Творчество. Краткий педагогический словарь

КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ

воображение и символизация (Ф. Баррон); нестандартность (Р. Лири); осмысленность (С. Медник). Иногда предлагаются критерии: продукт должен производить сильное впечатление и быть генерализируемым, экономным, вызывать необратимые изменения в человеческом опыте, содержать необычные сенсорные образы или трансформации, являться ценным или используемым социумом, или представителем той сферы, в которой он был создан. Несколько другие критерии могут быть сформулированы для применения к креативному продукту в области научных знаний или к креативному решению проблем: он должен быть сензитивен к пробелам в существующих знаниях, переходить дисциплинарные границы, поскольку они трудны для категоризации, он должен быть неожиданным и соответствовать поставленной задаче, быть сложным и начально не сформулированным и представлять собой синтез пограничных областей знаний. П. Торранс сформулировал также следующие критерии: юмор, фантазия, цвет и движение, литературное и метаморфическое чувство, которые, возможно, точнее описывают научную креативность, чем все прочие. С. Тейлор предложил проанализировать характеристики процесса и продукта креативности для выявления их специфики. Как иллюстрация такого подхода приводится типология креативов Р. Лири. «Осведомленность может быть креативной – наш опыт может быть направленным; или он может быть репродуктивным, т.е. нас обучают готовым интерпретациям, и в этом случае мы видим только то, что нас учат видеть. Исполнение может быть креативным – мы можем продуцировать новые комбинации». Р. Лири описал четыре типа: 1.Репродуктив блокированный (нет комбинаций, нет направляющего опыта). 2.Репродуктив творческий (нет направляющего опыта, но есть навыки в продуцировании новых комбинаций из старых символов). 3.Креатив творческий (новый опыт презентируется в новом исполнении). 4.Креатив блокированный (новый направленный опыт выражается в конвенциональных моделях). Оценка креативности продуктов художественного, литературного, научного творчества, как отмечают многие исследователи, может быть проведена только в контексте существующих в данной культуре.