Великая Отечественная война 1941-1945гг

ВЯЗЕМСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 213 ОКТЯБРЯ 1941Г.


Вяземская оборонительная операция 2-13 октября 1941 г.

Вяземская оборонительная операция 1941 г. – оборонительная операция войск Западного и Резервного фронтов, проведённая 2–13 октября в ходе Московской битвы 1941–1942 гг. с целью не допустить прорыва главных сил германской группы армий «Центр» на московском направлении и выиграть время для сосредоточения резервов.

По плану операции «Тайфун» немецкое командование предусматривало на вяземском направлении ударами по сходящимся направлениям из районов Духовщины и Рославля прорвать оборону советских войск и окружить их главные силы с последующим развитием наступления на Москву. Для этого в группе армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Ф. Бок) создавались две мощные ударные группировки. Из района Духовщины наступали основные силы 9-й армии и 3-я танковая группа (пехотных дивизий – 12, танковых – 3, моторизованных – 2, моторизованных бригад – 1), а из района Рославля – основные силы 4-й армии и 4-я танковая группа (пехотных дивизий – 11, танковых – 5, моторизованных – 2).

Этим силам противостояли войска Западного фронта под командованием генерал-полковника И.С. Конева и Резервного фронта, возглавляемого Маршалом Советского Союза С.М. Буденным, перед которыми стояла задача, упорно защищая подготовленные оборонительные рубежи, нанести немецким войскам максимальный урон и выиграть время для формирования и подвоза новых резервов на московское направление.

Согласно директиве Ставки ВГК от 27 сентября 1941 г., войска Западного фронта в составе 22, 29, 30, 19, 16 и 20-й армий занимали оборонительный рубеж, состоявший из двух полос протяженностью 340 км от Осташкова до Ельни. Фронт имел одноэшелонное оперативное построение. 24-я и 43-я армии из его состава обороняли рубеж от Ельни до железной дороги Рославль – Киров шириной до 100 км. Войска Резервного фронта двумя армиями (24-й и 43-й) обороняли рубеж от Ельни до Снопоти шириной до 100 км. Его 31, 49 и 32-я армии в тылу Западного фронта занимали Ржевско-Вяземский оборонительный рубеж протяжённостью 300 км. 33-я армия, составлявшая резерв фронта, была сосредоточена в районе Спас-Деменска за армиями первого эшелона. Оборона советских войск была неглубокой (15–20 км), слабо подготовленной в инженерном отношении и носила очаговый характер. Готовность Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа к началу октября не превышала 40–50% запланированного объема работ.


Боевые действия в районе Вязьмы с 30 сентября по 2 ноября 1941 г.

К началу наступления противник пополнил свои войска людьми, вооружением и техникой, доведя укомплектованность пехотных соединений личным составом до 90% от штатной численности. Количество танков в немецких танковых и моторизованных дивизиях доходило до 80–100%. В то же время укомплектованность советских дивизий была невысокой, насчитывая в среднем 5–7 тыс. человек при штатной численности 10 859 человек. В итоге противник имел общее численное превосходство в 1,4 – 2 раза. На направлениях главных ударов он превосходил советские войска по людям в 3,2, по танкам – в 8,5, в орудиях и минометах – в 7 раз.

Наступление немецких войск под Вязьмой началось 2 октября после мощной артиллерийской и авиационной подготовки и под прикрытием дымовой завесы. Войска 9-й армии и 3-й танковой группы противника нанесли удар в стык 30-й (генерал-майор В.А. Хоменко) и 19-й (генерал-лейтенант М.Ф. Лукин) армий, а 4-й армии и 4-й танковой группы – южнее Варшавского шоссе в полосе 43-й армии под командованием генерал-майора П.П. Собенникова. Оборонявшиеся на рославльском направлении три стрелковые дивизии и две танковые бригады 43-й армии Резервного фронта не выдержали натиска противника, который устремился в глубину обороны советских войск. К исходу первого дня наступления соединения немецкой 4-й танковой группы нанесли удар уже по второму эшелону Резервного фронта – 33-й армии комбрига Д.П. Онуприенко, находившейся в 40 км от переднего края обороны. В результате оборона советских войск на вяземском направлении оказалась прорванной на участках шириной 30–40 км, а противнику удалось продвинуться на глубину от 15 до 40 км.

Советское командование предпринимало ответные меры. Чтобы сорвать наступление противника в полосах 30-й и 16-й (генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский) армий была предпринята артиллерийская контрподготовка. Для восстановления положения командующий Западным фронтом передал в состав 30-й армии три дивизии и моторизованную бригаду. Одновременно из фронтового резерва была сформирована (в составе пяти дивизий и трех танковых бригад) оперативная группа, которую возглавил заместитель командующего войсками фронта генерал-лейтенант И.В. Болдин. Группе предписывалось осуществить перегруппировку на направление прорыва противника и нанести по нему контрудар с целью восстановления утраченного положения. Однако контрудар Западного фронта успеха не имел.


Воины 20-й армии ведут бой западнее Дорогобужа. Начало октября 1941 г.

3 и 4 октября обстановка резко осложнилась в полосе обороны 24-й (генерал-майор К.А. Ракутин) и 43-й армий, вынудившая их отходить на Юхнов. Соединения 3-й и 4-й танковых групп противника устремились к Вязьме в тыл советским войскам. Основные силы 19, 16 и 20-й (генерал-лейтенант Ф.А. Ершаков) армий Западного фронта, 32-й (генерал-майор С.В. Вишневский) и 24-й армий Резервного фронта оказались глубоко охвачены.

Государственный Комитет обороны и Ставка ВГК осознавали опасность сложившейся под Москвой обстановки. 5 октября ГКО принял специальное решение о защите столицы. Главным рубежом сопротивления была определена Можайская линия обороны, проходившая от Волоколамска до Калуги. Сюда выдвигались резервы Ставки ВГК, ряд соединений и частей Северо-Западного и Юго-Западного фронтов, силы и средства Московского военного округа. Было отдано распоряжение поднять по боевой тревоге слушателей Военно-политической академии имени В.И. Ленина, курсантов шести военных училищ Москвы и Подольска с задачей занять позиции на Можайской линии обороны. 32-я и 33-я армии были переподчинены командующему войсками Западного фронта. Всего в течение недели на Западный фронт прибыло 14 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артиллерийских полков и другие части.

В ночь на 6 октября принято решение об отводе войск Западного и Резервного фронтов на Ржевско-Вяземский оборонительный рубеж. Советские войска начали отход, но он оказался запоздалым. Противнику удалось форсировать реку Днепр северо-западнее Вязьмы, а южнее ее овладеть Спас-Деменском, Кировом и Юхновом. 7 октября передовые соединения немецких 3-й и 4-й танковых групп замкнули кольцо окружения основных сил 19, 20, 24 и 32-й армий. Окруженным объединениям было приказано прорываться на Гжатск под общим руководством генерал-лейтенанта М.Ф. Лукина. Командование Западного фронта предпринимало и другие меры по выводу войск из вяземского котла. Из отходивших и вновь прибывавших частей была создана группировка войск восточнее Гжатска. Ее контрудар в направлении Вязьмы, по замыслу командования, должен был оказать содействие в прорыве из окружения, который планировался на 10–11 октября.


Танки 11-й танковой дивизии вермахта в наступлении. Осень 1941 г.

Окруженные войска находились под непрерывным огневым воздействием противника. Тем не менее, они оказывали активное сопротивление, неоднократно предпринимали попытки прорыва из окружения и сковали 28 дивизий противника. Четырнадцать из них не смогли высвободиться для дальнейшего наступления до середины октября. Это позволило советскому командованию выиграть время для организации сопротивления на Можайской линии обороны. Но окруженные войска уступали противнику. Они несли крупные потери, ощущался недостаток боеприпасов, продовольствия и медикаментов.

К концу первой декады октября, в разгар работы по созданию Можайской линии обороны, обстановка в полосах обороны Западного и Резервного фронтов еще более осложнилась. Противник захватил Сычевку, Гжатск и вышел к Калуге. Сплошной линии сопротивления не было, резервов, способных быстро закрывать бреши, командующие фронтами не имели. В этих условиях для оказания практической помощи командованию Западного и Резервного фронтов в организации отпора противнику в районы боевых действий прибыли представители ГКО и Ставки ВГК В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов и А.М. Василевский. По их предложению 10 октября войска Западного и Брянского фронтов были объединены в один Западный. Командующим фронтом был назначен отозванный из Ленинграда генерал армии Г.К. Жуков. Он получил задачу организовать оборону на новом рубеже с целью надежного прикрытия московского направления.

Линия фронта к этому времени проходила примерно в 180 км к западу от Москвы. Наиболее опасным для Западного фронта являлось можайское направление, где почти параллельно с запада на Москву проходили железные и автомобильные дороги. Именно там танковые и моторизованные части вермахта, не задействованные в окружении советских войск под Вязьмой, пытались прорваться по кратчайшему пути к советской столице.

От командования Западного фронта требовалось срочно создать прочную оборону на рубеже Волоколамск – Можайск – Малоярославец – Калуга, организовать ее фортификационное оборудование, сформировать вторые эшелоны и резервы, чтобы можно было ими маневрировать для укрепления уязвимых участков обороны. Необходимо было наладить твердое управления войсками, их материально-техническое обеспечение. «Дни и ночи шла в войсках напряженная работа, – вспоминал Г.К. Жуков. – Люди от усталости и бессонницы буквально валились с ног, но, движимые чувством личной ответственности за судьбу Москвы, за судьбу Родины, следуя указаниям партии, проводили колоссальную работу по созданию устойчивой обороны войск фронта на подступах к Москве».

В связи с приближением фронта к Москве по решению ГКО от 12 октября создавалась еще одна линия обороны непосредственно на подступах к столице. Для ее строительства привлекалось население города и области. Только в Москве было сформировано 25 отдельных коммунистических и рабочих рот и батальонов, укомплектованных на три четверти коммунистами и комсомольцами.

Вяземская оборонительная операция советских войск завершилась поражением. Оборона войск Западного и Резервного фронтов была прорвана противником на всю оперативную глубину. В районе Вязьмы в окружении оказались 37 дивизий, девять танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК и четыре полевых управления армий. Вне общих котлов были окружены пять дивизий, четыре артиллерийских полка РГК. Окруженные войска входили в состав десяти армий.

Оказавшиеся в окружении советские войска вели упорные бои западнее Вязьмы до 13 октября. Активными действиями они сковали около 28 дивизий противника, 14 из которых до середины октября не смогли продолжать наступление на Москву. Части окруженных советских войск мелкими группами удалось прорваться из окружения и выйти на Можайскую линию обороны. Прорывы более крупных отрядов было редкостью. Так, 5 ноября на участке 16-й армии, уже под Волоколамском, через линию фронта пробилась группа в составе около 800 человек во главе с генерал-лейтенантом И.В. Болдиным. Отдельные группы военнослужащих переходили к партизанским действиям в тылу противника. Однако значительное их количество попало в плен и погибло в локальных вооруженных столкновениях. Тяжело раненым оказался в плену командующий 19-й армией генерал-лейтенант М.Ф. Лукин и командующий 32-й армией генерал-майор С.В. Вишневский, погиб командующий 24-й армией генерал-майор К.И. Ракутин.

Неудачный исход Вяземской оборонительной операции обусловлен тем, что советское командование не сумело своевременно и правильно определить направления главных ударов противника и сосредоточить на них достаточные силы и средства. Командующие войсками фронтов в ходе обороны не осуществляли маневра войсками на угрожаемые направления, не руководили их отходом и действиями окруженных армий. Советская авиация не смогла оказать реальную помощь оказавшимся в окружении частям. Не было налажено их должное снабжение материальными средствами, лишь эпизодически окруженным войскам сбрасывалось небольшое количество боеприпасов. Неудачно осуществлялась авиаразведка, что приводило к попыткам прорыва из окружения не в самых подходящих районах – часто именно там, где находились мощные заслоны противника.

Все это приводило к серьезным потерям. Вместе с тем упорное сопротивление окруженных советских войск западнее Вязьмы позволило выиграть время для восстановления нарушенного стратегического фронта, восстановления боеспособности Западного фронта, организации обороны на Можайской линии и ближних подступах к Москве. Наступление немецкой группы армий «Центр» во второй половине октября – начале декабря 1941 г. завершилось неудачей.

Анатолий Борщов,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ,
кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.