Теологический энциклопедический словарь

ПЕРВОРОДНЫЙ, ПЕРВЕНЕЦ

(Firstborn). Первородство, исключительное право наследования, принадлежащее первенцу, восходит к временам патриархов. Первый сын Авраама Измаил не считался первенцем, поскольку он родился от рабыни (Быт 21:10). Исав продал свое первородство, т.е. "пренебрег" им, и тем самым впал в нечестие (Быт 25:33). В НЗ идея первородства выражена словомproiotokos, к-рое встречается восемь рази, гл. обр., относится к Христу; иногда оно употребляется в историческом значении, а иногда в переносном. То, что это слово имеет мессианский смысл, вытекает из греческого выражения из Пс 88:28. В НЗ понятие "первородство Христа" выражает три значения. (1) В Кол 1:15 говорится, что Он "рожден прежде всякой твари"; в Евр 1:6 употребляется то же выражение. Ариане воспользовались этими отрывками, чтобы доказать, что Сын был сотворен Отцом, но истинное значение этих стихов можно понять из контекста Кол речь идет о предвоплощенном Христе. Более того, это слово открывает нам, что Христос Господин всего творения, т. к. первенец наследниксотворенного мира. (2) В Кол 1:18 и Откр 1:5 слово "первенец" близко по значению выражению из 1 Кор 15:20 "первенец из мертвых". Христос первенец из мертвых, т.к. Он первый был воскрешен Богом. (З)Рим 8:29 учит, что Христос "первородный между многими братиями", откуда вытекает, что верующий вступает в семью, где Христос старший Сын. В Евр 12:23 высказана мысль, что все верующие становятся первенцами, а значит наследниками Божьими. D. Н. Wallace (пер. А. К.) Библиография: W. Michaelis, TDNT, VI, 871 ff.; К.Н. Bartels,N??N??, 11,667 ff.