Творчество. Краткий педагогический словарь

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

1. Собственно-потенциальная составляющая (индивидуальные психические процессы, способности). 2. Мотивационная составляющая (убеждения, готовность, как внутриличностная структура, механизм, обеспечивающий актуализацию способности, и социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида – потребностей, ценностных ориентаций, мотивов). 3. Когнитивная составляющая (приобретенные в результате образования, творческой деятельности, включения в процессе социализации знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения). Следовательно, Т.П. включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые сформированы у индивида в результате социализации и непрерывного образования. При этом непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению новых способностей. Возникающие при этом у личности переживания своих возросших возможностей выступают движущей силой особой активности человека, направленной на опровержение своих новых потенций. Наряду с горизонтальной структурой Т.П. существует и вертикальная, включающая два взаимосвязанных компонента: а) «предактуальный» («данность в невыявленном виде» (Аристотель) – ограниченное развитие элементов Т.П. преимущественно за счет социобиологических (природных) механизмов); б) «постактуальный» – предполагает наличие уже сформированных характеристик, не проявляющихся или не функционирующих в данных конкретных условиях. Превращению Т.П. в реальные актуальные возможности способствует активности личности.