Великая Отечественная война 1941-1945гг

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ В ЛЕНИНГРАДСКОНОВОГОРОДСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

Оперативная обстановка на Балтийском морском театре военных действий к началу 1944 г. оставалась достаточно сложной. Удерживая северное побережье Финского залива вплоть до Сестрорецка, почти все южное побережье за исключением ораниенбаумского плацдарма, а также все острова к западу от острова Лавенсари, германские войска контролировали большую часть его акватории и воздушного пространства над ним. В состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) на тот момент входили: линейный корабль, два крейсера, 12 лидеров и эскадренных миноносцев, 28 подводных лодок, 94 корабля других классов, более 400 боевых катеров; морская авиация, состоявшая из 404 самолетов, береговые войска, основу которых составляла береговая оборона флота (110 артиллерийских батарей и два бронепоезда). Используя для противодействия силам КБФ в первую очередь минное оружие, применяя авиацию, береговую артиллерию, надводные корабли и подводные лодки, противник продолжал наносить удары по коммуникациям в восточной части залива, по кораблям и базам флота.


Линейный корабль КБФ в блокадном Ленинграде.

В этих условиях КБФ (командующий – адмирал В.Ф. Трибуц, член Военного совета – вице-адмирал Н.К. Смирнов, начальник штаба – контр-адмирал А.Н. Петров), обладая значительной по боевому и численному составу группировкой, не имел возможности реализовать свое превосходство над военно-морскими силами противника, включавшими броненосец береговой обороны, пять подводных лодок, более 300 боевых кораблей и катеров других классов. Основной задачей КБФ оставалось содействие сухопутным войскам.

В ходе Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции, проводимой 14 января – 1 марта 1944 г. войсками Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, силами Балтийского флота, авиацией дальнего действия, Ленинградской армией войск ПВО и партизанскими соединениями, ставилась цель разгромить группу армий «Север», полностью снять блокаду Ленинграда, освободить от врага оккупированные районы Ленинградской области и создать условия для освобождения Прибалтийских республик.

В соответствии с общим замыслом операции командование Ленинградского фронта на первом этапе планировало нанести по противнику два встречных удара в общем направлении на Ропшу: с ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной армии и из района Пулково – силами 42-й армии. Соединившись, они должны были главными силами развивать наступление в юго-западном направлении, на Кингисепп, а частью сил на Красногвардейск (Гатчину) и Лугу.

67-я армия получила задачу активными действиями сковать силы врага на мгинском направлении и одновременно готовить удар на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы во взаимодействии с 8-й армией Волховского фронта окружить и уничтожить действовавшие там войска противника.

13-я воздушная армия, часть сил ВВС флота, авиации Ленинградской армии ПВО и авиации дальнего действия должны были поддерживать наступление 2-й ударной и 42-й армий.

Перед Балтийским флотом были поставлены следующие задачи: обеспечить скрытную перегруппировку войск 2-й ударной армии на ораниенбаумский плацдарм, их пополнение и питание в период подготовки и ведения операции; поддерживать войска фронта корабельной и береговой артиллерией при прорыве вражеской обороны и дальнейших действиях, а авиацией флота – наступление войск с ораниенбаумского плацдарма.

Планируя наступательную операцию, командование фронта учитывало, что оборона противника под Ленинградом в инженерном отношении готовилась и совершенствовалась в течение двух лет и представляла собой хорошо укрепленный рубеж.

В соответствии с замыслом операции и указаниями командующего фронтом штаб КБФ разработал планы оперативных перевозок, применения авиации и огневого поражения противника артиллерией флота. Ответственными за оперативные перевозки были назначены командующий Ленинградской военно-морской базой контр-адмирал И.Д. Кулешов и командующий Кронштадтским морским оборонительным районом контр-адмирал Г.И. Левченко. Общее управление перевозками осуществлял Военный совет КБФ.

Благодаря умелому планированию и организации управления в чрезвычайно тяжелых условиях зимнего плавания во льдах флот скрытно осуществил перевозку войск 2-й ударной армии (пять стрелковых дивизий, 13 артиллерийских и минометных частей и соединений РВГК, танковая бригада, два танковых и один самоходно-артиллерийский полки с автотранспортом, боезапасом, горючим, продовольствием). К 22 января в район Ораниенбаума в общей сложности было доставлено 52 тыс. человек, 2400 автомашин и тракторов, свыше 200 танков, около 600 орудий, 6 тыс. лошадей и до 30 тыс. тонн различных грузов.

В результате перегруппировки и массирования сил и средств на главном направлении в полосах 2-й ударной и 42-й армий советские войска к началу операции превосходили противника в пехоте более чем в 2,7 раза, артиллерии (без реактивной) – в 3,6 и танках – почти в 6 раз.

Поскольку почти вся авиация флота применялась в интересах войск 2-й ударной армии, на время ведения действий под Ропшей и Красным Селом она перешла в оперативное подчинение командующего армией. План ее применения был согласован с командованием и штабами 2-й ударной и 13-й воздушной армий. 12 января были организованы выносные пункты управления ВВС БФ и 13-й воздушной армии, располагавшиеся в непосредственной близости от командного пункта 2-й ударной армии.

Сложные и ответственные задачи стояли перед артиллерией КБФ. На время операции она перешла в оперативное подчинение командующему артиллерией Ленинградского фронта.

Артиллерийскую поддержку сухопутных войск планировалось проводить по плану артиллерийского наступления фронта. На морскую артиллерию возлагалось решение следующих задач: подавление и уничтожение вражеской береговой и полевой артиллерии в глубине обороны; разрушение долговременных оборонительных сооружений, опорных пунктов и узлов обороны, командных пунктов, узлов связи и коммуникаций; уничтожение подходящих резервов живой силы и техники.


130-мм артиллерийская установка артиллерии береговой обороны

Решением командующего флотом привлекаемая к участию в операции морская артиллерия (свыше 200 орудий калибра от 100 до 406-мм) была разделена на пять групп, каждая из которых имела своего командира и штаб. При создании их учитывались тактико-технические данные орудий, характер поставленных задач, расположение стационарных батарей.

В первую группу вошли артиллерия Ижорского и Кронштадтского секторов береговой обороны, артиллерия линейного корабля, двух эсминцев, канонерской лодки, двух бронепоездов (всего 84 орудия калибра от 76 до 305 мм, в том числе шесть 305-мм орудий). Это была наиболее мощная группа, имевшая задачей содействие войскам 2-й ударной армии при прорыве обороны и в наступлении. Она находилась в оперативном подчинении командующего артиллерией этой армии.

Четыре артиллерийские группы предназначались для поддержки войск 42-й армии, наступавших на красносельском направлении, и имели в своем составе 121 орудие.

Так, во вторую группу входила артиллерия главного калибра кораблей эскадры КБФ – линкора, трех крейсеров (включая один недостроенный), лидера и трех эсминцев.

В третью группу входила артиллерия 1-го дивизиона эскадренных миноносцев (четырех эсминцев и трех канонерских лодок).

В четвертую – артиллерия научно-исследовательского морского артиллерийского полигона.

В пятую – подразделения 110-й морской бригады железнодорожной артиллерии.

Планы огневого поражения разрабатывались совместно штабами командующего артиллерией фронта и начальника артиллерии флота. Так 101-я морская бригада железнодорожной артиллерии (отдельные железнодорожные артиллерийские батареи № 11, 12 и 19; 402, 403, 404, 405 и 407-й железнодорожные артиллерийские дивизионы – всего 46 орудий калибром от 130 до 356 мм), базировавшаяся в районе Витебского вокзала и мясокомбината, поступала в оперативное подчинение командира 3-го Ленинградского контрбатарейного артиллерийского корпуса, который поставил перед ней задачу подавить дальнобойную и железнодорожную артиллерию противника в районах совхоза «Беззаботный», населенных пунктов Настолово, Красное Село, Красногвардейск, станция Владимировка, Тайцы, Новолисино, нарушить работу командно-наблюдательных пунктов, а также коммуникаций противника на участках Ропша – Красное Село – поселок Володарского и Красногвардейск – Пушкин.


180-мм железнодорожная артиллерийская установка

Разнородность целей и их различное удаление от огневых позиций морской артиллерии потребовали составления графика, предусматривавшего последовательное разрушение объектов орудиями различных калибров. Одновременно разрабатывался график пристрелки. Разведка артиллерийской группировки противника и корректировка огня артиллерии КБФ возлагались на 223-й отдельный разведывательный артиллерийский дивизион, подразделения которого передавались в оперативное подчинение частям и соединениям КБФ, а также на самолеты 13-й артиллерийской авиационной эскадрильи (десять Ил-2).

Огневые задачи морской артиллерии ставились командованием фронта только через начальника артиллерии флота. Подобная централизация в управлении давала возможность согласовывать действия морской артиллерии с общевойсковыми начальниками в соответствии с планом операции, строго распределять задачи между морской и полевой артиллерией, позволяла маневрировать средствами, в любое время массированно использовать их на наиболее важных направлениях.

Между командными пунктами командующего флотом, командующего авиацией флота, начальника береговой обороны и командирами всех артиллерийских групп была организована надежная проводная и радиосвязь, которая дублировалась обходными линиями через узел связи флота.

В распоряжение морских офицеров связи, находившихся при командирах поддерживаемых соединений, были выделены мощные морские радиостанции, установленные на автомашинах. Это обеспечивало своевременную информацию и вызов огня по заявкам сухопутных войск в ходе наступления.

Для отработки вопросов взаимодействия перед операцией во всех частях береговой артиллерии были проведены учения на тему: «Артиллерийская поддержка наступательной операции частей Ленинградского фронта на приморском направлении», а также специальные учения по связи.

Наступление войск 2-й ударной армии началось 14 января 1944 г. В ночь перед ним ночные бомбардировщики авиации дальнего действия нанесли удары по вражеским войскам и позициям дальнобойной артиллерии. А утром началась 65-минутная артиллерийская подготовка, в течение которой армейская и морская артиллерия обрушили на противника более 100 тыс. снарядов и мин. Наступление 2-й ударной армии началось в 10 ч 40 мин при поддержке морской авиации, а тяжелая артиллерия 42-й армии и флота в своей полосе приступили к разрушению долговременных сооружений противника.


Первый этап Ленинградско-Новгородской стратегической
наступательной операции 14 – 30 января 1944 г. Схема

Войска 42-й армии перешли в наступление в 11 ч 15 января после 100-минутной артиллерийской подготовки при поддержке авиации 13-й воздушной армии. Учитывая множество долговременных сооружений противника в полосе армии, на артиллерийскую подготовку было израсходовано более 220 тыс. снарядов и мин.

За два дня наступления войска 2-й ударной армии прорвали главную полосу обороны противника южнее Ораниенбаума и продвинулись на глубину 6 км. Войска 42-й армии в течение 15 января вклинились в его оборону южнее Пулкова на 1,5 – 4,5 км. Введенная в сражение 17 января подвижная группа 42-й армии создала угрозу окружения противника в районах севернее Красного Села и Ропши, в результате чего он начал отвод войск. Артиллерия КБФ перенесла свой огонь по узлам сопротивления врага в районе Красного Села и отходившим к Красногвардейску его войскам. Преследуя противника, 19 января 2-я ударная армия освободила Ропшу, а 42-я армия – Красное Село. К исходу того же дня подвижные группы армий соединились в районе села Русско-Высоцкое, завершив окружение остатков разгромленной петергофско-стрельнинской группировки германских войск.

В ночь на 21 января в наступление перешли 67-я армия, а к 30 января войска фронта, развивая успех в направлении на Кингисепп и Красногвардейск, продвинулись на 70–100 км от Ленинграда, вышли на рубеж реки Луга в ее нижнем течении, а на отдельных участках ее форсировали.

Успешному выполнению войсками Ленинградского фронта своих задач способствовало широкое применение сил флота. Обеспечивая наступление войск Красной армии под Ленинградом, артиллерия Балтийского флота только за первые 14 дней операции провела 1005 стрельб, выпустив по врагу около 23,6 тыс. снарядов калибра 100–406 мм. Особенно интенсивно использовались 130–180-мм орудия.

Благодаря тщательной подготовке эффективность стрельбы была высокой. Флотские артиллеристы подавили 537 артиллерийских батарей, разрушили 11 узлов сопротивления, 33 дота и дзота и 5 командно-наблюдательных пунктов, рассеяли и частично уничтожили до восьми батальонов пехоты, 171 автомашину.

Командующий артиллерией Ленинградского фронта генерал Г.Ф. Одинцов, оценивая действия артиллерии флота, отмечал: «В военном искусстве едва ли повторится такой пример классического использования артиллерии для нужд наземных войск, как беспримерная боевая работа КБФ в Великую Отечественную войну».

Опыт управления морской артиллерией в разгроме противника под Ленинградом в дальнейшем был использован в Выборгской операции в июне 1944 г., а также в наступательных операциях в Прибалтике в сентябре 1944 г. – апреле 1945 г.

Существенную поддержку наступавшим войскам оказали военно-воздушные силы Балтийского флота (9-я штурмовая, 8-я минно-торпедная, 1-я гвар­дейская истребительная авиационные дивизии, 15-й отдельный морской разведывательный полк) – 52 бомбардировщика, 71 штурмовик, 175 истребителей, а также 21 разведчик и корректировщик.

Наиболее интенсивно применялась штурмовая авиация, наносившая удары по боевым порядкам петергофско-стрельнинской группировки врага. Всего же за время наступательной операции соединения и части ВВС КБФ совершили около 4,5 тыс. самолетовылетов, сбросив на врага более 500 тонн бомб.

Опыт совместных действий войск фронта и сил флота, полученный на первом этапе Ленинградско-Новгородской наступательной операции (14–30 января), широко использовался в последующих операциях Ленинградского фронта и получил распространение на других фронтах и флотах.


Эскадренный миноносец КБФ на р. Нева

В дальнейшем войска Ленинградского фронта продвигались в трех направлениях: 67-я армия – с севера на Лугу, 42-я – на Гдов, Струги Красные, 2-я ударная – на Кингисепп, Нарву.


Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция
14 января – 01 марта 1944 г. Карта

1 февраля 1944 г. соединения 2-й ударной армии, форсировав р. Луга, овладели г. Кингисепп. 3 февраля они форсировали р. Нарова южнее г. На­рва, захватили плацдармы на левом берегу реки, но, встретив ожесточенное сопротивление противника, были вынуждены временно перейти к обороне.

Наступление войск 2-й ударной армии возобновилось 11 февраля 1944 г. Поддерживая их, самолеты морской авиации наносили бомбоштурмовые удары по вражеским батареям и огневым точкам, обо­ронительным рубежам и опорным пунктам, железнодорожным станциям и эшелонам, вели разведку, прикрывали свои войска в местах сосредоточения и при форсировании рек Луга, Плюсса, Нарова. За две недели авиация БФ произвела более 1400 самолетовылетов.

Во исполнение устного приказания командующего войсками Ле­нинградского фронта генерала армии Л.А. Говорова, отданного 1 февраля 1944 г., Военный совет флота приказал командиру Островной военно-морской базы контр-адмиралу Г.В. Жукову осуществить высадку тактического морского десанта в районе села Мерекюла. В состав десанта были назначены батальон автоматчиков и стрелковая рота 260-й отдельной бригады морской пехоты под командованием командира батальона автоматчиков майора С.П. Маслова общей численностью 517 человек.

Перед ними была поставлена задача перерезать Приморское шоссе и железную дорогу Нарва – Раквере, овладеть станцией Аувере и, оседлав узел дорог у деревень Удриа и Репнику, удерживать его до подхода частей 2-й ударной армии.

В отряд высадки были включены четыре бронекатера и восемь бро­нированных малых охотников, в отряд корабельной поддержки – три канонерские лодки, восемь тральщиков и десять катеров-тральщиков. Прикрытие с воздуха было возложено на 3-й гвардейский истребительный авиационный полк и 6-ю отдельную авиационную эскадрилью. Общее управление действиями этих войск и сил было возложено на контр-адмирала Г.В. Жукова.

В 15 ч 30 мин 13 февраля с получением приказания командующего 2-й ударной армией началась посадка десантников на катера. Выход десантного отряда и его переход к месту высадки существенно осложнился из-за тяжелой ледовой обстановки, не позволившей выполнить все запланированные действия в полном объеме и в установленные плановой таблицей сроки.

Во время высадки от артиллерийского огня противника вместе с десантниками погибли два сторожевых катера, еще два, получив повреждения, отошли от берега, не высадив десант.

При форсировании ледяного поля у канонерских лодок и тральщиков обрывались тралы, поэтому корабли, которые должны были оказать огневую поддержку десанту, прибыли в район высадки только в 7 ч 15 мин, поставленной задачи не выполнили и по приказанию командира Островной ВМБ возвратились в базу. Связь десанта с командиром высадки, командиром отряда корабельной поддержки и частями 43-го стрелкового корпуса установить не удалось. Истребители 3-го и 4-го гвардейских авиационных полков, совершив 48 самолетовылетов, не имея ясного представления об обстановке на земле, вели в районе высадки бои с вражескими самолетами.

Потеряв управление, высадившиеся на берег десантники не смогли соединиться и несколько дней вели бой на берегу разрозненными группами без связи со своим командованием и частями 2-й ударной армии. Большинство из них погибло, не выполнив поставленную задачу. Лишь несколько человек смогли через линию фронта выйти в расположение своих войск.

Между тем к концу февраля наступавшие войска 2-й ударной армии расширили плацдарм на левом берегу реки Нарова до 35 км по фронту и до 15 км в глубину, в результате чего были созданы условия для их дальнейшего продвижения на территорию советской Прибалтики. Поддерживая их, авиация КБФ в период наступления с 15 февраля по 1 марта 1944 г. произвела до 1650 самолетовылетов. Рис.6

1 марта 1944 г. Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция завершилась. В ходе ее были освобождены почти вся Ленинградская, Новгородская области и часть Калининской, восстановлено железнодорожное сообщение с Москвой и значительно улучшилась оперативная обстановка в восточной части Финского залива, что в дальнейшем позволило расширить зону базирования сил флота и создать благоприятные условия для развертывания их действий на морском направлении.

Михаил Монаков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ, доктор исторических наук