Творчество. Краткий педагогический словарь

КРЕАТИВНАЯ СРЕДА

среда, в которой Кр. проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия. Кр. проявляется как поведение в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Кр. представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, не принуждаемые другими и в непринуждаемой обстановке. Если бы Кр. могла возникнуть в результате принуждения или как продукт угрозы, в мире было бы больше Кр. Когда личность чувствует угрозу от окружения, она становится осмотрительной и заторможенной и боится свободно выражать свои идеи. Гармоничное окружение имеет две необходимые характеристики: принятие и стимулирование. В благоприятных условиях для креативности «принятия» окружением недостаточно, должно еще происходить стимулирование членов окружения друг другом (Андерсен Г., 1959).