Термины кантовской философии

МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

(moralisches Gesetz, Sittengesetz - нем.) Фундаментальное понятие практической философии И.Канта. Моральное законодательство проистекает из воздействия на волю всеобщих максим разума. Взаимодействие разума и воли имеет характер не природных законов, а императивов (т.е. речь идет не о сущем, а о должном). Кант полагает, что повелевающий характер этих рациональных принципов в человеческой душе не может быть дедуцирован, а должен быть принят как факт чистого разума. Кант утверждает, что само наличие моральных предписаний говорит о возможности следовать им, т.е. поступать морально. Допущение такой возможности влечет за собой признание ноуменальной свободы человеческой воли, так как возможность следовать всеобщим максимам равносильна способности действовать независимо от каких-либо внешних побуждений и чувственных склонностей (т.е. от "механизма природы"). Внутреннее ограничение чувственных склонностей моральными предписаниями порождает моральное чувство - единственное чувство, a priori познаваемое в своей определенности. Именно моральное чувство (совесть) обычно выносит решение относительно нравственной ценности поступков. Однако могут быть и более точные критерии. Абстрактная формулировка морального закона - "стань достойным счастья" - конкретизируется Кантом при помощи признака всеобщности, которая требуется от нравственных принципов. Моральна лишь та максима, которая может выступать формой всеобщего законодательства (т.е. не приводя к самоотрицанию, может быть нормой человеческого общежития). Императивный характер морального закона связан с испорченностью человеческой природы (для "святой воли" моральный закон был бы равносилен закону природы). Отсюда же (т.е. из того, что человек как индивид "изначально зол") вытекает необходимость дополнительной моральной мотивации: действуя так, чтобы стать достойными счастья, мы должны в то же время верить в бытие высшего существа, которое обеспечивает строгую пропорцию между моральными заслугами и блаженством. Однако и эта вера, и законное стремление к счастью должны быть не основаниями, а следствиями морального образа мыслей. Мораль остается автономной. Окончательное возобладание моральных максим над чувственными склонностями возможно лишь в итоге бесконечного процесса совершенствования, возможность которого предполагает допущение бессмертия души (в общественном плане бессмертию души соответствует бесконечный прогресс человеческого рода).