Теологический энциклопедический словарь

ЕССЕИ

(Essenes). Так называлась еврейская секта, игравшая важную роль в Палестине со второй пол. II в. до н.э. по вторую пол. I в. н.э. Источники. Наш взгляд на ессеев зависит в значительной степени от того, на какие источники мы опираемся. Прежде всего, разумеется, нас интересуют источники, прямо упоминающие ессеев. Наиболее ценны работы Филона " Апология иудеев" (потеряна, но частично сохранена Евсевием вPraeparatio evangeli са 8.2) и "Всякий добрый человексвободен", написанные в первой пол. 1в. н.э., и книги Иосифа Флавия "Иудейская война" и "Иудейские древности", датируемые, соответственно, 75 и 94 гг. н.э., а также "Естественная история" Плиния Старшего, завершенная ок. 77 г. н.э. Некрый интерес представляют и Philosophoumena Ипполита (III в.). Однако использование этих источников сопряжено с некрыми проблемами. В частности, ни один из них не дает взгляда на жизнь ессеев изнутри. К-ром е того, эти источники обычно ориентируются на греческих или эллинизированных читателей и потому во многом искажают практику, доктрину и психологию ессеев. Наконец, сомнительно, что хоть один из этих источников может дать нам описание общины ессеев в том виде, в каком она существовала до царствования Ирода Великого (374 гг. до н.э.). На протяжении последних 30 лет ученые пытались преодолеть эти трудности за счет информации, почерпнутой из рукописей Мертвого моря. Однако и этот подход порождает определенные проблемы. Связь ессеев с кумранскими сектантами неясна. Слово "ессеи " ни разу не упоминается в кумранской литературе; кумраниты с тем же успехом идентифицируются с фарисеями, зилотами, саддукеями и другими еврейскими и христианскими группами. И все же большинство ученых, основываясь на археологических и литературных свидетельствах, полагает, что кумранские сектанты были ессеями. Впрочем, неясно, были ли обитатели Кумрана лидерами ессеев или же лишь периферийной группой широкого ессейского движения. В любом случае непонятно, до какой степени кумранские документы отражают ессейскую практику и верования. Поэтому есть смысл провести грань между данными Филона и Иосифа Флавия и предположительно относящейся к ессеям информацией из кумранских источников. Сведения о жизни, учении и истории ессеев могут быть почерпнуты в таких кумранских документах, как "Наставление о распорядке", " Дамасский документ", "Рукопись о войне", недавно опубликованная "Рукопись о Храме", а также различные комментарии на малых пророков. Название. Слово "ессеи" происходит от греч.Esscnoi. Происхождение и значение этого греческого слова стало загадкой уже в I в. н.э. Филон, первый автор, сообщивший о ессеях (ок. 40 г. н.э.), производит этот термин от греч. hosios ("святой"). Современные ученые предпочитают семитские этимологии: арам. iisen, asayya ("целители") или вост. арам,hasen, hasayya ("благочестивые"). Первая этимология основана на предположении о том, что ессеи были связаны с "терапевтами" (греч. "целители"), еврейской группой, процветавшей в ту пору в Египте. Вторая этимология предполагает историческую связь между ессеями и "хасидим" (евр. "благочестивые"), движением правоверных евреев, возникшим во время Маккавейского воестания (ок. 167 г. до н.э.). Существующие свидетельства не позволяют нам сделать окончательный выбор между этими двумя этимологиями, хотя в последние годы наиболее популярна вторая из них. В любом случае нет оснований полагать, что сами ессеи называли себя так. Возможно, это название дали им их современники, воспринимавшие их подобным образом. Жизнь и учение. В целом Филон, Иосиф Флавий, Плиний Старший и Ипполит описывают ессеев одинаково. Главной чертой этого движения был аскетизм. Многие из его приверженцев соблюдали безбрачие, хотя Иосиф Флавий упоминает и о женатых ессеях. Ессеи не употребляли предметов роскоши и по возможности избегали социальных и экономических контактов с внешним миром. Их жизнь была строго регламентирована и состояла из молитв, тяжелой работы, частых ритуальных омовений и изучения писаний. Ессеи жили общинами, для крых было характерно не только совместное владение имуществом, но и совместные трапезы. Путешествуя, ессеи всегда останавливал ись на ночлег у своих братьев по вере. Внутри ессейской общины существовало четыре уровня посвящения, причем высшую ступень этой лестницы занимали священники (по сообщению Иосифа Флавия, именно они распоряжались деньгами общины). Эта социальная структура была незыблема благодаря строгой дисциплине. Вступлению в общину предшествовали трехлетний подготовительный период и торжественная церемония принесения клятвы. В том, что касается Храма и жертвоприношений, сообщения Филона и Иосифа Флавия о ессеях расходятся. Филон пишет, что ессеи в принципе воздерживались от жертвоприношений, Иосиф же утверждает, что ессеи были изгнаны из Храма в связи с их взглядами на ритуальную чистоту и потому приносили жертвы в своей среде. Иосиф также пишет, что ессеи верили в абсолютное предопределение, в бессмертие души и предсуществование душ. Кумранские документы в целом подтверждают эту информацию, однако есть и расхождения. К примеру, "Наставление о распорядке" предусматривает не трехлетний, а двухлетний подготовительный период. По данным Филона, ессеи вообще не признавали клятв, однако в "Дамасском документе" есть тексты клятв, рекомендуемых кумранитам. Эти и другие несовпадения показывают, что использовать рукописи Мертвого моря для изучения истории ессеев можно лишь с большой осторожностью. Даже если Филон и Иосиф в чем-то ошибаются (что вполне вероятно), следует признать, что специфические характеристики кумранской общины не могут быть автоматически приписаны всему движению ессеев. При всем этом кумранские документы имеют огромное значение для изучения общины ессеев. Эти рукописи, в частности, свидетельствуют, что некрые из ессеев придерживались солнечного календаря в 364 дня (для иудаизма в целом характерен лунный календарь). К-ром е того, кумранские ессеи были непримиримыми врагами хасмонейских первосвященников. Повидимому, многие лидеры ессеев принадлежали к дому Садокову первосвященническому роду, низложенному Хасмонеями. Следовательно, кумраниты действительно не приносили жертв в Храме изза их ссоры с иерусалимскими первосвященниками, а не в силу неприятия ими самой системы жертвоприношений. И наконец, кумранские документы открывают нам эсхатологизм ессейского мировосприятия. Авторы этих текстов считали себя праведным остатком Израиля, живущим в последние дни. Они ожидали прихода Мессии (национальный вождь) и Первосвященника (эсхатологическая фигура). В целом рукописи Мертвого моря подтвердили, что ессейство не выходило за рамки иудаизма. Дело в том, что данные Иосифа и Филона о ессеях плохо совмещаются с нашими представлениями об иудаизме последних десятилетий перед разрушением второго Храма. Поэтому многие ученые рассматривали еесеев как синкретическую монашескую секту, следующую традициям эллинского аскетизма. Однако кумранская община, судя по оставленным ею рукописям, стремилась не к достижению греческого философского идеала, а к сохранению ритуальной чистоты. Как бы мы ни идентифицировали кумранитов, мы не можем не признать ессеев одной из множества "благочестивых" групп, возникших в иудаизме накануне падения второго Храма. История ессейского движения и его влияние на иудаизм и христианство. Источники мало говорят нам об истории ессейства. Кумранские документы полны исторических аллюзий, но аллюзии эти весьма неоднозначны. К-ром е того, возможно, что история кумранской общины не вполне адекватно отражает историю ессейства в целом. Тем не менее ученые, комбинируя информацию из различных источников, получили еледующую предположительную канву еесейской истории. Движение ессеев возникло после Маккавейского восстания (ок. 167160 гг. дон.э.). В период между 152 и 110 гг. до н.э. по крайней мере некрые ессеи (возможно, только их лидеры) переселились в Кумран, на берега Мертвого моря. Там они оставались до тех пор, пока парфянское вторжение 40 г. до н.э. или землетрясение 31 г. до н.э. не вынудило их бежать в окрестности Иерусалима. После смерти Ирода Великого (4 г. до н.э.) по крайней мере некрые еесеи вернулись в Кумран. В 70г. н.э. еесеи приняли участие в войне с римлянами. Вопрос о том, сохранились ли ессеи как отдельная группа и после 70 г., остается открытым. Исследователи усматривают следы ессейства в учениях таких сект, как эбиониты, мандеи и караимы. Неясна и степень влияния ессейства на современный ему иудаизм и на раннее христианство. Некрые ученые преуменьшают значение ессейства, считая его периферийной еврейской сектой, другие же, напротив, готовы признать ессеев непосредственными предшественниками христиан. Однако более вероятно, что ессеи были одной из групп, представлявших пиетистскую реакцию на прагматизм и вялость официального иудаизма. Многие адепты этой реакции могли стать членами ранней Церкви. S.Taylor(пер. а. г.) Библиография: G. Vermes,The Dead Sea Scrolls in English; A. DupontSommer, The Jewish Sect of Qumran and the Essens; M. Burrows,The Dead Sea Scrolls; F. F. Bruce,Second Thoughts on the Dead Sea Scrolls; W. S. LaSor,The Dead Sea Scrolls and the NT; R. deVaux, Archaeology and the Dead Sea Scrolls; J. H. Charlesworth,"The Origin and Subsequent History of the Authors of the Dead Sea Scrolls: Four Transitional Phases among the Qumran Essenes", RQqum 10:21333; C.D. Ginsburg,The Essens. См. также: Рукописи Мертвого моря; Фарисеи; Саддукеи.

  1. ессеисм. Эссены....Атеистический словарь II
  2. ессеиназвание Иудейской секты существовавшей около времени земной жизни Спасителя но о которой в свящ. Писании не упоминается. Сведения о ней находятся у Флавия в его сочинени...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  3. ессеиобщественнорелигиозное течение в Иудее во й половине в. до н. э. в. н. э. Е. в числе главных предшественников христианства. Согласно античным авторам Филону Александр...Большая Советская энциклопедия II
  4. ессеиобщественнорелигиозное течение в Иудее во й половине в. до н. э. в. н. э. Е. в числе главных предшественников христианства. Согласно античным авторам Филону Александр...Большая Советская энциклопедия II
  5. ессеиЕССЕИ греч. essaioi одно из общественнорелигиозных течений в Иудее во й пол. в. до н. э. в. н. э. Общины ессеи считаются одними из главных предшественников раннего хр...Большой Энциклопедический словарь V
  6. ессеичлены религ. секты возникшей в Иудее во в. до н.э. Е. отрицали частную собственность рабовладение и войну. Они призывали к пассивной созерцат. жизни отказу от политич. д...Древний мир. Энциклопедический словарь
  7. ессеигреческое essaioi общественнорелигиозное течение в Иудее во й половине в. до нашей эры в. нашей эры. Общины ессеев считаются одними из главных предшественников раннего...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. ессеиЕссеи еврейская религиозная секта в. до н.э. конец в. н.э. Имели много общего с фарисеями но в отличие от них верили в физическое воскрешение мртвых. Ессеи составляли...Исторический словарь
  9. ессеиессеи ессеи еев ед. ессей я...Орфографический словарь
  10. ессеиЕссеи название Иудейской секты существовавшей около времени земной жизни Спасителя но о которой в свящ. Писании не упоминается. Сведения о ней находятся у Флавия в его со...Полная популярная библейская энциклопедия
  11. ессеиОрфографическая запись слова ессеи Ударение в слове ессеи Деление слова на слоги перенос слова ессеи Фонетическая транскрипция слова ессеи [эсэ] Характеристика всех звук...Полный фонетический разбор слов
  12. ессеиЭллинизированное слово от еврейского Аса целитель. Таинственная секта иудеев которая по словам Плиния жила поблизости Мертвого моря per millia saeculorum в течение тыся...Религиозные термины
  13. ессеиессеи еев ед. ч. ессей я...Русский орфографический словарь
  14. ессеиессейлер...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  15. ессеиЕССЕИ иудейск. секта во II в. до Р. Хр. сначала в Палестине затем бл. Мертвого моря. Аскеты проповедовавшие воздержание во всем. Словарь иностранных слов вошедших в соста...Словарь иностранных слов русского языка
  16. ессеиоппозиционное общественно религиозное течение в Иудее во й пол. в. до н. э. в. н. э. одно из главных предшественников христианства. Этимология слова Е. достоверно неиз...Советская историческая энциклопедия
  17. ессеиоппозиционное общественно религиозное течение в Иудее во й пол. в. до н. э. в. н. э. одно из главных предшественников христианства. Этимология слова Е. достоверно неиз...Советская историческая энциклопедия
  18. ессеиЕССЕИ греческое essaioi общественнорелигиозное течение в Иудее во й половине в. до нашей эры в. нашей эры. Общины ессеев считаются одними из главных предшественников р...Современная энциклопедия
  19. ессеиЕССЕИ греч . essaioi одно из общественнорелигиозных течений в Иудее во й пол. в. до н. э. в. н. э. Общины ессеи считаются одними из главных предшественников раннего хр...Современный энциклопедический словарь
  20. ессеиEssene члены аскетической иудейской секты существовавшей с в. до н.э. по в. н.э. в Палестине. Е. жили общинами и не имели личной собственности....Страны и города мира. Словарь
  21. ессеиессеи см. хсены....Толковый словарь иностранных слов
  22. ессеиУдарение в слове ессеиУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове ессеи...Ударение и правописание
  23. ессеиприверженцы общественнорелигиозного течения в Иудее во ой половине II века до н.э. I веке н.э. одного из главных предшественников христианства. Были жестко настроены прот...Философия политики
  24. ессеиЕссеи одна из сект в иудействе получившая начало в первой четверти II в. до Р. X. Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во вр...Энциклопедический словарь
  25. ессеиодна из сект в иудействе получившая начало в первой четверти II в. до Р. X. Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена п...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  26. ессеиИсиим Группа праведников периода Второго Храма стремившихся к образу жизни полному святости и чистоты. Е. отстранялись от общества и чуждались людей не принадлежавших к и...Энциклопедия иудаизма
  27. ессеиЕССЕИеврейская религиозная группа существовавшая в течение двух столетий до и после периода жизни Христа. Этимология слова ессей неясна. Важнейшие источники сведений о ес...Энциклопедия Кольера II
  28. ессеиЕссеи ессены греч.em лат.em esseni возможно от арам.сир.em hassayya благочестивые или от арам asayya врачеватели приверженцы общественнорелигиозного течения в Иудее во ...Энциклопедия культурологии