Теологический энциклопедический словарь

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

(Unification Church). Первоначальное и официальное название этого нового религиозного движения Ассоциация Святого Духа для объединения всемирного христианства, а его основатель пастор Сан Миунг Мун. Несмотря на сравнительно небольшую численность (менее 500 ООО человек в мире), это движение получило большую известность и привлекло внимание средств массовой информации благодаря и практике, и многим спорным положениям. Мун родился в 1920 г. в Корее, в семье прихожан Пресвитерианской церкви. По его утверждению, в Светлое воскресенье 1936 г. во время молитвы на одном из холмов ему явился Иисус и открыл ему, Муну, что он призван довершить Его дело. Это явление было первым в череде откровений и встреч с Богом, в крых, как утверждает Мун, ему открылись новые истины для новых времен. В 1957 г. вышла его книга "Божественный принцип" (Divineprinciple), где изложены его откровения и учение. В 1954 г. Мун официально объявил о создании своей церкви, призванной принести спасение миру и создать всемирную семью верующих. Учение Церкви объединения чрезвычайно эклектично и спиритуалистично. В нем отразились особенности богатой религиозной жизни Кореи и неиссякаемый интерес Муна к духовным феноменам. Теология объединения насыщена библейскими и христианскими терминами, из чего некрые поверхностные наблюдатели делали вывод, что церковь Муна еще одна форма христианства. Однако сам Мун признавал, что с точки зрения традиционного, ортодоксального христианства его учение представляет собой ересь. Он настаивал на том, что изза сектантских разделений и неспособности традиционных церквей ответить на проблемы современного мира Бог хочет открыть новые истины. С помощью мирового духа и верных последователей его движения ("мунистов") это приведет к духовной революции, к объединению людей в истинную и прочную семью. В основе теологии объединения лежит учение Муна о падении Адама и Евы. Согласно "Божественному принципу" основному документу Церкви объединения, до откровения Муна никто понастоящему не понимал смысла грехопадения. Мун первый внес ясность в это библейское повествование. Мунисты верят, что Сатана соблазнил Еву и эта греховная связь привела к духовному растлению человечества и отпадению Сатаны. Затем Ева согрешила с Адамом, что привело к физическому падению человека. Двойственная природа грехопадения духовная и физическая требует, чтобы возрождение в Боге (спасение) было тоже духовным и физическим. Сторонники Церкви объединения учат, что при сотворении мира у Бога был такой замысел о человеке мужчины и женщины должны совершенствоваться в Боге, вступать в браки, основанные на Божьей любви, производить совершенных детей, создавая тем самым безгрешные семьи, а в перспективе безгрешный мир. Грехопадение нарушило Божий замысел, и теперь Бог пожелал возродить все сущее на земле и на небе, чтобы привести его к Царству Божьему. Церковь объединения учит, что для этого нужен Мессия, Христос. В книге "Божественный принцип" говорится, что в конце концов Бог нашел послушного человека Иисуса, крый занял место Адама, чтобы спасти человечество. Мунисты учат, что Иисус был не Богом, а совершенным человеком, свободным от первородного греха. Божий замысел о Христе заключался в том, что Он должен был взять в жены совершенную женщину вместо Евы, жениться на ней и произвести безгрешное потомство. В конце концов будут созданы другие совершенные семьи, и тогда исполнится Божий замысел о восстановлении всего человечества. В этом суть "Божественного принципа" Божий замысел о спасении некогда был сокрыт, но теперь, по убеждению мунистов, он явлен миру. Церковь объединения учит, что распятие Иисуса нарушило Божью волю. Мунисты полагают, что Бог не хотел смерти Иисуса. В этом смысле Иисус не исполнил своего предназначения Он не женился и не принес физического искупления. Поскольку Иисус спас человечество духовно, а не физически, теперь, согласно теологии Муна, нужен другой Мессия, Господь Второго пришествия, чтобы совершилось физическое искупление. Это произойдет в мессианскую эпоху (эпоху свершившегося завета, или нового века), наступившую на земле только сейчас. При этом подразумевается, что Господь Второго пришествия родится в Корее и все верующие объединятся вокруг него. Члены Церкви объединения полагают, что Мессия уже живет на земле, хотя многие не решаются открыто объявить, что этот Мессия Мун. Сам Мун уклончиво обходит этот вопрос и утверждает, что его миссия возвещать грядущий мессианский век, когда Бог откроет тайну личности Мессии всем, кто искренне ищет его. R.M. Enroth (пер. А. К.) Библиография: J. Bjornstad, The Moon Is Not the Sort; R. M. Enroth, Youth, Brainwashing and the Extremist Cults and The Lure of the Cults: F. Sontag. Sun Myung Moon and the Unification Church; J. I. Yamamoto, The Puppet Master and "Unification Church", in A Guide to Cults and New Religions, ed. R.M. Enroth.