Теория и практика разрешения виртуального конфликта

ВИРТУАЛИСТИКА

дисциплина, включающая научные и практические знания, занимающаяся виртуальными реальностями. Виртуалистика не является научной дисциплиной, а есть парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как эпифеномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Виртуалистика есть подход, который может быть использован в любой научной дисциплине. Во второй половине XX века идея виртуальности возникла независимо друг от друга в нескольких сферах науки и техники. В физике элементарных частиц были обнаружены частицы, возникающие только в акте взаимодействия других частиц. Эти эфемерные частицы были названы виртуальными. Особенность их заключается в том, что, с одной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потенциально, в других частицах. Нет, в действительности, их там нет. Они существуют только актуально, т.е. только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют в начальных и конечных условиях взаимодействия. В компьютерной технике широко используются понятия виртуальной машины, виртуальной памяти и т.д. В компьютере есть специальные элементы для хранения информации, но, создавая особые функциональные отношения между элементами компьютера с помощью программных средств, можно обеспечить человеку возможность пользоваться большим объемом информации, чем это позволяют физические носители. Эта память, превосходящая емкость физических носителей, и называется виртуальной памятью. Виртуальной памяти не соответствует никакой конкретно физический носитель, и она существует только пока сохраняются построенные пользователем функциональные отношения между элементами компьютера. В эргономике было обнаружено, что в процессе функционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образовываться особые динамические объекты, которые затем исчезают. Например, при выполнении фигуры высшего пилотажа, возникающие перегрузки заставляют летчика воспринимать самолет не целиком, во всей полноте его функций, и даже не с точки зрения выполняемой в данный момент задачи (допустим, преследование противника), а исключительно как определенный аэродинамический объект, который нужно вывести из состояния перегрузки. Создается необычная, напряженная и физически, и психологически ситуация, которая разряжается сразу после выхода из состояния перегрузки. Оказалось, что при проектировании самолетов нельзя абстрагироваться от подобных ситуаций, что необходимо учитывать возникновение таких качественно новых объединений человека и технической системы. Такие временные динамические объекты были названы виртуальными (Зараковский, Павлов, 1987; Голего, 1989). В психологии был описан особый тип психических состояний, существующих только актуально. Этот тип психологических состояний был назван «виртуальными состояниями» (Носов, Генисаретский, 1986). Исследования в эргономике по созданию принципиально нового типа средств отображения информации, начавшиеся в военно-воздушных силах США еще в 60-е годы, привели к разработке так называемой «виртуальной кабины самолета». Новизна идеи виртуальной кабины самолета заключалась в создании так называемого головного шлема (head-mount display или head-mounted display). Шлем может дополняться «перчаткой» с датчиками, с помощью которых управляют изображением. Управляющие датчики можно прикрепить к любым частям тела. Существуют тренажеры, где управляющие воздействия осуществляются и речью, и движениями глаз, рук, головы или тела. К разным частям тела можно также прикрепить датчики, передающие человеку ощущения от взаимодействия с виртуальным объектом – тогда человек будет физически чувствовать изменения, происходящие с объектом. Головной шлем, с одной стороны, оказался идеальным средством для реализации идеи «искусственной реальности», разрабатываемой с б0-х годов М. Крюгером. М. Крюгер с 70-х годов разрабатывал идеологию «искусственной реальности» и пытался создать техническую систему, интегрирующую в едином информационном пространстве изображение, звук и движение. Шлем, с другой стороны, оказался реальным воплощением идеи кибер-пространства, восходящей к работам М. Маклюэна и В. Гибсона. В результате агрессивной рекламной кампании по продвижению виртуальных компьютеров на рынок, термин «виртуальная реальность» стал в обыденном сознании ассоциироваться исключительно с компьютерами (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

  1. виртуалистикалат. virtus воображаемый мнимый комплексная социальная дисциплина изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности . Как самостоятельная дисциплина В. сформир...Большой толковый социологический словарь II
  2. виртуалистикалат. virtus воображаемый мнимый комплексная научная дисциплина изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности. Как самостоятельная дисциплина В. сформировалась...История философии
  3. виртуалистикаВИРТУАЛИСТИКАstrongлат. virtus воображаемый мнимый комплексная научная дисциплина изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности. Как самостоятельная дисципл...История философии II
  4. виртуалистикавиртуалистика виртуалистика и...Орфографический словарь
  5. виртуалистикаОрфографическая запись слова виртуалистика Ударение в слове виртуалистика Деление слова на слоги перенос слова виртуалистика Фонетическая транскрипция слова виртуалистика...Полный фонетический разбор слов
  6. виртуалистикавиртуалистика и...Русский орфографический словарь
  7. виртуалистикалат. virtus воображаемый мнимый комплексная социальная дисциплина изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности . Как самостоятельная дисциплина В. сформирова...Социологическая энциклопедия
  8. виртуалистикаУдарение в слове виртуалистикаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове виртуалистика...Ударение и правописание
  9. виртуалистикаВИРТУАЛИСТИКА лат. virtus воображаемый мнимый комплексная научная дисциплина изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности. Как самостоятельная дисциплина В...Энциклопедия История философии