразделения 12-й обрмп и 125-го пмп форсировали залив Бек-фьорд, и перешли в наступление на Киркенес с востока, который был освобожден 25 октября.

Совместными усилиями соединений 14-й армии и бригад морской пехоты Северного флота 26 и 27 октября были освобождены норвежские города Мункельвен, Наутси. 127-й легкий горнострелковый корпус, постоянно преследуя противника в крайне тяжелых условиях горно-тундровой местности за 10 суток преодолел 150 км, вышел на границу с Финляндией. Таким образом, все побережье от Печенгской губы до Бек-фьорда было очищено от врага. Высадка тактических десантов на побережье Норвегии показала себя эффективной формой содействия приморскому флангу армии.

Несмотря на то что главной ударной силой Северного флота в операции «Вест» выступили морские пехотинцы, ее успех стал возможен благодаря координации их действий с надводными кораблями, подводными лодками и морской авиацией. Боевые действия велись непрерывно, на всем их протяжении. К выполнению этой задачи были привлечены подводные лодки, самолеты и торпедные катера. Важное значение приобрело нарушение морских коммуникаций противника.

Действия подводных лодок основывались на методе нависающей завесы. Суть его заключалась в том, что для подводных лодок были определены районы ожидания, расположенные за внешней кромкой минного заграждения в 25 – 30 милях от берега. Находясь в этих районах, они держали радиосвязь с самолетами-разведчиками и штабом флота, образуя как бы завесу, нависающую над определенным участком прибрежной коммуникации противника. Одновременно в завесе находилось 4 – 5 подводных лодок, которые могли выбирать позиции атаки в пределах всей зоны, отведенной для их действий.

Методами действий авиации на коммуникациях противника стали крейсерство («свободная охота») и групповые удары в однородных и разнородных тактических группах. Наиболее эффективным был топ-мачтовый способ бомбометания, при котором вероятность попадания бомбы в корабль составляла 0,85 – 0,96.

В операции широко использовались разнородные группы, состоящие из торпедоносцев, бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Сосредоточенные удары наносились эшелонированно по времени, с блокированием ближайших аэродромов противника, организацией демонстративных действий. Групповые удары наносились с разных направлений и высот, что вынуждало противника рассредоточивать средства противовоздушной обороны, а это снижало их эффективность.

Примером массированного использования разнородных сил авиации в действиях против портов противника является бомбово-штурмовой удар по Киркенесу 21 октября. Для удара по порту было выделено 56 бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей в варианте бомбардировщиков и 74 истребителя прикрытия (всего 130 самолетов в десяти тактических группах). В результате удара были уничтожены три склада с боеприпасами и вызвано до 20 сильных пожаров на объектах военной инфраструктуры, потоплены две артиллерийские баржи и мотобот. Всего в ходе операции авиация совершила 449 самолето-вылетов. В те дни североморские летчики сбили 56 немецких самолетов, уничтожили 14 складов боеприпасов, 138 автомашин, 56 повозок и около 2 тыс. солдат и офицеров, подавили 10 артиллерийских, 3 минометных и 36 зенитных батарей.

Из надводных кораблей на морских коммуникациях противника действовали в основном торпедные катера. В тактическую группу включалось в среднем четыре катера. Практиковались выходы одновременно двух-трех групп катеров для расширения фронта поиска. В ходе операции «Вест» также практиковалось оперативное и тактическое взаимодействие авиации с подводными лодками и торпедными катерами.

Активными минными постановками командование Северного флота стремилось затруднить судоходство противника на всем протяжении коммуникаций от Тромсе до Варангер-фьорда. Целью этих действий было принуждение неприятельских конвоев к совершению переходов не по внутренним шхерным фарватерам, а вдоль внешней кромки шхер, в районах, более доступных для действий наших подводных лодок. Для постановки активных минных заграждений привлекались подводные лодки типа «К» и «Л».

Авиация ставила мины на подходах к портам, на прибрежных фарватерах, в узкостях. Постановка обычно производилась в темное время суток и в плохую погоду, как правило, одиночными самолетами или парами. Для постановки авиацией использовалась беспарашютная якорная мина, которая сбрасывалась с высоты 400–600 м.

Малые охотники и торпедные катера осуществляли постановки мин в темное время суток на подходах к портам Варангер-фьорда. Небольшие группы катеров, ставивших мины, как правило, прикрывались торпедными катерами, авиацией и береговой артиллерией с полуострова Средний.

Всего в период с 10 сентября по 31 октября 1944 года североморцы потопили 40 боевых кораблей, 36 транспортов, 24 самоходные баржи и 129 мелких судов противника.

Северный флот в Петсамо-Киркенесской операции, кроме операции «Вест», на подходах к Кольскому заливу самостоятельно осуществлял непосредственное охранение и прикрытие беломорских групп союзных конвоев, а Беломорская военная флотилия защищала внутренние и арктические морские сообщения.

Для перевозки через Кольский залив тяжелой боевой техники частей, прибывавших в состав 14-й армии, флот организовал постоянно действующую переправу в районе Мурманска. С 6 сентября по 17 октября через Кольский залив на западный берег было переправлено 5719 человек, 96 танков, 19 самоходных орудий, 3 бронемашины, 153 орудия, 137 тракторов, 197 автомашин, 94 повозки, 270 т боеприпасов, 283 т других грузов.

Таким образом, Северный флот в ходе Петсамо-Киркенесской операции оказал значительное содействие наступлению 14-й армии на приморском направлении и достижению победы в операции. Однако эта победа досталась высокой ценой: потери Северного флота составили 2798 человек, из них 786 – безвозвратные.

В Петсамо-Киркенесской операции моряки и летчики проявили высокое боевое мастерство, неудержимый наступательный порыв и массовый героизм. Действия морских пехотинцев Северного флота, сражавшихся в исключительно трудных условиях Заполярья, получили высокую оценку командования. В честь знаменательной победы в Заполярье 1 ноября 1944 года Москва салютовала войскам Карельского фронта и морякам Северного флота 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

5 ноября 1944 года звания Героя Советского Союза были удостоены 27 подводников, катерников, морских пехотинцев и летчиков, а командир отряда катеров 1-го дивизиона торпедных катеров капитан-лейтенант А.О. Шабалин был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Многие матросы и солдаты, старшины и сержанты, офицеры, генералы и адмиралы были награждены орденами и медалями СССР. Соединения и части армии и флота, отличившиеся в боях, получили почетные наименования Печенгских и Киркенесских, были награждены орденами Красного Знамени и Ушакова 1-й степени.

Петсамо-Киркенесская наступательная операция стала важной страницей в истории Великой Отечественной войны и одним из ключевых эпизодов противостояния в Заполярье. Она способствовала освобождению от немецко-фашистских захватчиков не только Мурманской области, но и сопредельных районов Северной Норвегии. Опыт, полученный при проведении Петсамо-Киркенесская операции, внес значительный вклад в развитие отечественного военного искусства.

Материал подготовлен полковником Виктором Чертовым
и подполковником Алексеем Ирютиным,
сотрудниками Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ