Теологический энциклопедический словарь

ПИЕТИЗМ

(Pietism). В истории христианства периодически возобновляется тенденция, когда на передний план выдвигается повседневная жизнь христианина и уделяется меньше внимания формальным теологическим конструкциям и церковной организации. Историки пиетизма подчеркивают четыре основных признака этой тенденции. (1) Ее практический характер. Для пиетистов главное душа человека, и поэтому особое значение они уделяют христианскому образу жизни. (2) Библейскиориентированный характер. Пиетисты, если перефразировать Дж. Уэсли, это "люди одной книги", все жизненные цели и правила крых основаны на Св. Писании. (З)Перфекционистский пафос. Пиетисты всерьез озабочены святостью жизни, всеми силами пытаются следовать Божьим законам, распространять христианское благовестив и помогать нуждающимся. (4)Реформистский пафос. Пиетисты обычно противостоят тому, что они называют "сухостью" и "выхолощенностью" официальной Церкви и церковной практики. Шпенер и Франке. Немецкой лютеранской церкви в кон. XVII в. приходилось преодолевать многочисленные трудности. Ее деятельность жестко контролировали князья независимых германских государств. Многие пасторы были не меньше увлечены философскими спорами и риторическими упражнениями, чем заботой о своих конгрегациях. Разрушительная Тридцатилетняя война(1618 48), крую вели под религиозными знаменами, породила скептическое отношение к церковной жизни. Однако картина не казалась слишком мрачной. Реформам в Германии способствовали события в Голландии и пуританской Англии. В немецкоязычных землях христианство сохраняло свою жизненность, о чем свидетельствовали, напр., писания И. Арндта. Его "Истинноехристианство" (1610)оказало сильное влияние на будущих деятелей пиетизма. Тем не менее во многих местах еще неугасшую церковную жизнь искажали и сухость, и беспринципность церковных лидеров. Ситуацию изменил неутомимыйтрудФ.Я. Шпенера, приглашенного в 1666 г. старшим пастором во ФранкфуртнаМайне. Шпенера нередко называют отцом пиетизма. Он призвал к нравственным переменам и положил начало обширной переписке на духовные темы, благодаря чему его позже именовали "духовным советником всей Германии". Еще важнее то, что Шпенер способствовал реформам повседневной церковной практики. В проповеди, произнесенной в 1669 г., он говорил о том, что миряне могут собираться вместе и, "отставив стаканы, карты и кости", поддерживать друг друга в христианской вере. В следующем году Шпенер сам создал collegia pietatis ("собрание благочестивых"), встречавшееся по средам и воскресеньям для молитвы и обсуждения услышанной накануне проповеди. Участники читали отрывки из Св. Писания и благочестивой литературы, размышляя о том, как можно связать все это с повседневной жизнью. В 1675 г. Шпенера попросили составить новое предисловие к проповедям И. Арндта. Тогдаон и предпринял решительный шаг к возрождению Церкви увидели свет его знаменитые Pia Desideria ("Благочестивые помыслы"). В этой работе он кратко и доходчиво проанализировал причины духовного упадка в протестантской Германии и предложил ряд реформ. Трактат произвел настоящий фурор. Шпенер критиковал дворян и князей за непозволительный контроль над Церковью, пасторов за подмену живой веры сухими доктринами, мирян за нежелание вести себя похристиански. Он прямо призывал к возрождению идей Лютера и ранней Реформации, хотя несколько изменил их учение, к примеру, он рассматривал спасение скорее как возрождение (новое рождение), а не как оправдание перед Богом. В Pia Desideria Шпенер предложил шесть основных направлений реформы, вместе составивших краткое изложение программы пиетизма. (1)Надо "шире использовать среди нас Слово Божье". Библия "должна стать главным орудием всякого изменения". (2) Необходимо возродить "духовное священство", священство всех верующих. Убеждая каждого христианина активно участвовать в христианском служении, Шпенер приводил в пример Лютера. (3) Необходимо воплощать христианство на практике; христианство больше, чем простое знание. (4) В религиозных спорах надо проявлять сдержанность и благородство. Шпенер просил своих читателей любить неверующих и заблуждающихся, молиться за них, вести диспуты в сдержанном тоне. (5)Надо иначе готовить пасторов. Шпенер подчеркнул, что необходимо воспитывать пасторов в набожности и благочестии, а не только преподавать им академические знания. (6)Пасторы должны произносить поучительные проповеди, понятные людям, а не заумные лекции, крые мало кому понятны и интересны. Хотя эти предложения составили программу реформирования и обновления, они выявили два нелегких момента, ставших постоянной проблемой для пиетизма. Вопервых, многие деятели Церкви и профессиональные теологи сопротивлялись предложениям Шпенера одни хотели сохранить прежний статус, другие искреннебоялись опасного субъективизма и антиинтеллектуализма. Вовторых, некрые миряне воеприняли предложение Шпенера как призыв выйти из официальной Церкви, хотя он сам отвергал любые сепаратистские выводы из своих построений. В 1686 г. Шпенер перебрался из Франкфурта в Дрезден, откуда в 1691 г. его пригласили в Берлин. Пребывание в Дрездене было отмечено непрекращающимися спорами, но оказалось небесполезным здесь он познакомился со своим будущим преемником А. Г. Франке. В Берлине Шпенер содействовал основанию университета в Галле, крый в 1692 г. предложили возглавить Франке. Под руководством Франке университет этот показал, что такое пиетизм, вопло!ценный в жизнь. Франке превратил собственный дом в школу для бедных детей, основал получивший всемирную известность приют для сирот, институт для подготовки учителей, а позже участвовал в создании издательства, медицинской клиники и других учреждений. Пережив в 1687 г. драматическое религиозное обращение, Франке неизменно стремился к евангелизаторской и миссионерской деятельности. Под его руководством университет Галле стал центром самых смелых миссионерских проектов того времени. Университет основал Центр восточных языков и содействовал новым переводам Библии. Влияние миссионерских идей Франке распространялось через миссионеров, отправлявшихся из Галле в другие земли, а косвенно и через такие движения, как Моравские братья или Датская миссия, вдохновлявшиеся вождями пиетизма. Распространение пиетизма. Шпенер и Франке стали вдохновителями самых разных направлений в германском пиетизме. Крестник Шпенера и ученик Франке, граф Н. Л. фон Цинцендорф возглавил возрожденную Моравскую церковь. Под руководством Цинцендорфа беженцы из Моравии образовали нечто вроде collegiapietatis внутри немецкого лютеранства, а затем возродили Богемский союз братьев. Моравские братья, как они себя называли, пронесли пиетистскую заботу о личной духовности буквально по всему миру. Переломным в истории англоязычного христианства стал момент, когда Дж. Уэсли оказался в обществе Моравских братьев, путешествуя по Джорджии в 1735 г. Знакомство с их образом жизни, а по возвращении в Англию и с их вероучением способствовало его евангелическому пробуждению. Под общим влиянием Шпенера и Франке пиетистское отношение к Библии сформировалось среди еще одной группы немецких лютеран из Вюртемберга. Лидером ее стал И.А.Бенгель (16871752), сочетавший академическую ученость и благоговейное отношение к Св. Писанию. Бенгель изучал текст НЗ, тщательно и взвешенно его комментировал, написал несколько книг о Тысячелетнем Царстве. Скоро волны пиетизма, исходившие из Галле, Вюртемберга и от Моравских братьев, дошли до Скандинавии. Со шведскими и финскими солдатами, захваченными в плен во время войны с Россией (1709), пиетизм проник в Сибирь. В Англии пиетизм получил распространение благодаря Уэсли. В ответ на просьбы немецких иммигрантов о духовном наставничестве сын Франке отправил за океан основателя американского лютеранства Г.М. Муленберга. К-ром е того, в молодой Америке пиетизм оказал воздействие на меннонитов, Моравских братьев, Братьев общинной жизни и голландских реформатов. Влияние Шпенера, Франке и их последователей не прекратилось и в XIX в. Возрождение интереса к Лютеру и его теологии, активная евангелизаторская деятельность Базельской миссии и Общества внутренней миссии Дании, проповедь норвежца X. Н. Хауге (17711824) и основание Шведской миссии Церкви Завета (1878) восходят корнями к пиетизму предыдущей эпохи. Влияние пиетизма. Историки долго изучали взаимоотношения пиетизма с Просвещением рационалистическигуманистическим движением, бурный рост крого в XVIII в. привел со временем к секуляризации Европы. Разные авторы отмечали, что пиетизм и Просвещение одновременно ополчились на протестантскую ортодоксию, что оба движения отстаивали права каждого человека и обращали больше внимания на практику, чем на теорию. Главный исторический вопрос заключается в том, не проложил ли пиетистский антитрадиционализм, индивидуализм и практицизм путь к нехристианскому проявлению тех же свойств. Но пиетисты остались верны Св. Писанию, субъективизм их находился под контролем христианского вероучения,азначит,каковы бы ни были взаимоотношения пиетизма с Просвещением, основную причину скепсиса и рационализма надо искать в иных источниках. Такая же историческая неясность сопутствует взаимосвязи пиетизма и интеллектуальных движений, возникших как реакция на Просвещение. Какникак три великих мыслителя постпросвещенческой эпохи философидеалист И. Кант, гениальный писатель И. В. Гете и теологромантик Ф. Шлейермахер в юности были привержены пиетизму. Вероятно, целесообразно рассматривать пиетизм как движение, параллельное Просвещению и позднейшим европейским движениям, с их поисками личного смысла и неприятием иссякших традиций. Но, поскольку пиетизм в самой сущности своей привержен Евангелию, он оставался источником бесспорно христианского возрождения. В XVIIXVIII вв. религиозные движения, близкие пиетизму, возникли вне Германии. Фактически немецкий пиетизм был одной из вариаций общей темы потребности выйти за пределы выхолощенных формул о Боге, чтобы установить с Ним более близкие отношения. Такие попытки предпринимали английские пуритане кон. XVIXVII в. Пуританин из Новой Англии К. Мейтер, переписывавшийся с Франке, старался распространить пиетистский дух в Новом Свете. После смерти Мейтера прошло немного лет, но американское Великое пробуждение 173040х гг. имело уже пиетистские черты. В Англии труд "Настойчивый призыв к благочестивой и святой жизни" (Serious Call to a Devout and. Holy Life, 1728) У. Ло отстаивал нечто близкое пиетистской морали. А методизм Уэсли, с его акцентом на Св. Писание, приверженностью евангелизму и учительству, с его духом практической благотворительной деятельности и евангелического экуменизма, носил, по самой своей сути, пиетистский характер. Пиетистские элементы можно наблюдать и вне протестантизма, в католицизме и иудаизме. Янсенистское движение во Франции XVII в. подчеркивало религию души, за крую ратовал Шпенер. Основатель хасидского движения в иудаизме Баал ШемТов (170060) тоже стремился вырваться за пределы ортодоксального обряда и обрести близостьс Богом. Общая оценка пиетизма должна учитывать обстоятельства его происхождения. В узком ли немецком употреблении или в более общем смысле, пиетизм был сложным феноменом. Он вобрал в себя мистицизм позднего Средневековья, прибавив к нему приверженность Св. Писанию и мысли о священстве мирян, характерные для ранней Реформации. Противостоя формализму и сухой ортодоксии теологического истеблишмента, пиетизм в своей заботе о подлинно личном религиозном опыте был продуктом своего времени. Он в нек-ром смысле был христианским ответом на то, что называлось "открытием индивида", вырабатывая христианскую форму индивидуализма и практицизма в Европе при переходе к Новому времени. В специфически христианских категориях пиетизм можно рассматривать как серьезную попытку реформировать протестантское наследие. Страхи ранних его оппонентов частично оправдались в худшем варианте пиетистские тенденции могут привести к чрезмерному субъективизму и неумеренной эмоциональности, повредить тщательному научному анализу, раздробить Церковь в угоду эмоциональному сепаратизму, выработать новые кодексы почти законнической морали и принизить ценность предания. Вместе с тем пиетизм был и остался источником мощного возрождения Церкви. В своих лучших проявлениях он доказывает абсолютную необходимость Св. Писания для христианской жизни, вдохновляет мирян на христианское служение, поощряет миссионерство, способствует развитию религиозной свободы и сотрудничества верующих, призывает христиан не успокаиваться до тех пор, пока они не обретут близость с Богом. М.А. Noll (пер. Ю.Т.) Библиография: A. Ritschl, Geschichte des Pietismus, 3 vols.; F. ?. Stoeffler, The Rise of Evangelical Pietism, German Pietism During the Eighteenth Century, and (ed.) Continental Pietism and Early American Christianity; D. W. Brown, Understanding Pietism; R. Lovelace, The Dynamics of Spiritual Life. См. также: Шпенер, Филипп Якоб; Франке, Август Герман.

  1. пиетизмот лат pietas благочестие противостоящее ортодокс. протестантизму мистич. течение кон. вв. ставившее чувства релчг. выше догматов религ. Основатель П. нем. теолог Шпенер...Атеистический словарь
  2. пиетизмот лат pietas благочестие противостоящее ортодокс. протестантизму мистич. течение кон. вв. ставившее чувства релчг. выше догматов религ. Основатель П. нем. теолог Шп...Атеистический словарь II
  3. пиетизмПИЕТИЗМ от лат. pietas благочестие мистич. течение в протестантизме особенно в лютеранстве кон. вв. ставившее религ. чувство выше религ. догм. Возник как реакция на фор...Большая советская энциклопедия
  4. пиетизмот лат. pietas благочестие мистическое течение в протестантизме особенно в лютеранстве конец вв. ставившее религиозное чувство выше религиозных догм. Возник как реакция...Большая Советская энциклопедия II
  5. пиетизмм. рел. pietismo Итальянорусский словарь. Синонимы благочестие набожность ханжество...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. пиетизмот лат. pietas благочестие англ. pietism нем. Pietismus. . Мистическое течение противостоящее ортодоксальному протестантизму XVIIXVIII вв. стремящееся к пробуждению и о...Большой толковый социологический словарь II
  7. пиетизмот лат. pietas благочестие мистическое течение впротестантизме особенно в немецком лютеранстве кон. вв. Отвергалвнешнюю церковную обрядность призывал к углублению веры...Большой энциклопедический словарь II
  8. пиетизмПИЕТИЗМ от лат. pietas благочестие мистическое течение в протестантизме особенно в немецком лютеранстве кон. вв. Отвергал внешнюю церковную обрядность призывал к углуб...Большой Энциклопедический словарь V
  9. пиетизмПИЕТИЗМ а м. pitisme m.ampLTлат. pietas набожность благочестие. Религиозномистическое настроение поведениеem. БАС. Россия видит свое спасение не в мистицизме не в аскетиз...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  10. пиетизммистическое движение в Лютеранстве основанное Филиппом Шпенером ум. . Отвергает как развлечения так и церковную обрядность превыше всего ставя религиозное чувство личного...История христианства
  11. пиетизммистическое движение в Лютеранстве основанное Филиппом Шпенером ум. . Отвергает как развлечения так и церковную обрядность превыше всего ставя религиозное чувство личного...История христианства. Справочник
  12. пиетизмот лат. pietas долг перед Богом благочестие распространившееся в XVIII в. в Германии реформистское движение направленное против лютеранской ортодоксии формализма ее теоло...Краткий религиозно-философский словарь
  13. пиетизма м.em Возникшее в в. среди протестантов Германии религиозное течение противопоставляющее формальнообрядовой стороне религии мистическое чувство. .strong книжн.em Мистич...Малый академический словарь
  14. пиетизмНачальная форма Пиетизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  15. пиетизмПИЕТИЗМ лат. pietas благочестие мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве появившееся в вв. в Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церк...Новейший философский словарь
  16. пиетизмлат. pietas благочестие мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве появившееся в вв. в Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви еще т...Новейший философский словарь II
  17. пиетизмпиетизм . м. Течение возникшее среди немецких лютеран в XVII в. и имевшее целью усиление влияния религии на основе строгого благочестия и нравственного самоусовершенствов...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  18. пиетизмпиетизм пиетизм а...Орфографический словарь
  19. пиетизмu м благочестие набожность ханжество...Орфографический словарь русского языка
  20. пиетизмот лат.u pietas благочестие направление в протестантизме тесно связанное с просвещением и рационализмом. П. стремился к обновлению религиозного чувства подчркивая значе...Педагогический терминологический словарь
  21. пиетизмпиетизм пиетизмы пиетизма пиетизмов пиетизму пиетизмам пиетизм пиетизмы пиетизмом пиетизмами пиетизме пиетизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  22. пиетизмОрфографическая запись слова пиетизм Ударение в слове пиетизм Деление слова на слоги перенос слова пиетизм Фонетическая транскрипция слова пиетизм [пэтизм] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  23. пиетизмпротивостоящее протестантской ортодоксии мистическое течение конца и в. ставившее религиозные чувства выше религиозных догматов. Основатель немецкий теолог Шпенер отв...Религиоведческий словарь
  24. пиетизмот лат. pietas благочестие направление в протестантизме тесно связанное с Просвещением и рационализмом. Возник как реакция на формализм и догматич. окостенение протестан...Российская педагогическая энциклопедия
  25. пиетизмпиетизм аСинонимы благочестие набожность ханжество...Русский орфографический словарь
  26. пиетизмМ piyetizm XVII srd Almaniyada protestantlar arasnda meydana glmi dini cryan....Русско-азербайджанский словарь
  27. пиетизмпиетизм м.ipietism...Русско-английский словарь
  28. пиетизмПэтызм...Русско-белорусский словарь
  29. пиетизмпэтызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  30. пиетизмпиетизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  31. пиетизмСинонимы благочестие набожность ханжество...Русско-китайский словарь
  32. пиетизмpitisms...Русско-латышский словарь
  33. пиетизмPietism...Русско-эстонский словарь
  34. пиетизмпиетизм [иэ\]Синонимы благочестие набожность ханжество...Русское словесное ударение
  35. пиетизмПИЕТИЗМ новолат. от лат. pietas благочестие. Учение доктрина пиетистов. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ПИЕТИЗМ протестантская ...Словарь иностранных слов русского языка
  36. пиетизмпротивостоящее ортодоксальному протестантизму мистическое течение конца XVIIXVIII вв. ставившее религиозные чувства вышерелигиозных догматов. Основатель немецкий теолог ...Словарь исторических терминов
  37. пиетизмпиетизм набожность ханжество благочестие Словарь русских синонимов. пиетизм сущ. колво синонимов благочестие набожность ханжество Словарь синонимов ASIS.В.Н. Триши...Словарь синонимов II
  38. пиетизмпиетизм набожность ханжество благочестие...Словарь синонимов
  39. пиетизмот лат. pietas благочестие набожность мистич. течение в нем. протестантизме лютеранстве ставившее религ. чувство выше религ. догм и направленное вместе с тем против рац...Советская историческая энциклопедия
  40. пиетизмот лат. pietas благочестие направление протестантизма кон. вв. тесно связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлечнность и догматич. окостенение протес...Советский философский словарь
  41. пиетизмПИЕТИЗМ от лат . pietas благочестие мистическое течение в протестантизме особенно в немецком лютеранстве кон. вв. Отвергал внешнюю церковную обрядность призывал к углуб...Современный энциклопедический словарь
  42. пиетизмпиетизм [...Толковый словарь иностранных слов
  43. пиетизмПИЕТИЗМ пиетизма мн. нет м. от латин. pietas благочестие. . Религиозное течение среди протестантов возникшее в конце в. противопоставляющее формальнообрядовой стороне р...Толковый словарь русского языка II
  44. пиетизмПИЕТИЗМ . м. Течение возникшее среди немецких лютеран в XVII в. и имевшее целью усиление влияния религии на основе строгого благочестия и нравственного самоусовершенствов...Толковый словарь русского языка
  45. пиетизмУдарение в слове пиетизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове пиетизм...Ударение и правописание
  46. пиетизмRzeczownik пиетизм m pietyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  47. пиетизмПИЕТИЗМ от лат.em pietas благочестиеem направление протестантизма кон.em вв.em тесно связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлечнность и догматич. о...Философская энциклопедия
  48. пиетизмот лат. pietas благочестие направление в нем. протестантизме конца нач. вв. П. противопоставил себя ортодокс. богословию и церк. жизни как возрождение первонач. идей...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  49. пиетизмпиетизм пиетизмы пиетизма пиетизмов пиетизму пиетизмам пиетизм пиетизмы пиетизмом пиетизмами пиетизме пиетизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  50. пиетизмнаправление протестантизма конца XVII XVIII в. в. Пиетизм стремился к пробуждению и обновлению религиозного чувства подчеркивая при этом значение практического переустрой...Человек и общество
  51. пиетизмТим Темп Тип Теизм Питие Пим Пиит Пиетизм Пие Метиз Изм Зет Типизм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  52. пиетизмПиетизм от лат.em pietas благочестие направление протестантизма конца XVIIXVIII вв. противоречиво связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлеченность ...Энциклопедия культурологии
  53. пиетизмот лат. pietas благочестие англ. pietism нем. Pietismus. . Мистическое течение противостоящее ортодоксальному протестантизму XVIIXVIII вв. стремящееся к пробуждению и о...Энциклопедия социологии