Теоретические аспекты и основы экологической проблемы

КАРТИНА МИРА

существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. Вещи - это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение. Понятия - это механизм познания мира, детерминированный (определяемый) свойствами познающего субъекта. Человек в системе познания является понятием первичным - субъект познающий. Весь окружающий мир человек (сознание человека ?) познает исключительно с помощью собственных чувств и интеллекта, таким, каким они его видят (искажают, выделяют цвета и т.п.), все остальное является результатом переработки (упорядочения) этих сигналов в виде информации. Перед философами всегда стоял вопрос о начальной точке отсчета: что есть в мире такого по поводу которого мы можем не сомневаться, что это действительно существует. Декарт сказал: "Мыслю - следовательно, существую". Это действительно то, в чем человек может не сомневаться. Все остальное необходимо подвергать сомнению. Данный тезис тоже подвергают сомнению, вопрос только в том: насколько это конструктивно? Вдумаемся еще раз: для сознания познающего субъекта аппаратом познания мира является он сам, его органы чувств, его интеллект и в системе его познания он является первичным. Опыт других людей и человечества в целом для него вторичен. Нет субъекта познания - нет и объекта познания. Это очевидно, причем именно с точки зрения материализма, так как без субъекта не существует и само познание. Утверждение о существовании объекта независимо от наличия субъекта при последовательном развитии мысли неминуемо приводит к состоянию, при котором познание начинает существовать без его носителя, то есть к идеализму (в принятой терминологии). Заблуждения материалистов, нападающих на идеалистов, в большинстве случаев заключались в том, что ими опускалась такая вещь, как познание, понятие неотъемлемо входящее первоначально в парные понятия субъект и объект, без которого спор попросту терял смысл, так как происходило произвольное вычленение дискутирующими сторонами рассматриваемых систем. Имеет место обычная "игра слов". Понятия субъект и объект имеют смысл только применительно к феномену познания. В остальных случаях мы имеем дело с явлениями мира, его свойствами и его вещами. В том мире уже нет ни объектов, ни субъектов. Вещи существуют независимо от познающего субъекта и являются самодостаточными, то есть они или есть или их нет. Понятия определяются особенностями человеческого интеллекта и для правильного понимания картины мира требуют категорированности создания категорий, нужных именно интеллекту в их иерархии. При этом человек "видит и определяет" в мире как те вещи, которые действительно существуют, например, Вселенную, планету, дерево камень, животное, так и те, которых на самом деле нет, но они необходимы ему для более удобного ориентирования в жизни: погода, куча зерна, роща, лес, брат или сестра, экономика, биосфера и т.п. В общем случае для практической деятельности жесткость категорий не только не требуется, но даже и вредна, так как сковывает мышление и замедляет движение познающего субъекта к истине (что есть она?). С точки зрения наук (философии и др.) и системы образования в особенности, на определенных стадиях их функционирования, жесткость категорий необходима, так как обеспечивает более менее адекватную передачу знания (опыта). В нашем представлении картина мира такова: существуют пространство и время, заполненные материей (вакуумом, обладающим определенными свойствами, которые необходимо еще изучать и изучать), под действием (влиянием) времени (или чего-то иного) в материи возникают или исчезают напряжения, волны (в том числе и стоячие) - появляются поля и вещество, (простые системы) обладающие определенными свойствами. Вещество и поля принимают все возможные состояния и создают большое количество сложных систем, обладающих еще большим количеством свойств (и состояний). Одним из этих свойств является влияние предшествующего состояния области пространства на ее будущее состояние (причинно-следственная связь), что является основой всех информационных процессов - прототипом памяти. Поскольку вещество и поля принимают все возможные состояния, то во Вселенной существуют области, где связи между предшествующими и последующими состояниями на микро- и макроуровнях достаточно устойчивы - имеет место "опережающее отражение действительности" в устойчивом структурированном мире, области, где существуют информационные системы. Дальнейшее изменение структуры мира в этих областях (в нашем случае на планете Земля) происходит уже под действием этих информационных систем, начинается их совместная эволюция (пространства и информационных систем) - возникает жизнь. Ассоциативный блок. Первоначально жизнь возникает в микромире.

  1. картина мирасистематизированное целостное представление о природе ее фундаментальных законах и свойствах. Естеств. науки закономерно формируют определенную К. м. края апробируется пр...Атеистический словарь
  2. картина мирасистематизированное целостное представление о природе ее фундаментальных законах и свойствах. Естеств. науки закономерно формируют определенную К. м. края апробируется пр...Атеистический словарь II
  3. картина мираотражение мира на экране нашего сознания. Понятие адекватность картины мира соответствие отражения реальности является одним из ключевых для персонального стратегического...Глоссарий терминов тайм-менеджмента
  4. картина мирав широком смысле глобальный всеохватывающий образ мира или представление о нем присущее определенной исторической эпохе. В узком смысле это научная картина мира включающа...Евразийская мудрость от А до Я
  5. картина мирасовокупность мировоззренческих знаний о мире совокупность предметного содержания которым обладает человек немецкий философ Ясперс. Различают чувственнопространственную ду...Начала современного естествознания
  6. картина мирасформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира это целостная система знаний и представлений...Основы духовной культуры
  7. картина мирадние сурет лем бейнес...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  8. картина мирацелостный образ мира имеющий исторически обусловленный характер. Формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Чаще всего под К. м. имеют в виду н...Словарь конфликтолога
  9. картина мирапредставления обыденного религиозного философского научного и эстетического сознания благодаря чему возникает полифонический образ мира. В картине мира доминируют идеи со...Словарь-справочник по философии
  10. картина мирарезультат формирования человека как индивидуальности т. е. человека самостоятельно формулирующего свои цели....Стратегическая психология глобализации - Психология человеческого капитала
  11. картина миранекоторое целое знаний и представлений о мире сформированное языком конкретного общества....Толковый переводоведческий словарь
  12. картина мирасистема представлений образов реальной и воображаемой действительности воплощенная в языке верованиях обрядах обычаях этносов....Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  13. картина мирасовокупность представлений о мире существующая как научные и философские концепции в общественном или индивидуальном сознании. Философская картина мира имеет мировоззренч...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  14. картина мираобщие представления о мире его устройстве типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям степени общности и средствам моделир...Философия науки
  15. картина мираэто совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира Вселенной о месте в ней человека его познавательных и творческих возможностях. Терми...Философия науки и техники
  16. картина мираКАРТИНА МИРА в отличие от мировоззренияem совокупность мировоззренческих знаний о мире совокупность предметного содержания которым обладает человек Ясперс. Можно выделить...Философская энциклопедия
  17. картина мирав отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире совокупность предметного содержания которым обладает человек Ясперс. Можно выделить чувственнопрос...Философский энциклопедический словарь II
  18. картина мирав отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире совокупность предметного содержания которым обладает человек Ясперс. Можно выделить чувственнопрос...Философский энциклопедический словарь
  19. картина мираКАРТИНА МИРА система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы от нации или этноса д...Энциклопедия культурологии