Термины кантовской философии

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

(transzendentale Idealismus - нем.) Термин кантовской философии. В широком смысле употребляется в качестве одного из синонимов критической философии. В узком и более точном смысле, учение о субъективной природе пространства и времени как априорных формах чувственности. Трансцендентальная идеальность пространства и времени есть констатация того, что пространственно- временные качества не присущи вещам самим по себе (термин "трансцендентальный" означает в данном случае "относящийся к вещам вообще"). Трансцендентальный идеализм - один из краеугольных камней критической философии Канта. Именно на учении о субъективной природе чувственности базируется различение между явлениями и вещами самими по себе. В то же время, концепция трансцендентального идеализма не исчерпывает существо критической философии Канта, так как эта концепция напрямую не связана с центральным вопросом критицизма о возможности априорных синтетических суждений (в особенности, если речь идет о рассудочных суждениях такого рода). Впервые учение о субъективной природе пространства и времени было изложено Кантом в диссертации 1770 г., за 11 лет до выхода в свет "Критики чистого разума". В предшествовавший период Кант придерживался принципиально иных взглядов на пространство и время, считая, что они конституируются отношениями между вещами. Поводом для радикального изменения позиции Канта послужило исследование им проблемы так называемых "неконгруэнтных подобий", итогом которого оказалось признание Кантом в 1768 г. реальности абсолютного пространства, ранее отвергавшегося им. Однако чтобы избежать трудностей Ньютоновой теории абсолютного пространства, Кант счел необходимым "переместить" его (а заодно и время) в сферу субъективных познавательных способностей. В "Критике чистого разума" Кант предлагает целую систему доказательств истинности концепции трансцендентального идеализма. Она включает в себя "метафизические" (основанные на непосредственном узрении субъективной и созерцательной природы пространства и времени) и "трансцендентальные" (если не считать пространство и время субъективными формами чувственности, то невозможно объяснить существование строгого математического знания) аргументы. Косвенным доказательством верности данной концепции Кант признает выявленную им антитетику чистого разума. Избежать разрушительных противоречий разум может лишь признав различение явлений и вещей самих по себе, которое подразумевает принятие идеи трансцендентального идеализма. Трансцендентальный, или "формальный" идеализм противопоставляется Кантом "материальному" идеализму, признающему в своей "догматической" ипостаси реальность только наших перцепций и тем самым отрицающему различие между вещами самими по себе и явлениями, или же ставящим под сомнение реальность вещей, стоящих за перцепциями ("проблематический идеализм"). В опровержении "материального" идеализма Кант видел одну из заслуг критической философии.

  1. трансцендентальный идеализмособый вид философского идеализма представленный Кантом и его продолжателями утверждающий что мы постигаем не вещи в себе а вещи лишь как явления ибо всякому опыту оформл...Тематический философский словарь
  2. трансцендентальный идеализмили феноменологический доктрина считающая что все существующее является результатом конституирующей деятельности трансцендентального сознания. Оцените определение Отлич...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  3. трансцендентальный идеализмТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ transzendentaler Idealismus философское учение И. Канта гносеологически обосновывающее его систему метафизики кот...Философская энциклопедия
  4. трансцендентальный идеализмосн. учение Канта согласно которому постигаемы не вещи в себе а вещи лишь как явления в частности всякому опыту оформленному в понятия присуща лишь реальность восприятия ...Философский энциклопедический словарь