Уральская историческая энциклопедия

НОВОКРЕЩЕНЫ

предст. иных вероисповеданий, перешедшие в православие, в осн. аборигенное нас. С XVII в. к ним относилось незначительное кол-во ссыльных. На зап. склоне У. нас. было крещено Стефаном Пермским и Трифоном Вятским. На С.-В. У. активная миссионерская деятельность не велась до нач. XVIII в. Принятие православия носило случайный характер. Христианами становились как предст. местной знати, так и рядовое нас. По этническому составу это были ханты, манси, татары и т.д. Аборигены, как правило, шли на такой шаг либо по соображениям полит. характера, либо привлеченные возможностью освободиться от ясака. Причинами крещения могло быть стремление найти выход из экстремального положения: пленения, заключения в тюрьму и др. Согласно законодательству XVII в., у Н. было три пути устройства своей дальнейшей судьбы: служба в мон., холопство у частного лица, гос. служба в качестве стрельца, казака или толмача. Н. и члены их семей в обязательном порядке исключались из родной этнической и религиозной среды. Н., зачисленные на службу, были тесным образом связаны с рус. администрацией, зависели от нее материально и были опорой в управлении бывшими соплеменниками. Члены их семей во 2-3-м поколении практически полностью утрачивали прежний религиозный и этнический идентет. В связи с политикой массовой христианизации в XVIII в. большинство аборигенного нас. У. стало Н., но только по чисто формальному признаку - факту крещения. В действительности они во многом оставались язычниками. Для осуществления контроля за Н. и предупреждения их возвращения к язычеству был создан специальный ин-т надзирателей. В XIX в. термин Н. распространялся лишь на жителей р-нов, удаленных от осн. религиозных ц. и крещенных во взрослом возрасте. Полностью понятие Н. вышло из употребления после прекращения церковью миссионерской деятельности и с нач. антирелигиозной борьбы в первые годы сов. власти.
Главацкая Е.М.